Увертюра

231

(франц. Ouverture, от лат. Apertura - открытие, начало) - инстр. Вступление к театр. Спектаклю с музыкой (опера, балет, оперетта, драма), к вокально-инстр. Произв. Типа кантаты и оратории или к серии инстр. Пьес типа сюиты, в 20 в. - также к кинофильмам. Особая разновидность У. - конц. Пьеса с нек-рыми чертами театр. Прототипа. Два осн. Типа У. - пьеса, имеющая вступит. Функцию, и самостоят. Произв. С определ. Образными и композиц. Свойствами - взаимодействуют в процессе развития жанра (начиная с 19 в.). Общей особенностью является в той или иной степени выраженная театр. Природа У., "соединение наиболее характерных черт замысла в наиболее ярком их виде" (Б. В. Асафьев, "Избранные труды", т. 1, с. 352).История У. Восходит к начальным этапам развития оперы (Италия, рубеж 16-17 вв.), хотя самый термин утвердился во 2-й пол.

17 в. Во Франции и затем получил всеобщее распространение. Первой У. Принято считать токкату в опере "Орфей" Монтеверди (1607), фанфарная музыка к-рой отразила старую традицию начинать спектакли призывными фанфарами. Позднее итал. Оперные вступления, представляющие собой последование 3 разделов - быстрого, медленного и быстрого, под назв. "симфонии" (sinfonia) закрепились в операх неаполитанской оперной школы (А. Страделла, А. Скарлатти). Крайние разделы нередко включают фугированные построения, однако третий чаще имеет жанрово-бытовой, танц. Характер, тогда как средний отличается певучестью, лиризмом. Подобные оперные симфонии принято называть итальянскими У. Параллельно во Франции развивался иной тип 3-частной У., классич.

Образцы к-рой были созданы Ж. Б. Люлли. Для франц. У. Типично последование медленного, величавого вступления, быстрой фугированной части и завершающего медленного построения, сжато повторяющего материал вступления или напоминающего в общих чертах его характер. В нек-рых более поздних образцах завершающий раздел опускался, заменяясь каденционным построением в медленном темпе. Помимо франц. Композиторов, тип франц. У. Использовали нем. Композиторы 1-й пол. 18 в. (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Г. Ф. Телеман и др.), предваряя ею не только оперы, кантаты и оратории, но и инстр. Сюиты (в последнем случае название У. Иногда распространялось на весь сюитный цикл). Ведущее значение сохраняла оперная У., определение функций к-рой вызывало много разноречивых мнений.

Нек-рые муз. Деятели (И. Маттезон, И. А. Шайбе, Ф. Альгаротти) выдвигали требование идейной и муз.-образной связи У. С оперой. В отд. Случаях композиторы осуществляли подобного рода связь в своих У. (Гендель, особенно Ж. Ф. Рамо). Решающий перелом в развитии У. Наступил во 2-й пол. 18 в. Благодаря утверждению сонатно-симф. Принципов развития, а также реформаторской деятельности К. В. Глюка, трактовавшего У. Как "вступит. Обзор содержания" оперы. Циклич. Тип уступил место одночастной У. В сонатной форме (иногда с кратким медленным вступлением), обобщённо передававшей господствующий тон драмы и характер осн. Конфликта ("Альцеста" Глюка), что в отд. Случаях конкретизируется использованием в У. Музыки соответств. Оперы ("Ифигения в Авлиде" Глюка, "Похищение из сераля", "Дон Жуан" Моцарта).

Значит. Вклад в развитие оперной У. Внесли композиторы периода Великой франц. Революции, в первую очередь Л. Керубини.Исключит. Роль в развитии жанра У. Сыграло творчество Л. Бетховена. Усилив муз.-тематич. Связь с оперой в 2 наиболее ярких вариантах У. К "Фиделио", он отразил в их муз. Развитии важнейшие моменты драматургии (более прямолинейно в "Леоноре No 2", с учётом специфики симф. Формы - в "Леоноре No 3"). Подобный тип героико-драм. Программной увертюры Бетховен закрепил в музыке к драмам ("Кориолан", "Эгмонт"). Нем. Композиторы-романтики, развивая традиции Бетховена, насыщали У. Тематизмом оперы. При отборе для У. Наиболее важных муз. Образов оперы (часто - лейтмотивов) и при соответствии её симф. Развития общему ходу оперного сюжета У.

Становится относительно самостоятельной "инструментальной драмой" (напр., У. К операм "Вольный стрелок" Вебера, "Летучий голландец" и "Тангейзер" Вагнера). В итал. Музыке, в т. Ч. У Дж. Россини, в основном сохраняется старый тип У. - без непосредств. Связи с тематизмом и сюжетным развитием оперы. Исключение составляет У. К опере Россини "Вильгельм Телль" (1829) с её слитно-сюитной композицией и обобщением важнейших муз.-образных моментов оперы.Достижения европ. Симфонизма в целом и, в частности, рост самостоятельности, концепционной законченности оперных У. Способствовали возникновению её особой жанровой разновидности - концертной программной У. (важную роль в этом процессе сыграли произв. Г. Берлиоза и Ф. Мендельсона-Бартольди).

В сонатной форме таких У. Заметна тенденция к развёрнутому симф. Развитию (ранее оперные У. Нередко писались в сонатной форме без разработки), что в дальнейшем привело к появлению жанра симфонической поэмы в творчестве Ф. Листа. Позднее этот жанр встречается у Б. Сметаны, Р. Штрауса и др. В 19 в. Получают распространение У. Прикладного характера - "торжественные", "приветственные", "юбилейные" (один из первых образцов - "Именинная" увертюра Бетховена, 1815). Жанр У. Явился важнейшим источником симфонизма в рус. Музыке до М. И. Глинки (в 18 в. Увертюры Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина, В. А. Пашкевича, в нач. 19 в. - О. А. Козловского, С. И. Давыдова). Ценный вклад в развитие разл. Видов У. Внесли М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, М. А. Балакирев и др., к-рые создали особый тип национальной характеристической У., часто с использованием народных тем (например, "испанские" увертюры Глинки, "Увертюра на темы трёх русских песен" Балакирева и др.).

Эта разновидность продолжает развиваться в творчестве советских композиторов.Во 2-й пол. 19 в. К жанру У. Композиторы обращаются значительно реже. В опере её постепенно вытесняет более краткое, не основанное на сонатных принципах вступление. Оно обычно выдержано в одном характере, связано с образом одного из героев оперы ("Лоэнгрин" Вагнера, "Евгений Онегин" Чайковского) или в чисто экспозиционном плане знакомит с несколькими ведущими образами ("Кармен" Визе). Сходные явления наблюдаются и в балетах ("Коппелия" Делиба, "Лебединое озеро" Чайковского). Вступит. Часть в опере и балете этого времени часто называется вступлением, интродукцией, прелюдией и т. Д. Идея подготовки к восприятию оперы вытесняет идею симф. Пересказа её содержания, об этом неоднократно писал Р.

Вагнер, постепенно отошедший в своём творчестве от принципа развёрнутой программной У. Однако наряду с короткими вступлениями отд. Яркие образцы сонатной У. Продолжают появляться в муз. Театре 2-й пол. 19 в. ("Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера, "Сила судьбы" Верди, "Псковитянка" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" Бородина). Основываясь на закономерностях сонатной формы, У. Превращается в более или менее свободную фантазию на темы оперы, иногда типа попурри (последнее более типично для оперетты. Классич. Образец - "Летучая мышь" Штрауса). Изредка возникают У. На самостоят. Тематич. Материале (балет "Щелкунчик" Чайковского). На конц. Эстраде У. Всё чаще уступает место симф. Поэме, симфонической картине или фантазии, но и здесь конкретные особенности замысла иногда вызывают к жизни близкий театр.

Разновидностям жанр У. ("Родина" Бизе, У.-фантазии "Ромео и Джульетта" и "Гамлет" Чайковского).В 20 в. У. В сонатной форме встречаются редко (напр., увертюра Дж. Барбера к "Школе злословия" Шеридана). Конц. Разновидности, однако, продолжают тяготеть к сонатности. Среди них наибольшее распространение имеют нац.-характеристич. (на нар. Темы) и торжественные У. (образец последней - "Праздничная увертюра" Шостаковича, 1954).Литература. Sеrоff A., Der Thcmatismus der Leonoren-Ouvertьre. Eine Beethoven-Studie, "NZfM", 1861, Bd 54, No 10-13 (рус. Пер. - Тематизм (Thematismus) увертюры к опере "Леонора". Этюд о Бетховене, в кн. Серов А. Н., Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895, то же, в кн. Серов А. Н., Избр. Статьи, т. 1, М. -Л., 1950). Игорь Глебов (Б.

В. Асафьев), Увертюра "Руслан и Людмила" Глинки, в кн. Музыкальная летопись, сб. 2, П., 1923, то же, в кн. Асафьев Б. В., Избр. Труды, т. 1, М., 1952. Его же, О французской классической увертюре и в особенности об увертюрах Керубини, в кн. Асафьев Б. В., Глинка, М., 1947, то же, в кн. Асафьев Б. В., Избр. Труды, т. 1, М., 1952. Кенигсберг A., Увертюры Мендельсона, М., 1961. Крауклис Г. В., Оперные увертюры Р. Вагнера, М., 1964. Цендровский В., Увертюры и вступления к операм Римского-Корсакова, М., 1974. Wagner R., De l'ouverture, "Revue et Gazette musicale de Paris", 1841, Janvier, Ks 3-5 (рус. Пер.- Вагнер Р., Об увертюре, "Репертуар русского театра", 1841, No 5. То же, в кн. Рихард Вагнер. Статьи и материалы, М., 1974). Botstiber H., Geschichte der Ouvertьre und der freien Orchesterformen, Lpz., 1913.

Masson P. M., L'Opйra de Rameau, P., 1930. List1 P., C. M. Von Weber als Ouvertьrenkomponist, Wьrzburg, 1936. Sandfоrd G. Th., The ouvertьres of H. Berlioz. A study in. Musical style, Toronto, 1964.Г. В. Крауклис..

Значения в других словарях
Увеличенные интервалы

Интервалы, к-рые на полутон шире одноимённых больших и чистых. В диатонич. Системе содержится один увеличенный интервал - увеличенная кварта (тритон) на IV ступени натурального мажора и VI ступени натурального минора. В гармонич. Мажоре и миноре содержится также интервал увеличенная секунда (на VI ступени). У. И. Образуются от повышения на хроматич. Полутон вершины большого или чистого интервала или от понижения на хроматич. Полутон его основания. При этом изменяется тоновая величина интервала, ..

Увеличенный лад

Тип симметрич. Лада, в основе к-рого лежит большетерцовый аккорд (увеличенное трезвучие. Отсюда название). Структура У. Л. Представлена 3 осн. Видами, в зависимости от 3 гл. Форм изложения звукового материала лада (осн. Тоны аккордов, мелодич. Звукоряд, группа). Аккордовым, мелодическим, групповым. Аккордовый У. Л. Характеризуется расположением 3 аккордов (обычно однотипных по структуре) по ряду больших терций. Мелодич. У. Л. - мелодич. Движением по одному из специфич. Звукорядов, образованных д..

Угандийская музыка

При большой общности с муз. Культурами др. Вост.-афр. Стран У. М. Отличается своеобразием. Богаты муз. Традиции народа баганда (большинство населения Уганды составляют народы банту - баганда, басога, баньоро, баконго и др., живущие в центр. И юж. Районах страны). Их песни и инстр. Музыка основаны гл. Обр. На пентатонике. Полутона встречаются только в вок. Музыке, хроматизмы - в нисходящем глиссандо (окувугулира). Характерны как простые (3/8, 2/4), так и сложные (6/8, 7/8, 8/8, 4/4), а для вокаль..

Угарте М.

(Ugarte) Pлоро Мануэль (15 IX 1884, Буэнос-Айрес - 11 VI 1975, там же) - аргент. Композитор. Учился в Буэнос-Айресе, в 1913 окончил Парижскую консерваторию по классу композиции у Ф. Фурдрена. Один из основателей (1924) и профессор Нац. Консерватории в Буэнос-Айресе (до 1955), президент Нац. Муз. Об-ва, член Нац. Комиссии по делам изящных иск-в (1965), генеральный директор т-ра "Колон" (1937-43 и 1946-56). У. - композитор ярко выраженной нац. Ориентации. Большинство его соч. (многие из к-рых отме..

Дополнительный поиск Увертюра Увертюра

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Увертюра" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Увертюра, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "У". Общая длина 8 символа