Фаминцын А. С.

113

Александр Сергеевич (24 X (5 XI) 1841, Калуга - 24 VI (6 VII) 1896, Лигово, близ Петербурга) - рус. Муз. Критик, теоретик и композитор. В 1862 окончил физико-математич. Ф-т Петерб. Ун-та. Брал уроки по муз.-теоретич. Предметам у М. Л. Сантиса и Ж. Фохта. В 1862-64 учился в Лейпцигской консерватории у М. Гауптмана и Э. Ф. Рихтера (муз.-теоретич. Предметы) и у И. Мошелеса (фп.), в 1864-65 занимался по композиции у М. Зейфрица во Львове. В 1866-72 профессор истории музыки и муз. Эстетики в Петерб. Консерватории. С 1867 выступал как муз. Критик в периодич. Изданиях. "Голос", "Музыкальный листок", "Пчела", "Nordische Presse", "Слово", "Баян", "Петербургский листок", "St.-Petersburger Zeitung", "Вестник Европы". Редактор газ. "Музыкальный сезон" (1869-71), к-рой покровительствовали официально-бюрократич.

Круги. В 1870-80 секретарь дирекции Петерб. Отделения РМО.Муз.-критич. Взглядам Ф. Свойственна односторонность. Он был одним из противников "Могучей кучки". В 1869 полемизировал с В. В. Стасовым по вопросам народности, нац. Характерности и программности, обнаружил при этом ограниченность в оценке передовых явлений рус. Музыки. Полемика со Стасовым дала повод Ф. Затеять судебный процесс, однако выдвинутое им против Стасова обвинение в клевете судом не было признано. Самодовольство и консерватизм Ф. Увековечены М. П. Мусоргским в муз.-сатирич. Памфлетах "Классик" (1870) и "Раёк" (1871). Несостоятельность муз.-критич. Взглядов Ф. Раскрыли Г. А. Ларош и Ц. А. Кюи.Среди работ Ф. Значит. Интерес представляют исследования в области нар. Муз. Творчества и инструментария, в т.

Ч. "Скоморохи на Руси" (1889), этнографич. Этюд "Древняя индо-китайская гамма в Азии и Европе..." (1889), очерки о гуслях (1890) и домре (1891). Перевёл на рус. Яз. Ряд нем. Учебников, среди них - "Учебник гармонии" (1868, 2-е изд. 1876), "Учебник фуги" (1873), "Учебник простого и двойного контрапункта" (1874, 3-е изд. 1903) и "Элементарная теория музыки" (с дополнениями Ф. 1886, 4-е изд. 1900) Э. Ф. Рихтера, "Руководство к правильному построению модуляции" Ф. Дрезеке (1877) и "Всеобщий учебник музыки" А. Б. Маркса (1872, 3-е изд., М., 1893).Автор муз. Произв., в т. Ч. Опер "Сарданапал" (1875, Мариинский т-р, Петербург), "Уриэль Акоста" (1883), симф. Картины "Шествие Дионисия", "Русской рапсодии" для скрипки с оркестром, 3 струн. Квартетов, фп.

Квинтета, пьес для фп., романсов и песен.Сочинения. Новые явления в нашей музыкальной литературе, "Музыкальный сезон", 1869, 11 декабря. Божества древних славян, (вып. 1), СПБ, 1884. Древняя индо-китайская гамма в Азии и Европе, с особенным указанием на ее проявление в русских народных напевах. (С многочисленными нотными примерами), "Баян", 1888, No 1-5, 7, 9, 10, 12, 14, 16-19, 21, 23, 25, 27, 31, 35, 38, отд. Оттиск, СПБ, 1889. Скоморохи на Руси, СПБ, 1889. Гусли. Русский народный музыкальный инструмент. Исторический очерк с многочисленными рисунками и нотными примерами, СПБ, 1890. Домра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа. Балалайка. - Кобза. - Бандура. - Торбан. - Гитара, СПБ, 1891. Начатки теории музыки, СПБ, 1895, М., 1903.

Древнеарийские и древнесемитские элементы в обычаях, обрядах, верованиях и культах славян, "Этнографическое обозрение", 1895, кн. 26, то же, отд. Оттиск, (М., 1895).Литература. Иванша Дручко (Никольский В. В.), Нечто о тривиальности, "С.-Петербургские ведомости", 1867, 28 дек. Его же, Еще одно, последнее сказание, там же, 1868, 10 янв. В. С. (Стасов В. В.), Музыкальные лгуны, там же, 1869, 6 июня. Его же, Письмо в редакцию и объяснения, там же, 1869, 18 июня. Его же, Корреспонденция (полемика с Фаминцыным), там же, 1871, 7 окт. Кюи Ц. A., Музыкальные заметки, там же, 1869, 21 окт. 1870, 6 окт., 1871, 22 сент. Ларош Г. A., Музыкально-литературные заметки, "Современная летопись", 1871, No 7. Его же, Музыкальные очерки, "Голос", 1875, 26 ноября.

Лисовский H. M., Отзыв о сочинении А. С. Фаминцына "Гусли - русский народный музыкальный инструмент", "Записки имп. Русского археологического общества", 1891, т. 6, то же, отд. Оттиск, СПБ, 1893. Ал. Серг. Фаминцын (некролог), "РМГ", 1896, No 8.Л. Ю. Малинина.

Значения в других словарях
Фальцет

(итал. Falsetto, от falso - ложный) - самый верхний регистр мужского певч. Голоса, выходящий за пределы его нормального объёма и характеризующийся пониженной силой звуков, особой мягкостью и происходящей от уменьшения числа обертонов бедностью их тембра (отсюда назв., в смысле - ненастоящий). При извлечении звуков Ф. Используется гл. Обр. Головной резонатор. Голосовые связки колеблются не по всей ширине, а только по краю. До 19 в. Ф. Применялся для извлечения высоких звуков певцами-тенорами. В с..

Фалья М.

(Falla) Мануэль де (23 XI 1876, Кадис - 14 XI 1946, Альта-Грасия, Аргентина) - испан. Композитор и пианист. В детстве учился у матери, пианистки. В 1889-95 брал уроки фп. Игры у X. Траго в Мадриде, в классе к-рого с 1896 занимался в консерватории, где изучал также гармонию и контрапункт. В 1890-1896 написал первые пьесы, в т. Ч. Для камерно-инстр. Ансамбля, в 1897-1904 - пьесы для фп. И 5 сарсуэл (пост. Только "Любовные увлечения Инес" - "Los amores de la Inйs"). В 1902-04 обучался композиции у ..

Фанданго

(испан. Fandango) - общее наименование обширной группы испан. Парных танцев, генетически восходящих к одному древнему прототипу. Родина Ф. - юж. Испания (гипотеза о южноамер. Происхождении Ф. Ныне признана несостоятельной), где его варианты бытуют обычно под названиями, производными от местных топонимов. Малагенья (malagueсa, от Mбlaga - Малага), ронденья (rondeсa, от Ronda - Ронда), гранадина (granadina, от Granada - Гранада), мурсиана (murciana, от Murcia - Мурсия), картахенера (cartagenera, о..

Фантазия

(от греч. Pantaoia - воображение. Лат. И итал. Fantasia, нем. Fantasie, франц. Fantaisie, англ. Fancy, fansy, phancy, fantasy). 1) Жанр инструментальной (изредка вокальной) музыки, индивидуальные черты к-рого выражаются в отклонении от обычных для своего времени норм построения, реже - в необычном образном наполнении традиц. Композиц. Схемы. Представления о Ф. Были разными в разные муз.-историч. Эпохи, однако во все времена границы жанра оставались нечёткими. В 16-17 вв. Ф. Смыкается с ричеркаро..

Дополнительный поиск Фаминцын А. С. Фаминцын А. С.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фаминцын А. С." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фаминцын А. С., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 14 символа