Хабанера

288

(испан. Habanera, от названия города La Habana - Гавана) - кубин. Танец и песня, генетически восходящие к европ. Контрдансу, завезённому на Кубу в кон. 18 в. На протяжении первых десятилетий 19 в. Европ. Контрданс трансформировался в кубин. Контрданс (contradanza cubana) с характерными местными чертами в музыке и хореографии. Эволюция европ. Контрданса в X. Отразилась в его назв. Сначала contradanza сократилась до danza (букв. - танец), затем danza, к-рая особенно культивировалась в Гаване, получила назв. Danza habanera (гаванский танец), позднее первое слово отпало, а второе (прилагательное) субстантивировалось, превратившись в habanera (букв. - "гаванка", "жительница Гаваны"). При этом назв. "X." прочно укоренилось в Испании, а затем и в остальной Европе.

На Кубе и в др. Странах Лат. Америки одинаково употребительны назв. "данса" и "X.", хотя первоначально они обозначали несколько отличные друг от друга формы.X., как и контрданс, представляет собой коллективный парный танец с начальным расположением танцующих в две линии с определённым числом и последовательностью регламентированных фигур. В муз. Плане X. - двухчастная композиция из двух 8-тактовых периодов, каждый из к-рых повторяется дважды. Размер двухдольный (2/4), темп умеренный или умеренно подвижный. Преобладает натуральный мажор с использованием гл. Обр. Гармоний I, V и IV ступеней. Нередко противопоставление гармонич. Минора (1-я часть) и одноимённого, реже параллельного мажора (2-я часть). Отличительная деталь - постоянная ритмоформула аккомпанемента 2/4 , выдерживаемая в басу на протяжении всей пьесы.

Однако гл. Черты, характеризующие музыку X., заключены не в этой ритмоформуле, являющейся общей для мн. Лат.-амер. Танцев и песен, а в мелодич. Линии - "эмоционально открытой, нежной, сладостной и элегантной одновременно" (Grеnet E., Musica popular cubana, Habana, 1939, с. 24), использующей постоянную ритмич. Группировку 2/4 или более острую 2/4 , что придаёт ей особую гибкость и создаёт биритмич. Эффект. Пять длительностей в мелодии и четыре в аккомпанементе на каждый такт.Первые образцы X. Встречаются среди фп. Контрдансов М. Саумеля Робредо. Так, его контрданс "Красивая девочка" ("La niсa bonita") представляет собой типичную X.:Позже эталоном для бесчисленных пьес этого жанра стала знаменитая "Голубка" ("La paloma") испан.

Комп. Себастьяна Ирадьера, написанная в 1850-х гг. И завоевавшая популярность во всём мире. Другая его X. "El arreglito" (опубл. 1862, Мадрид) использована Ж. Бизе, ошибочно принявшим её за нар. Песню, для X. В опере "Кармен". Классич. X., созданными кубин. Композиторами, являются X. "Ты" ("Tъ") Э. Санчеса де Фуэнтес, также пользующаяся мировой известностью, и "Цветок Юмури" ("Flor de Yumurн") X. Анкермана (см. Колонку 1010).Период наибольшей популярности X. - 2-я пол. 19 в. Как танец X. Довольно быстро вышла из употребления, вытесненная дансой и позднее дансоном, песенная же форма X. Сохраняла своё значение до нач. 20 в.Ещё в 1850-60-х гг. X. Распространилась по всей Лат. Америке, будучи особенно популярной в Мексике, странах Карибского бассейна, а также Ла-Плате, где она сыграла определённую роль в формировании креольского танго.

В Испании X. Оставалась принадлежностью преим. Муз. Быта нек-рых портовых городов, в первую очередь Кадиса и Бильбао, но не закрепилась в собственно нар. Муз. Среде. Жанр X. Использовали в своём творчестве, помимо Бизе, Э. Шабрие, К. Дебюсси, М. Равель, Л. Обер, Э. Альфтер и др.П. А. Пичугин..

Значения в других словарях
"Хилл и сыновья"

("Уильям Э. Xилл и сыновья" - "William E. Hill and Sons") - англ. Фирма, занимающаяся изготовлением и продажей струн. Инструментов и смычков. Ведёт свою историю от осн. В 1760 мастерской Джозефа Хилла (1715, Лондон - 1784, там же), представителя многочисл. Семьи англ. Мастеров смычковых инструментов (первое упоминание этой фамилии относится к 17 в.). Джозеф делал копии скрипок Амати. Среди др. Инструментов его работы особенно выделялись виолончели и контрабасы, покрытые золотисто-жёлтым лаком. Э..

Хаба А.

(Haba) Алоис (21 VI 1893, Визовице - 18 XI 1973, Прага) - чеш. Композитор, теоретик, педагог, муз.-обществ. Деятель. Засл. Арт. ЧССР (1964). Учился по композиции у В. Новака в Пражской консерватории (1914-15), у Ф. Шрекера в Академии музыки и сценич. Иск-в в Вене (1918-20) и у него же в Высшей школе музыки в Берлине (1920-23). Руководил отделением 1/4 и 1/6 тоновой музыки в Пражской консерватории (1923-45) и в Академии изящных иск-в (1946-49). Среди учеников - В. Добиаш, Я. Ежек, Й. Пауэр, К. Ра..

Хабенек Ф. А.

Абенек (Habeneck) Франсуа Антуан (22 I 1781, Мезьер, Арденны - 8 II 1849, Париж) - франц. Скрипач, дирижёр, композитор. Игре на скрипке учился у своего отца, с 1800 - в Парижской консерватории у П. Байо. Работал скрипачом в оркестрах т-ров "Опера комик" и "Гранд-Опера". В 1806-15 дирижировал ученическим оркестром консерватории. В 1821-24 художеств. Директор, в 1824-47 первый капельмейстер "Гранд-Опера". В 1828 X. Основал и возглавил оркестр "Общества концертов Парижской консерватории", к-рый под..

Хабибуллин Г. С.

Габдрахман Сулейманович (25 XII 1903 (7 I 1904), Томск - 16 IX 1969, Уфа) - сов. Певец (бас). Нар. Арт. РСФСР (1955). Деп. Верх. Совета Башк. АССР 4-го созыва. В 1938 окончил Башк. Студию при Моск. Консерватории у Е. А. Милькович. В 1938-68 солист Башк. Т-ра оперы и балета. Обладал красивым, сильным голосом, незаурядным актёрским дарованием. Партии. Кончак. Чуб ("Черевички" Чайковского), Дон Базилио ("Севильский цирюльник"), Юлай Азналин ("Салават Юлаев" Исмагилова), Серлибай ("Айхылу" Пейко и В..

Дополнительный поиск Хабанера Хабанера

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хабанера" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хабанера, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 8 символа