Тамтам

164

Тaм-тaм (термин, осн. На звукоподражании, заимствован из языков народов Индии. Франц. И итал. Tam-tam, нем. Tam-Tam) - ударный инструмент. С древнейших времён использовался в качестве ритуального инструмента в храмах стран юго-вост. Азии. Имеет форму плоского, несколько выпуклого в центре диска 600-1500 мм в диаметре (чаще ок. 1000 мм), 8-10 мм толщиной, иногда со слегка загнутыми краями. Изготовляется из спец. Сплавов, в к-рые входят серебро, сурьма, медь и др. Благодаря многократной горячей проковке структура металла многослойна. При игре Т. Из-за его значит. Тяжести подвешивают к стойке или прочной раме (станку). Звук извлекают ударами (по краю или в центр Т.) большой колотушки с шаровидным войлочным или др. Наконечником (от материала к-рого зависит окраска звука).

Т. Издаёт неопределённой высоты низкий, мощно рокочущий звук "колокольного" оттенка. Он несколько нарастает после удара и медленно затухает. Партия Т. Нотируется на 1 линейке ("нитке"). Звучание Т. Может быть разл. Мощности и оттенков окраски - от воздушно-лёгкого до мрачного, зловещего (симф. Поэмы "Что слышно на горе" Листа, 1856. "Смерть и просветление" Штрауса, 1889. 6-я симфония Чайковского, 1893). Проводя с нажимом по краю Т. Дерев. Палочками от малого барабана или металлическими от треугольника, получают своеобразное скрежещущее подобие глиссандо. Прикасаясь лёгкой палочкой к поверхности звучащего после удара Т., можно получить эффект тремоло.Т. Впервые введён в состав симф. Оркестра в последней четв. 18 в. ("Траурный марш на смерть Мирабо" Ф.

Ж. Госсека, 1791. Опера "Ромео и Джульетта" Штейбельта, 1793). В рус. Орк. Музыке Т. Впервые применил О. А. Козловский ("Реквием" на смерть С. А. Понятовского, 1798. Музыка к трагедии В. А. Озерова "Фингал", 1805). Звучность Т. Привлекала оперных композиторов периода романтизма, применявших его гл. Обр. В изобразит. Целях (Г. Спонтини, В. Беллини, Дж. Мейербер и др.). Со 2-й пол. 19 в. Т. Получил широкое распространение в симф. Музыке ("Данте-симфония", 1857, симф. Поэмы Ф. Листа. Симфония "Манфред", 1885, фантазия "Франческа да Римини", 1878, балеты и др. Соч. П. И. Чайковского. Симф. Картина "Садко", 1867, симфония "Антар", 1868, нов. Ред. 1897, Н. А. Римского-Корсакова. 1-я симфония, 1888, Г. Малера. Кантата "Весна", 1902, "Колокола", 1913, Симфонические танцы, 1940, С. В. Рахманинова).

Разнообразно применяли Т. Композиторы И. Ф. Стравинский, Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, Б. Мартину, О. Мессиан. В этнографической литературе Т. Называют также деревянный африканский барабан.Литература. Rогаль-Левицкий Д., Современный оркестр, т. 3, М., 1956, с. 272. Чулаки М., Инструменты симфонического оркестра, М., 1962. Дмитриев Г., Ударные инструменты, М., 1973, с. 66-68. Панаиотов А., Ударные инструменты в современных оркестрах, М., 1973, с. 81-84. Piston W., Orchestration, N. Y., 1955. Kunitz H., Instrumenten-Brevier, Wiesbaden, 1961.Ю. А. Фортунатов.

Значения в других словарях
Тамбурмажор

(франц. Tambour-major, от tambour - барабан и major, здесь - старший или главный) - первоначально гл. Барабанщик в полку, позднее - руководитель (наряду с капельмейстером) музыкантского хора (воен. Оркестра) на марше. Занимался также обучением оркестрантов. Должность Т. Была учреждена во франц. Армии в 1651, в рус. Армии введена в 1815 (упразднена в 1865 в армейских, в 1881 в гвардейских полках). Т. Выбирался из унтер-офицеров (как правило, высокого роста), ему полагалось особое обмундирование. ..

Тампере Х. Т.

Херберт Тохверович (1 II 1909, Ранну, Тартуский р-н - 19 I 1975, там же) - сов. Фольклорист и музыковед. Кандидат филологич. Наук (1962). Засл. Арт. Эст. ССР (1969). В 1933 окончил Тартуский ун-т (ф-т фольклористики, этнографии, археологии и эст. Яз.). В 1928-45 работал ассистентом в архиве эст. Нар. Поэзии (Eesti Rahvaluule Arhiiv). В 1946-51 и 1967-75 читал курс муз. Фольклора в Таллинской консерватории (с 1974 профессор), в 1952-66 - спец. Фольклористики в Тартуском ун-те. Одновременно был за..

Тамулюнас П. П.

Повилас Петро (р. 28 IV 1919, дер. Унцишкяй, ныне Биржайского р-на) - сов. Композитор, педагог и муз.-обществ. Деятель. Засл. Деят. Иск-в Литов. ССР (1965). Чл. КПСС с 1956. Чл. ЦК компартии Литвы (1964-71). В 1949 окончил Каунасскую консерваторию. В 1953-75 преподаватель и зав. Кафедрой теории музыки (одновременно в 1953-60 проректор) Литов. Консерватории (с 1980 профессор). Был чл. Правления CK СССР, зам. Пред. CK Литвы, постоянным консультантом по художеств. Самодеятельности республики. Осн. ..

Тамур

Пандур, - дагестанский струн. Щипковый инструмент. Распространён с древности у аварцев, даргинцев и кумыков, живущих в Нагорном и Среднем Дагестане. Имеет узкий длинный совкообразный долблёный корпус, заканчивающийся внизу двузубцем или трезубцем, и шейку с 5-6 ладами (шейка и корпус изготовляются из одного куска липового дерева). Дека сосновая с группой мелких резонаторных отверстий. Общая длина ок. 900 мм. Струн две. Струны старинных Т. Скручивались из конского волоса, у совр. Инструментов - ж..

Дополнительный поиск Тамтам Тамтам

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Тамтам" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Тамтам, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 6 символа