Танец

247

(польск. Taniec, от нем. Tanz) - вид иск-ва, основанный на выразительности ритмич. Движения и пластики человеческого тела. Т. Организован в пространстве и времени в единую композицию. Танц. Образ тесно связан с музыкой, а также с костюмом, к-рый обусловливает характер движения и манеру исполнения. Возникновение Т. Относится к глубокой древности, когда движение было непосредств. Выражением сильных эмоций, чаще положительных (охваченный ликованием человек пускается в пляс. Бьющая через край радость жизни, ощущение здоровья, наслаждение бытием выливаются в энергичные движения). Во многих случаях коллективный Т. Усиливает совместно переживаемое чувство как самих участников, так и зрителей. Изначальная функция Т. - выражение эмоц.

Напряжения через слаженные движения. В Т. И в отношении общества к Т. Выражаются характер времени, дух эпохи. Почерпнутые из трудовых и др. Жизненных процессов движения первобытных танцоров постепенно автономизировались и обобщались. Т. Вычленялся из первоначально синкретичного иск-ва, приобретая устойчивые формы. Т. - одно из проявлений нар. Творчества. В Т. Каждого народа накапливались свои традиции, кристаллизовались хореографич. Язык, пластич. Выразительность и соотношение с музыкой. В Т. Движения определены заранее, в отличие от пляски, к-рая импровизируется. Существует деление Т. На "показываемые" (сценические и культовые) и бытовые. Среди бытовых со временем определились различия между Т. Крестьянским и городским, а из последних выделились придворные, бальные, салонные.

На этой основе в свою очередь развился европ. Балет. В балете различают т. Н. Классич. Т. И характерный Т. (франц. Danse de caractиre или danse caractйristique - танец в характере, в образе) - балетный вариант нар. Нац. Т. Эта классификация европ. Т. Остаётся действительной и для современности, хотя сами Т. (бальные, балетные) значительно эволюционируют или заменяются новыми. Независимо от европейских тысячелетиями существуют разл. Т. В странах Азии и Востока (напр., 4 основные школы инд. Классич. Т. Бхарат натьям, катхакали, кaтхак, манипури). Одна из особенностей вост. Т. - тонко разработанный язык жестов, танц. Эквивалент словесной речи, иллюстрирующий иногда содержание сопровождающей Т. Песни. В совр. Проф. Хореографии утвердился новый жанр - сценич.

Нар. Т., к-рый был показан впервые Ансамблем нар. Танца СССР (1937). На основе его опыта во всех республиках Сов. Союза, а также во многих странах мира созданы любительские и проф. Ансамбли и коллективы нар. Сценич. Т. Оказал влияние на развитие муз. Жанров и инструментария. См. Также Балет, Танцевальная музыка.Литература. Xудеков С. Н., История танцев, ч. 1-4, СПБ, 1913-18. Ваганова А. Я., Основы классического танца, Л., 1934, 1963. Ивановский Н. П., Бальный танец XVI- XIX вв., Л.-М., 1948. Ткаченко Т. С., Народный танец, М., 1954. Васильева-Рождественская М., Историко-бытовой танец, М., 1963. Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975. Королева Э. A., Ранние формы танца, Киш., 1977. Sachs К., Eine Weltgeschichte des Tanzes, В., 1933. Magrie1 P.

D., A bibliography of dancing, N. Y., 1936, 1941. Оttо W. E., Menschengestalt und Tanz, Mьnch., (1956). "Soziale Wirklichkeit", Bd 4 - Der Tanz in der modernen Gesellschaft, Hamb., 1958. Gargi В., Theater und Tanz in Indien, В., 1960 (рус. Пер. - Гарги Б., Театр и танец Индии, М., 1963). Sheets M., The phenomenology of dance, Madison-Milwaukee, 1966. Hamb1y W. D., Tribal dancing and social development, Brooklyn, 1974. Lange R., The nature of dance..., L., 1975. Сауоu D. K., Modern jazz dance, L., 1976. Т. С. Кюрегян..

Значения в других словарях
Танеев А. С.

Александр Сергеевич (5 (17) I 1850, Петербург - 7 II 1918, там же) - рус. Композитор и муз.-обществ. Деятель. Троюродный племянник С. И Танеева. Отец Т. - Сергей Александрович Т. (1821-1889), действит. Тайный советник, управляющий царской канцелярией, увлекался музыкой, был автором ряда муз. Произв. (среди них - Adagio и фуга для оркестра, струн. Квартет, хоры, романсы, в т. Ч. "Узник" на сл. M. Ю. Лермонтова). Мать Т. - пианистка, ученица А. Л. Гензельта. Окончив Петерб. Ун-т, Т. Служил при дво..

Танеев С. И.

Сергей Иванович (13 (25) XI 1856, Владимир - 6 (19) VI 1915, Дюдьково, близ Звенигорода Московской обл. Похоронен в Москве) - рус. Композитор, педагог, пианист, ученый, муз.-обществ. Деятель. Род. В дворянской семье. Отец - Иван Ильич Т. Был магистром словесности, музыкантом-любителем, автором неск. Лит. Произведений и муз. Пьес. С 5 лет Т. Обучался игре на фп. В 1866 поступил в открывшуюся в том же году Моск. Консерваторию, к-рую окончил в 1875 по классам фп. У Н. Г. Рубинштейна и композиции у ..

Танзанийская музыка

Т. М. Сочетает разнообразные творч. И исполнит. Традиции многочисл. Народностей (относящихся гл. Обр. К восточным банту) и племён, населяющих Танзанию. Музыке принадлежит большая роль в жизни танзанийских общин, она связана со многими повседневными обычаями и корнями уходит в глубь веков. Музыка сопровождает трудовые процессы, праздничные церемонии, религ. Обряды, ритуал инициации ("посвящение" в мужчины или женщины). Иск-во танзанийцев, как и многих др. Афр. Народов, синкретично. Обычно танец с..

Тансен М.

Миан (имена до принятия мусульманства - Рамтану, Танна Мишра) (нач. 16 в., Бехат, близ г. Гвалияр - после 1595, Гвалияр) - инд. Музыкант, поэт и муз. Учёный. Род. В семье музыканта Макаранда Панди, принадлежавшего к касте брахманов. Исследователи предполагают, что с 10-летнего возраста Т. В течение 10 лет был учеником известного музыканта Свами Харидаса из Вриндабана. Творч. Деятельность Т. Неразрывно связана с придв. Иск-вом. Нек-рое время он был музыкантом при дворе в Гвалияре, куда переселилс..

Дополнительный поиск Танец Танец

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Танец" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Танец, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Т". Общая длина 5 символа