Хаба А.

169

(Haba) Алоис (21 VI 1893, Визовице - 18 XI 1973, Прага) - чеш. Композитор, теоретик, педагог, муз.-обществ. Деятель. Засл. Арт. ЧССР (1964). Учился по композиции у В. Новака в Пражской консерватории (1914-15), у Ф. Шрекера в Академии музыки и сценич. Иск-в в Вене (1918-20) и у него же в Высшей школе музыки в Берлине (1920-23). Руководил отделением 1/4 и 1/6 тоновой музыки в Пражской консерватории (1923-45) и в Академии изящных иск-в (1946-49). Среди учеников - В. Добиаш, Я. Ежек, Й. Пауэр, К. Райнер, М. Ристич, М. Колесса. После 1945 участвовал в строительстве социалистич. Культуры ЧССР. В 1945-1948 директор Большого оперного т-ра им. 5 мая (с 1948 - Т-р им. Б. Сметаны), в 1945-50 пред. Союза по охране авторских прав. Один из основателей Синдиката (1946) и Союза чехосл.

Композиторов (1949). Создатель четвертитоновой системы, принцип к-рой стремился вывести из моравского и словацкого народного исполнительства. Применял и системы композиции в 1/3, 1/6, а также 1/12 тона (комбинация 1/4- и 1/6-тоновых систем). X. Писал и двенадцатитоновую музыку. Его двенадцатитоновая (полутоновая) система отличается от додекафонии тем, что имеет звуковой центр и совмещается с использованием элементов натуральных, т. Е. Средневековых ладов, или церковных, по его терминологии. В своих муз. Научно-теоретич. Трудах X. Пытался обосновать применяемые им системы композиции, сформулировать закономерности атональной гармонии, ввёл свои определения тональности, политональности, атональности, звукового центра и др.Один из ведущих деятелей чеш.

Муз. Авангарда 1920-1930-х гг., X. Создал ряд соч. Прогрессивной идейной направленности, в т. Ч. Оперы "Мать" и "Новая земля", цикл муж. Хоров "День трудящегося" (к 15-й годовщине победы Oкт. Революции 1917 в России), массовые антифашистские песни и др. Однако муз. Язык мн. Его произв., основанный на 1/4-тоновой и др. Подобных ей системах, затрудняет восприятие его музыки, что приводит к противоречию с демократич. Идеями композитора. Распространение его соч. Подобного рода ограничивает и необходимость изготовления спец. Инструментов (лишь на струнных любые доли тонов легко извлекаются без изменения их конструкции). Автор статей в чеш. И заруб. Печати.Сочинения. Оперы - Мать (Matka, 1/4-тоновая, на собств. Либр., 1931, Мюнхен), Новая земля (Novб zeme, 1/2-тоновая, по Ф.

В. Гладкову, 1936), Да приидет царствие твое, или Безработные (Prijd' krбlovstvi Tvй, Nezamestnanн, 1/6-тоновая, на собств. Либр., 1942). Кантата За мир (Za mнr, 1949). Для оrк. - увертюра (1920), симф. Фантазия Дорога жизни (Cesta zivota, 1/2-тоновая, 1933), Валашская сюита (Valasskв suita, 1953). Для инструмента с ор к.- симф. Фантазия для фп. (1921), концерты - для скр. (1955), альта (1957). Камерно-инстр. Ансамбли - 16 струн. Квартетов (1/2-, 1/4-, 1/5-, 1/6-тоновые, 1919-67), 4 нонета (1931-71). Хоры - 5 смешанных хоров (1/4-тоновые, 1932), День трудящегося (Pracujнcн den, 10 муж. Хоров, 1932), 3 мужских, в т. Ч. Мюнхен (1948), Мир (Mнr, на собств. Текст, 1948). Для фп. - сонаты (1918, 1947), сюита фуг (1918), 6 сюит (1922-59), 11 фантазий (1/4-тоновые, 1923-59), 6 настроений (1971), 6 пьес (1920).

Для органа - фантазия, фантазия и фуга (оба соч.- 1951). Соната для арфы. Пьесы для гитары, для гармониума (1/6-тоновые), для деревянных и медных духовых. Песни (с фп.) - Поэзия жизни (Poesie zivota, 1943), Возлюбленные (Milenci), 7 песен на сл. Б. Бенешовой (1944), 5 моравских нар. Любовных песен (1944) идр. Цикл 12 песен (с 1/4-тоновой гитарой, 1943). Детские и массовые песни.Литературные сочинения. Harmonickй zбklady ctvrttunуvй soustavy, Praha, 1922. О psychologii tvorenн, pohybovй zбkonitosti tуnovй a zбkladech novйho hudebnнho slohu, Praha, 1925. Neue Harmonielehre des diatonischen, chromatischen, Viertel-, Drittel-, Sechstel- und Zwцlftel- Tonsystems, Lpz., 1927. Vitиzslav Novбk, Praha, 1940. Mein Weg zur Viertel-und Sechsteltonmusik, Dьsseldorf, 1971.Литература.

Stuckenschmidt H. H., Neue Musik zwischen den beiden Kriegen, Bd 2, В., 1951. Musik der Zeit, hrsg. Von H. Lindlar, H. 8, Bonn, 1954. Соllaer P., La musique moderne, 1905-1955, P.-Brux., 1955. Risinger K., Vudcн osobnosti ceskй modernн hudebnн teorie, Praha, 1963. Его же, Intervalovэ mнkrokosmos, Praha, 1971. Кuna M., Torzo vztahu lidskйho a umeleckйho (Korespondence Aloise Hбby Vбclavu Talichovi), "Hudebnн vйda", 1971, roc. 8, No 1. Vysоuzil J., Alois Hбba. Zivot a dнlo, Praha, 1974. Его же, Alois Hбba und die Dodekaphonie, "SMz", 1978, No 2.В. Н. Егорова..

Значения в других словарях
"Хиз Мастерс Войс"

("His Master's Voice" - "Голос его хозяина". Сокр. "HMV") - марка грампластинок с записями классич. Музыки. Принадлежит англ. Компании "The Gramophone Company EMI Records Ltd", к-рая ведёт свою историю от англ. Акционерного об-ва "Gramophone and Typewriter Ltd", созданного в 1899 на базе дочернего предприятия "Граммофонной компании Соединённых Штатов" (осн. В 1893 Э. Берлинером). Название "HMV" появилось в 1899, когда акционерное об-во "Gramophone..." купило у художника Ф. Барро картину, на к-ро..

"Хилл и сыновья"

("Уильям Э. Xилл и сыновья" - "William E. Hill and Sons") - англ. Фирма, занимающаяся изготовлением и продажей струн. Инструментов и смычков. Ведёт свою историю от осн. В 1760 мастерской Джозефа Хилла (1715, Лондон - 1784, там же), представителя многочисл. Семьи англ. Мастеров смычковых инструментов (первое упоминание этой фамилии относится к 17 в.). Джозеф делал копии скрипок Амати. Среди др. Инструментов его работы особенно выделялись виолончели и контрабасы, покрытые золотисто-жёлтым лаком. Э..

Хабанера

(испан. Habanera, от названия города La Habana - Гавана) - кубин. Танец и песня, генетически восходящие к европ. Контрдансу, завезённому на Кубу в кон. 18 в. На протяжении первых десятилетий 19 в. Европ. Контрданс трансформировался в кубин. Контрданс (contradanza cubana) с характерными местными чертами в музыке и хореографии. Эволюция европ. Контрданса в X. Отразилась в его назв. Сначала contradanza сократилась до danza (букв. - танец), затем danza, к-рая особенно культивировалась в Гаване, полу..

Хабенек Ф. А.

Абенек (Habeneck) Франсуа Антуан (22 I 1781, Мезьер, Арденны - 8 II 1849, Париж) - франц. Скрипач, дирижёр, композитор. Игре на скрипке учился у своего отца, с 1800 - в Парижской консерватории у П. Байо. Работал скрипачом в оркестрах т-ров "Опера комик" и "Гранд-Опера". В 1806-15 дирижировал ученическим оркестром консерватории. В 1821-24 художеств. Директор, в 1824-47 первый капельмейстер "Гранд-Опера". В 1828 X. Основал и возглавил оркестр "Общества концертов Парижской консерватории", к-рый под..

Дополнительный поиск Хаба А. Хаба А.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хаба А." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хаба А., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 7 символа