Хазы
Род невм, применявшихся в ср.-век. Армянском культовом певч. Иск-ве, когда в монодии стали развиваться принципы формо- и ритмообразования, независимые от структуры словесных текстов. Сравнительное изучение разл. Ср.-век. Таблиц X. Показывает, что число осн. Знаков, внедрявшихся в практику постепенно, со временем увеличилось до сорока. В певч. Рукописях, помимо основных, содержится также ок. 30 вспомогательных, изменённых и производных знаков. Хазовые знаки пения возникли в Армении под влиянием традиций палеовизантийского невменного письма. Однако в этом общем русле была создана самобытная арм. Нац. Система записи, о чём свидетельствуют графич. Начертания, наименования и взаимоотношения хазовых знаков. Применение хазового письма предполагало овладение системой гласов арм.
Монодии - традиц. Мелодич. Моделей, мобильных структур, подлежащих варьированию. X. Обозначали динамику и способы исполнения, членение и ритмич. Схему мелодий, а также повышения и понижения голоса, тематич. Попевки, начальные и заключит. Формулы, мелизмы, юбиляции. Наибольшие трудности при расшифровке представляют динамика и способы исполнения, связанные со ср.-век. Приёмами акцентуации и звукоподачи. Членение мелодий осуществлялось гл. Обр. С помощью знаков препинания арм. Языка. В силлабических и кантиленных песнопениях - в соответствии с членением текста, а в широкораспевных - и независимо от текста. Существуют 4 категории метрич. Значений X. Краткий слог (половина метрич. Единицы), средний слог (метрич. Единица), долгий слог (равен сумме двух единиц) и большой слог (равен сумме четырёх, иногда и более единиц).
Кроме того, в песнопения, содержащие широкие распевы, вводились "ложные слоги" - опорные моменты в вокализациях, к-рые имеют также значение особых метроритмич. Структур. X. Разделяются на три осн. Категории. 1) экфонетические знаки-акценты, указывающие на своеобразно акцентированные повышения и понижения голоса (тоничность системы). 2) графическое изображение хейрономических жестов (стенографичность системы). 3) своего рода муз. Идеограммы, т. Е. Условные знаки, обозначающие относительно пространные мелодич. Фразы (идеографичность). Конкретное ладоинтонационное значение X. Получают в зависимости от данного гласа (указываемого в начале песнопений), гласового контекста, от жанра песнопения и темпа, в к-ром оно исполняется.
Хазовое письмо объединяет письменную систему с устной традицией мелодич. Моделей (гласов). Система хазовых знаков пения, возникшая в 8-9 вв. Предположительно по инициативе поэта-мелода и учёного Степаноса Сюнеци (второго), в Армении развивалась до 12 в., а с 12 в.- также в Киликийском арм. Гос-ве. В Киликии технологию системы X. И исполнительского истолкования её знаков совершенствовали известные мастера ср.-век. Арм. Пения Нерсес Шнорали, Григор Хул (12 в.), Геворк Скевраци (13 в.) и др. Там окончательно сложились 3 осн. Типа хазового письма, соответствующие речитации, силлабическим и кантиленным, а также богато орнаментированным песнопениям, полностью оформились хазовые певч. Книги, главные из к-рых (кроме рукописных Евангелий, содержащих знаки речитации) - Шаракноц (Гимнарий), Манрусум и Гандзаран (сб-ки мелизматич.
Песнопений). Начиная с 15 в. Хазовое письмо не развивалось и по мере разложения культуры феодальной Армении постепенно предано забвению. Отд. Знатоки X. (копиисты-каллиграфы, мастера пения) жили в Армении вплоть до кон. 18 в., однако никто из них не пытался теоретически осмыслить знания, полученные чисто практическим путём. В конце 18 - нач. 19 вв. Теоретик ср.-век. Арм. Музыки Г. Гапасакалян безуспешно стремился реформировать систему X., с тем чтобы ряд её знаков указывал точные интервальные отношения между звуками. Во 2-м десятилетии 19 в., после глубокого кризиса системы хазовых знаков, А. Лимонджян разработал систему новоармянской нотописи (см. Армянская нотопись). Специалистам в области X. До сих пор неизвестно ни одно ср.-век.
Пособие, посвящённое принципам хазового письма. В кон. 19-20 вв. Мн. Европ. И арм. Учёные исследовали хазовое письмо. Среди них особое место принадлежит Комитасу. Во время 1-й мировой войны 1914-18 в числе др. Работ Комитаса была утрачена и его монография, в к-рой рассматривались вопросы расшифровки X. Нек-рые случайно уцелевшие черновые записи и изданные статьи Комитаса, относящиеся к области хазоведения (арм. Невмологии), представляют значит. Ценность. Большая работа в области хазоведения, проведённая в Армении после установления Сов. Власти, продолжается ныне в Матенадаране.Литература. Гапасакалян Gр., Трактат о музыке, Константинополь, 1803 (на др.-арм. Яз.). Тынтесян В., Характеристика песнопений св. Церкви Армении, Константинополь, 1874, Истанбол, 1933 (на арм.
Яз.). Кюrегян И., Истолкование хазовых знаков пения Шаракана, "Базмавеп", Венеция, 1900, с. 460-62 (на арм. Яз.). Комитас, Значение хазов Шаракноца, "Тачар", Константинополь, 1910, No 10 (на арм. Яз.). Его же, Армянская крестьянская музыка. Знаки просодии армянской церкви, Париж, 1938 (на арм. Яз.). Тайян Г., Изучение армянских хазов специалистами, "Базмавеп", Венеция, 1933, с. 5-11 (на арм. Яз.). Атаян Р., Армянская хазовая нотопись, Ер., 1959 (на арм. Яз.). Тагмизян Н., Совокупность основных хазов, "Вестник Матенадарана", Ер., 1969, No 9 (на арм. Яз.). Его же, Комитас и проблема расшифровки армянских хазов, "Историко-филологический журнал АН Арм. ССР", 1969, No 4 (на арм. Яз.). Его же, Из литературного наследия Комитаса, "СМ", 1969, No 10.
Его же, Размышления Комитаса о взаимоотношении знаков пунктуации и просодии, "Вестник общественных наук АН Арм. ССР", 1970, No 8 (на арм. Яз.). Его же, Опыт расшифровки простейших хазовых записей, "Историко-филологический журнал АН Арм. ССР", 1971, No2 (на арм. Яз.). Его же, Искусство хазового письма в его историческом развитии, "Вестник Матенадарана", 1977, No 12 (на арм. Яз.). Его же, Теория музыки в древней Армении, Ер., 1977. Его же, Материалы для сравнительного изучения армянского и русского духовного музыкального искусства средневековья, "Вестник Матенадарана", 1980, No 13 (на арм. Яз.). Schrцder J., Thesaurus linguae armenicae, Amstelodami, 1711. Villoteau M., De l'йtat actuel de l'art musical en Egypte, P., 1826 (Description de l'Egypte, t.
14). Fetis F., Histoire gйnйrale de la musique, t. 4, P., 1874. Petermann H., Ьber die Musik der Armenier, "Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft", 1851, Bd 5. David E., Lussy M., Histoire de la notation musicale depuis ses origines, P., 1882. Fleischer О., Neumen-Studien, Tl 1, Lpz., 1895. Коmitas (Keworkian), Die armenische Kirchenmusik, "Sammelbдnde der internationalen Musikgesellschaft", 1899, Jahrg. 1, H. 1. Aubry P., Le systиme musical de l'Eglise armйnienne, "Tribune de St. Gervais", 1901-03. Wagner P., Neumenkunde. Palдographie des liturgischen Gesanges, Lpz., 1912. Gastоuй A., La musique byzantine et le chant des йglises d'Orient, в кн. Encyclopйdie de la musique et dictionnaire du conservatoire, fondateur A.
Lavignac, pt. 1, (v. 1), P., 1913. Wellesz E., Die armenische Messe und ihre Musik, "Jahrbuch des Musikbibliothek Peters", 1920, Jahrg. 27. Eго жe, Die armenische Kirchenmusik, в кн. Handbuch der Musikgeschichte, hrsg. Von G. Adler, Bd 1, Frankfurt, 1924, B., 1930. Eго же, Armйnian music, в изд. The New Oxford history of music, v. 2, L.-N. Y.-Toronto, 1961. Reese G., Music in the middle ages, N. Y., 1942, p. 75. Tahmizian N., Les anciens manuscrits musicaux armйniens et les questions relatives а leur dйchiffrement, "Revue des Etudes Armйniennes", Nouvelle Sйrie, 1970, t. 7.H. К. Тагмизян.
Дополнительный поиск Хазы
На нашем сайте Вы найдете значение "Хазы" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хазы, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Х". Общая длина 4 символа