Хабанера
(испан. Habanera, от названия города La Habana - Гавана) - кубин. Танец и песня, генетически восходящие к европ. Контрдансу, завезённому на Кубу в кон. 18 в. На протяжении первых десятилетий 19 в. Европ. Контрданс трансформировался в кубин. Контрданс (contradanza cubana) с характерными местными чертами в музыке и хореографии. Эволюция европ. Контрданса в X. Отразилась в его назв. Сначала contradanza сократилась до danza (букв. - танец), затем danza, к-рая особенно культивировалась в Гаване, получила назв. Danza habanera (гаванский танец), позднее первое слово отпало, а второе (прилагательное) субстантивировалось, превратившись в habanera (букв. - "гаванка", "жительница Гаваны"). При этом назв. "X." прочно укоренилось в Испании, а затем и в остальной Европе.
На Кубе и в др. Странах Лат. Америки одинаково употребительны назв. "данса" и "X.", хотя первоначально они обозначали несколько отличные друг от друга формы.X., как и контрданс, представляет собой коллективный парный танец с начальным расположением танцующих в две линии с определённым числом и последовательностью регламентированных фигур. В муз. Плане X. - двухчастная композиция из двух 8-тактовых периодов, каждый из к-рых повторяется дважды. Размер двухдольный (2/4), темп умеренный или умеренно подвижный. Преобладает натуральный мажор с использованием гл. Обр. Гармоний I, V и IV ступеней. Нередко противопоставление гармонич. Минора (1-я часть) и одноимённого, реже параллельного мажора (2-я часть). Отличительная деталь - постоянная ритмоформула аккомпанемента 2/4 , выдерживаемая в басу на протяжении всей пьесы.
Однако гл. Черты, характеризующие музыку X., заключены не в этой ритмоформуле, являющейся общей для мн. Лат.-амер. Танцев и песен, а в мелодич. Линии - "эмоционально открытой, нежной, сладостной и элегантной одновременно" (Grеnet E., Musica popular cubana, Habana, 1939, с. 24), использующей постоянную ритмич. Группировку 2/4 или более острую 2/4 , что придаёт ей особую гибкость и создаёт биритмич. Эффект. Пять длительностей в мелодии и четыре в аккомпанементе на каждый такт.Первые образцы X. Встречаются среди фп. Контрдансов М. Саумеля Робредо. Так, его контрданс "Красивая девочка" ("La niсa bonita") представляет собой типичную X.:Позже эталоном для бесчисленных пьес этого жанра стала знаменитая "Голубка" ("La paloma") испан.
Комп. Себастьяна Ирадьера, написанная в 1850-х гг. И завоевавшая популярность во всём мире. Другая его X. "El arreglito" (опубл. 1862, Мадрид) использована Ж. Бизе, ошибочно принявшим её за нар. Песню, для X. В опере "Кармен". Классич. X., созданными кубин. Композиторами, являются X. "Ты" ("Tъ") Э. Санчеса де Фуэнтес, также пользующаяся мировой известностью, и "Цветок Юмури" ("Flor de Yumurн") X. Анкермана (см. Колонку 1010).Период наибольшей популярности X. - 2-я пол. 19 в. Как танец X. Довольно быстро вышла из употребления, вытесненная дансой и позднее дансоном, песенная же форма X. Сохраняла своё значение до нач. 20 в.Ещё в 1850-60-х гг. X. Распространилась по всей Лат. Америке, будучи особенно популярной в Мексике, странах Карибского бассейна, а также Ла-Плате, где она сыграла определённую роль в формировании креольского танго.
В Испании X. Оставалась принадлежностью преим. Муз. Быта нек-рых портовых городов, в первую очередь Кадиса и Бильбао, но не закрепилась в собственно нар. Муз. Среде. Жанр X. Использовали в своём творчестве, помимо Бизе, Э. Шабрие, К. Дебюсси, М. Равель, Л. Обер, Э. Альфтер и др.П. А. Пичугин..
Дополнительный поиск Хабанера
На нашем сайте Вы найдете значение "Хабанера" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хабанера, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 8 символа