Тальберг З.
(Thalberg) Зигизмунд (8 I 1812, Женева - 27 IV 1871, Позиллипо, близ Неаполя) - австр. Пианист. Учился у З. Зехтера (композиция) и И. Гуммеля (фп.) в Вене. С 1830 концертировал в странах Европы, в т. Ч. В России (1839). Игра отличалась элегантностью, певучестью тона, иск-вом legato (к-рое у него высоко ценил Ф. Лист), блестящей техникой (вслед за Пэриш-Альварсом и Ф. Поллини, он до Листа применял нек-рые ещё не утвердившиеся в пианизме приёмы - распределение мелодии между большими пальцами обеих рук и др.). Г. Гейне считал Т. Одним из 3 величайших пианистов мира (наряду с Ф. Шопеном и Ф. Листом). Известен гл. Обр. В связи с т. Н. "войной тальбергианцев и листианцев", начавшейся после концертов Т. В Париже в 1836. Статьи Листа "О сочинениях Тальберга" и Ф.
Ж. Фетиса "Тальберг и Лист" вызвали споры, особенно разгоревшиеся после выступления Т. И Листа в одном концерте в Париже в 1837. Эти споры привели к эстетич. Дискуссии. Она была осн. На противопоставлении возглавляемому Т. Салонному, "услаждающему" пианизму (поддерживался Фетисом) нового, драматического, идейно содержательного исполнит. Иск-ва Листа, к-рый одержал историч. Победу (его сторонники - Г. Берлиоз, Ф. Шопен, Г. Гейне, А. Н. Серов, В. В. Стасов и др.).Сохранили ценность методич. Указания Т. О способах извлечения певучего звука (из предисловия к сб. "Искусство пения, применённое к фортепиано" - "L'art du chant appliquй au piano", 4 серии транскрипций, 1830). T. - автор концерта для фп. С оркестром, "Большой фантазии", сонаты, 15 этюдов, 15 вальсов, 9 ноктюрнов, 9 романсов, 2 каприсов, 35 фантазий (в т.
Ч. На темы опер "Монтекки и Капулетти" Беллини, "Гугеноты" Мейербера, "Моисей" Россини, "Дон Жуан" Моцарта, "Немая из Портичи" Обера, "Цампа" Герольда) и др. Пьес для фп., а также камерно-инстр. Ансамблей, романсов. Пользовавшиеся популярностью во 2-й пол. 19 в. Фантазии на оперные темы и транскрипции, так же как и оригинальные фп. Пьесы и др. Соч. Т. Салонного характера, утратили своё значение.Литература. Гейне Г., Варианты и добавления. О французской сцене, Полн. Собр. Соч., т. 6, М.-Л., 1936, с. 422-34. Его же, Лютеция, там же, т. 9, М.-Л., 1936, с. 150, 245. Серов A., Избр. Статьи, т. 1-2, М.-Л., 1950-57. Алексеев A., История фортепианного искусства, ч. 2, М., 1967. Стасов В., Статьи о музыке, в 5 выпусках, вып. 1, М., 1974. Шуман Р., О музыке и музыкантах.
Собр. Статей, пер. С нем., т. 2А-2Б, М., 1978-79. Liszt F., Thalbergs Grande Fantaisie op. 22 und Caprices op. 15 und 19, "Revue et gazette musicale de Paris", 1837, 16 juillet. См. Также кн. Gesammelte Schriften, Bd 2, Lpz., 1881 (рус. Пер. - Избр. Статьи, M., 1959, с. 76-78). Schumann R., Gesammelte Schriften, Bd 1-2, Lpz., 1854, 1914. Lоesser A., Men, women and pianos, N. Y., 1954. Сase11a A., Il pianoforte, Mil., 1956. Schonberg H. С, The great pianists, N. Y., 1963. Сhapin V., Giants of the keyboard, Wash. - Phil. - N. Y., 1967. Rapin E., Histoire du piano et des pianistes, Bologna, 1969. См. Также лит. При ст. Лист Ф..Г. М. Коган..
Дополнительный поиск Тальберг З.
На нашем сайте Вы найдете значение "Тальберг З." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тальберг З., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Т". Общая длина 11 символа