Ферстер Б.

149

(Foerster) Йозеф Богуслав (30 XII 1859, Прага - 29 V 1951, Нови-Вестец) - чеш. Композитор, педагог, муз. Критик. Нар. Арт. ЧССР (1945). Сын органиста Йозефа Ф. (1833-1907), Ф. Происходил из канторской семьи с давними муз. Традициями. С детства окружённый музыкантами (среди друзей отца - А. Дворжак), он рано научился играть на мн. Инструментах и познакомился с муз. Жизнью Праги (сильное впечатление на Ф. Произвели последние оперы Б. Сметаны). Окончив в 1882 Органную школу в Праге по классу Ф. З. Скугерского, служил органистом в церкви св. Войтеха в Праге (1882-88), пел в муж. Хоре "Глагол Пражский", преподавал пение в средней школе, дирижировал хором в храме Марии Снежной (1889-94), публиковал статьи в муз. Журналах - об Э. Григе, Р. Шумане, Ф.

Листе, П. И. Чайковском, И. Брамсе, А. Дворжаке, Г. Малере и гл. Обр. О Б. Сметане. Вместе с Я. Нерудой и др. Передовыми деятелями чеш. Культуры Ф. Активно поддерживал прогрессивные реформаторские начинания Сметаны, направленные на создание и развитие нац. Традиций в чеш. Музыке. В 1893-1903 работал в Гамбурге (переехал туда вместе с женой, солисткой пражского Нац. Т-ра Б. Фёрстровой-Лаутереровой, к-рую Г. Малер пригласил петь в Гамбургском гос. Оперном т-ре). В 1903-18 профессор композиции в Новой консерватории в Вене. Живя за границей, Ф. Не порывал связей с Чехией. Вернувшись в 1918 в Прагу, стал одним из ведущих деятелей чеш. Муз. Культуры. (В 1919 в Праге создано Муз. Об-во имени Ф. Возобновило свою деятельность, в т. Ч. Издательскую, после 2-й мировой войны 1939-45.

С 1955 его пред. - Й. Плавец.) Профессор по классу композиции (1918-31) Пражской консерватории (в 1922-31 с небольшим перерывом ректор), читал лекции о музыке на философском ф-те Карлова ун-та (в 1919 избран его почётным доктором), возглавлял чеш. Академию изящных иск-в (1931-39). Имя Ф. Присвоено брненскому дух. Квинтету и пражскому фп. Трио.Творчество Ф., продолжавшее демократич. Традиции основоположников чеш. Муз. Классики Б. Сметаны и А. Дворжака, при всей его противоречивости, в целом способствовало утверждению и развитию реалистич. Направления в чеш. Музыке. Нек-рое влияние на него оказал также Г. Малер. Более значительным было воздействие его любимого комп. П. И. Чайковского (встречался с ним в Праге и Гамбурге, посв. Его музыке ряд статей).

Возможно, что господство в музыке Ф., особенно симфонической, лирико-психологич. Начала связано с влиянием творчества Чайковского. Усвоение разработанных Чайковским приёмов орк. Письма сказалось в мелодич. Выразительности и напевности партии каждого инструмента (напр., в 1-м струн. Квартете, посв. Чайковскому, 1888). Сам композитор не отрицал влияние рус. Музыки на его творчество. Позднее под воздействием модернистских течений в зап.-европ. Музыке гармонич. Язык нек-рых соч. Ф. Усложнился. Интерес к рус. Лит-ре проявился в выборе сюжета для оперы "Дурень" (по мотивам сказок Л. Н. Толстого). Песня "Молитва" написана на одноим. Стихотворение М. Ю. Лермонтова, 6 романсов - на стихи А. С. Пушкина. Наиболее значительны хоры и песни Ф. Его муз. Язык близок чеш.

Нар. Песенности. Среди опер наибольшую известность получила "Ева", к-рая ставилась также за рубежом. Ф. Принадлежит музыка к 12 спектаклям драм. Т-ра по пьесам Я. Врхлицкого, У. Шекспира, Ю. Стриндберга, Г. Фон Гофмансталя, Й. Тыла и др.Сочинения. Оперы (все впервые пост. В Праге) - Дебора (1893), Ева (1899), Джессика (по "Венецианскому купцу" Шекспира, 1905), Непобеждённые (Nepremozeni, 1918), Сердце (Srdce, 1923), Дурень (Bloud, 1936), мелодрамы. Оратория Святой Вацлав (Svatэ Vaclav, 1928), кантаты - Май (Mai, 1936), кантата, посв. 30-летней войне (1940), "1945" (посв. Освобождению Чехословакии, 1946). Для орк. - 5 симфоний (1888. 2-я, посв. Памяти сестры Марии, - Pamбtce sestry Marie, 1893. 3-я, Жизнь - Zivot, 1894. 4-я, Пасхальная ночь - Velikб noc, 1905.

5-я, Памяти сына Альфреда - Pamбtce syna Alfreda, 1929), симф. Поэмы. Моя юность (Mй mlбdн, 1900), Легенда о счастье (Legenda о stestн, 1909), Загадка (Enigma, 1909), Весна и желание (Jaro a touha, 1912), сюиты. В горах (V horбch, 1884), Сирано де Бержерак (по Э. Ростану, 1903), Из Шекспира (Ze Shakespeara, 1909), Весна (Jaro, лирич. Сюита, также для арфы и струн. Орк., 1911), Йичинская (Jicinskб suita, 1923), Славянская фантазия (Slovanskб fantasie, 1884), увертюры. Трагическая (Tragickб ouverture, 1895), Торжественная (Slavostnн ouverture, 1907). Для инструмента с орк. - концерты для скр. (1911, 1926), влч. (1931), баллада для скр. (1914), каприччо для флейты и малого орк. (1946). Камерно-инстр. Ансамбли - сонаты для скр.

И фп. (1882, 1889), сонаты для влч. И фп. (1898, 1926), сюита для альта и фп., 3 фп, трио (1883, 1894, 1921), 4 струн. Квартета (1888, 1893, 1914, 1944), пьесы. Молитва (Modlitba, для струн. Квартета, 1940), менуэт для квинтета дерев. Дух. Инструментов (1909), струн. Квинтет (1886), нонет (1931). Для фп. - циклы Яблоневый цвет (A jablone kvetly, 1905), Впечатление (Impresse, 1909), Эротические маски (Erotovy masky, 1912) и др. Фантазия для органа. Мессы, мотеты, псалмы и др. Духовные соч. Хоры a cappella на слова чеш. И др. Поэтов-классиков. Для голоса с орк. - песни. Песни любви (Milostne pнsne, на стихи Р. Тагора), Чистое утро (Ciste jitro, 1918). Песни (ок. 200) на стихи Я. Врхлицкого, Р. М. Рильке, Г. Фальке и др. Музыка к спектаклям драм. Т-ра.Литературные сочинения.

Е. Н. Grieg, Praha, 1890. Stul zivota, (Praha), 1920. J. B. Foerster о В. Smetanovi, Praha, 1929 (сб. Ст.). Zбpisnнk hudebnнkuv, Praha, 1929. Pameti poutnнk, t. 1-2, Praha, 1929-32. Poutnнk v Hamburku, Praha, 1938, 1939. Poutnik v cizine, Praha, 1947.Литература. Бэлза И., Йозеф Богуслав Фёрстер, "СМ", 1950, No 12. Его же, Очерки развития чешской музыкальной классики, М.-Л., 1951, с. 317-18, 374-77, 437-41, 500-03. Nеоedlэ Z., J. В. Foerster..., Praha, 1910. Bartos J., J. В. Foerster, Praha, 1923. Pamбtnнk Foerstruv, red. A. Rektorys, Praha, 1929. Seidel J., Nбrodnн umelec Josef Bohuslav Foerster, Praha, 1948. J. B. Foerster, jeho zivotnн pout a tvorba, 1859-1949, Praha, 1949 (сб. Статей). Nemeckovб-Hofmannovб В., Josef Bohuslav Foerster, Praha, 1950 (diss.).

Cernэ M. K., Josefa Bohuslava Foerstra "Kantata, "1945"", "HR", 1955, No 8. Cim к nбm mluvн Foerstrova hudba, там же, 1959, No 12. J. В. Foerster, "Hudebnн veda", 1967, No 4. Rlaveс J., Josef Bohuslav Foerster v obrazech, в серии. Obrazovй soubory, Praha, 1959. Rala F., Josef Bohuslav Foerster Praha, 1962. Tаrabа В., Poutnнk rozsvиcн lampu. Jak zil a tvoril Josef Bohuslav Foerster, Praha, 1968.З. К. Гулинская.

Значения в других словарях
Ферреро В.

(Ferrero) Вилли (21 V 1906, Портленд, США - 23 III 1954, Рим) - итал. Дирижёр. Начал дирижировать с детских лет, ещё не умея читать и не зная нот. В 7-летнем возрасте как чудо-ребёнок выступал во мн. Муз. Центрах Европы (в 1913 - впервые в России). Его концерты проходили с сенсационным успехом, хотя и вызывали горячие споры художеств., психологич., воспитат. Характера. В 1924 окончил Венскую академию музыки и сценического иск-ва. Поселившись в Милане, выступал как симф. И оперный дирижёр-гастрол..

Ферриер М.

(Ferner) Кэтлин Мари (22 IV 1912, Хайгер-Уолтон, Ланкашир - 8 X 1953, Лондон) - англ. Певица (контральто). Обучалась игре на фп. В Высшей муз. Школе в Блэкберне, по окончании к-рой (1928) преподавала. Пению начала учиться в 1940. В годы 2-й мировой войны 1939-45 участвовала в любительских концертах на заводах, в воинских частях, с большим успехом исполняя англ. Нар. Песни. По рекомендации дирижёра М. Сарджента (услышал её на одном из таких концертов) выступала в Лондоне. Здесь стала заниматься у..

Фестивали

Музыкальные (англ. И франц. Festival, от лат. Festivus - весёлый, праздничный) - празднества, состоящие из цикла концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжеств. Обстановке. Муз. Ф. Различны по продолжительности (от неск. Дней до полугода) и содержанию. Существуют Ф. Монографические (посв. Музыке одного композитора), тематические (посв. Определённому жанру, эпохе или стилистич. Направлению), исполнит. Иск-ва и др. Ф. Организуются гос. И местн..

Фетис Ф. Ж.

(Fetis) Франсуа Жозеф (25 III 1784, Монс - 26 III 1871, Брюссель) - бельг. Музыковед, муз. Писатель и критик, композитор, педагог, муз.-обществ. Деятель. Учился в Парижской консерватории у Л. Керубини и Ф. А. Буальдьё (композиция). В 1811-18 органист и преподаватель пения и гармонии в Бувине и Дуэ, с 1821 профессор композиции, с 1826 гл. Библиотекарь Парижской консерватории. Одноврем. Вёл науч. Работу, выступал как муз. Критик в парижской печати. В 1827 основал первый во Франции еженедельный муз..

Дополнительный поиск Ферстер Б. Ферстер Б.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ферстер Б." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ферстер Б., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ф". Общая длина 10 символа