Фараби А. Н. М. Т.

143

Аль-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (латинизированное - Альфарабиус, Alpharabius) (ок. 870, Фараб, ныне на территории Казах. ССР - 950, Дамаск) - философ, учёный-энциклопедист, муз. Теоретик Востока. Философское и естеств.-науч. Образование получил в Багдаде и Харране. Одним из его наставников был философ Абу-Басир Матта биу-Юнус. Осн. Период жизни и творчества Ф. Связан с Халебом (Алеппо), где он написал свои наиболее значит. Работы по философии, логике, математике, музыке. Многие из них были переведены с араб. Яз. На латинский и оказали большое влияние на ср.-век. Зап.-европ. Учёных (Р. Бэкон и др.).В своих трудах Ф. Опирался на опыт культур народов арабо-иран. Мира (см. Арабская музыка) и Ср. Азии. Испытал также воздействие идей др.-греч.

Теоретиков и философов, особенно Аристотеля. Следуя др.-греч. Традиции, Ф. Подразделял науку о музыке на теоретическую и практическую. Первая из них даёт общие сведения о мелодии, вторая рассматривает правила создания и исполнения конкретных, чувственно воспринимаемых мелодий - инструментальных или вокальных. В теоретич. Науке о музыке Ф. Выделял также учение о гармонии (гармонику. Термин "гармония" в данном случае подразумевает степень консонантности) и учение о ритмах (ритмику). В ритме он видел основу построения муз. Формы (от первичной ритмич. Ячейки, через ритмич. Период - даур, к объединению периодов в целостную муз. Структуру). Исследуя перс. Восту, хорасанский танбур, Ф. Вычислил пифагорейский большой целый тон (см. Пифагоров строй), распадающийся на 3 микроинтервала (две лиммы и комма).

Этот целый тон явился основой 17-ступенного звукоряда, разрабатывавшегося ср.-век. Теоретиками Востока.Теории музыки посвящены три спец. Соч. Ф. Главное из них - "Большой трактат о музыке" ("Китаб аль-мусики аль-кабир". Сохранилась только 1-я из двух его частей). Это - монументальный труд, освещающий вопросы происхождения музыки, эстетики, акустики, инструментоведения, теории звукорядов. Две др. Работы - "Рассуждения о музыке" и "Книга о классификации ритмов" не сохранились. Проблемы муз. Науки затрагиваются также в "Книге о классификации наук" (часто цитировалась под лат. Назв. "De scientiis"). Автор комментариев к соч. Аристотеля. Философия Ф. Основана на сочетании аристотелизма с неоплатоническим учением. Современники называли Ф.

"вторым учителем" ("первый" - Аристотель).Издания (пер. На европ. Языки). (разделы о музыке из ряда трудов), в кн. Brockelmann К., Geschichte der arabischen Literatur, Weimar, 1898. Al-Farabi. Grand traitй de la musique. Kitabu l-musiqi al Kabir, в кн. D'Erlanger R., La musique arabe, v. 1, P., 1930. Al-Farabi's Arabic-Latin writings on music, ed. H. G. Farmer, Glasgow, 1935, N. Y., 1960.Литература. Музыкальная эстетика стран Востока, ред. И вступ. Ст. В. П. Шестакова, (М.), 1967. Ахметова М., Аль-Фараби и музыкальное искусство, в кн. Аль-Фараби и развитие науки и культуры стран Востока. (Тезисы докладов), А.-А., 1975. Её же, Аль-Фараби и музыкальное искусство, "Известия АН Казахской ССР. Серия филологическая", А.-А., 1975, No 3. Steinschneider M., Al-Farabi, St.-Petersbourg, 1869.

Wiedemann E., Ьber al Fдrдbis Aufzдhlung der Wissenschaften (De scientiis), Sitzungsberichte der Physikalisch-medizinischen Sozietдt, 1907, Bd 39, то же, в его кн. Aufsдtze zur arabischen Wissenschaftsgeschichte, Bd 1, Hildesheim, 1970. Beichert E. A., Die Wissenschaft der Musik bei Al-Fвrвbо, Regensburg, 1931 (Diss.). Hamоudi H., Alfaraby's Philosophy, Sydney, 1933. Madkоur I., La place d'Al-Farabi dans l'йcole philosophique musulmane, P., 1935. Randel Don M., Al-Farabi and the role of Arabic music theory in the Latin Middle ages, "Journal of the American musicological society", 1976, v. 29, No 2.О. В. Русанова.

Значения в других словарях
Фантазия

(от греч. Pantaoia - воображение. Лат. И итал. Fantasia, нем. Fantasie, франц. Fantaisie, англ. Fancy, fansy, phancy, fantasy). 1) Жанр инструментальной (изредка вокальной) музыки, индивидуальные черты к-рого выражаются в отклонении от обычных для своего времени норм построения, реже - в необычном образном наполнении традиц. Композиц. Схемы. Представления о Ф. Были разными в разные муз.-историч. Эпохи, однако во все времена границы жанра оставались нечёткими. В 16-17 вв. Ф. Смыкается с ричеркаро..

Фанфара

(итал. Fanfara, нем. Fanfare, франц. И англ. Fanfare). 1) Духовой медный муз. Инструмент. Род удлинённой трубы с узкой мензурой без вентилей. Звукоряд натуральный (от 3-го до 12-го звука натурального звукоряда). Изготовлялась в разл. Строях. В совр. Муз. Практике используется преим. Ф. In Es (партия записывается на малую терцию ниже реального звучания). Применяется гл. Обр. Для подачи сигналов. Особый вид Ф. Был создан по указаниям Дж. Верди для пост. Оперы "Аида" (получила назв. "египетская тру..

Фарандола

(франц. Farandole, провансальское farandoulo, нем. Farandole, итал. Farandola, испан. Farбndula) - провансальский нар. Танец в быстром темпе с чёткой акцентной ритмикой. Муз. Размер 2/4 или 6/8 (или движение триолями в двудольном такте), к-рые иногда чередуются. Происхождение танца и этимология его названия не вполне ясны. Термин "Ф." производят и от испан. Farбndula (родственное нем. Fahrender - едущий, странствующий) - названия группы бродячих исполнителей, и от греч. Palagxdoulos, букв. - фал..

Фаринелли К.

(Farinelli) (псевд. Наст. Имя и фам. - Карло Броски, Broschi) (24 I 1705, Андрия, Апулия - 16 IX 1782 (по новым данным), Болонья) - итал. Певец-кастрат (сопрано). Род. В семье музыкантов. Отец - С. Броски, гор. Капельмейстер в Андрии, брат - Р. Броски, оперный композитор. Псевдоним - Фаринелли - произошёл от фамилии братьев Фарина, покровительствовавших Ф. В юные годы. Пению обучался у отца, затем в консерватории "Сант-Онофрио" у Н. Порпоры (Неаполь), позже (с 1727) совершенствовался у А. Бернак..

Дополнительный поиск Фараби А. Н. М. Т. Фараби А. Н. М. Т.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Фараби А. Н. М. Т." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Фараби А. Н. М. Т., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 18 символа