Хандошкин И. Е.

141

Иван Евстафьевич (1747, вероятно, Петербург - по уточнённым данным, 18 (30) III 1804, там же) - рус. Скрипач, композитор, дирижёр, педагог и собиратель нар. Песен. Был сыном музыканта (валторниста, игравшего в оркестре при дворе Петра III). Муз. Образование получил под рук. Скрипача Т. Порто. В 1762 зачислен скрипачом в Придв. Оркестр. Вскоре, как один из лучших исполнителей, произведён в камер-музыканты и назначен капельмейстером. В 1764 преподавал в муз. Классах Академии художеств. В 1785 был приглашён в Екатеринославскую муз. Академию (официально учреждённая по инициативе Г. А. Потёмкина, она на деле никогда не существовала), с 1788 числился инспектором академии. С кон. 80-х гг. Жил в Петербурге. Среди его учеников - И. Ф. Яблочкин.X.

Был первым выдающимся рус. Скрипачом. Обладая незаурядным даром импровизации и технич. Мастерством, он поражал современников виртуозной игрой на скрипке. Владел также альтом, балалайкой и 7-струн. Гитарой. Творчество X., одного из талантливейших рус. Композиторов доглинкинской эпохи, было тесно связано с его исполнит. Деятельностью. Им было создано более 50 циклов вариаций на рус. Песни, а также сонаты (для скрипки, 2 скрипок, скрипки с басом). Самобытные черты творчества наиболее ярко проявились в вариациях на нар. Темы. X. Свободно трактует нар. Мелодию, искусная гармонизация к-рой способствует её обогащению, раскрытию образного содержания. Вариации X. - это развёрнутые конц. Пьесы с тонко разработанной виртуозной фактурой. Широко используя сложнейшие технич.

Приёмы, он передал в них нар. Манеру инстр. Исполнительства. Нек-рые методы варьирования предвосхищают "Камаринскую" Глинки. Значит. Интерес представляют 3 сонаты для скрипки соло (g-moll, Es-dur, D-dur). Обращаясь к этому жанру, уже не встречавшемуся в европ. Музыке 2-й пол. 18 в., X. Создаёт произв., отличающиеся от сольной скр. Сонаты старых итал. Мастеров и И. С. Баха. Его произв. По изложению, характеру тематизма и форме приближаются к классич. Сонате гайдновско-моцартовского типа. Композитор расчленяет муз. Ткань на гл. И сопровождающие голоса. В основном гомофонная фактура сонат X. Содержит элементы полифонии, свободно применяются двойные ноты, аккорды, развитые виртуозные пассажи. Своеобразие замысла отличает единственную сонату для скрипки и баса, состоящую из 2 частей - спокойного вступления и блестящего каприччо.

В ней на первый план выдвигается импровизационность, характерная и для вариаций. По сравнению с сонатами для скрипки соло она примечательна смешением новых стилистич. Черт со старыми исполнит. Традициями.Разнообразное по жанрам творчество X., отличающееся смелостью, виртуозным размахом, обогатило рус. Инстр. Музыку 2-й пол. 18 в. Опираясь на высокие образцы нар. Иск-ва, развивая и совершенствуя скр. Технику, X. Создал яркие, художественно совершенные сольно-инстр. Произв. (большинство из них осталось в рукописи). Многие его соч., по-видимому, утеряны.Сочинения. Для скр. (соло) - Русские песни с вариациями (1781), Новые вариации на русские песни (1785), Шесть сонат (1789), Три сонаты (изд. Между 1800 и 1808). Для 2 скр. - Шесть старинных русских песен с вариациями (1785).

Шесть старинных песен с приложенными к оным вариациями для скрыпки и алто-виолы (1786). Для скр. И баса - Русские песни с вариациями на скрыпку и бас (1785), соната (изд. В ред. В. Я. Шебалина, 1952). Для фп. - Вариации на русскую песню "Выйду ль я на реченьку" (1795) и др.Литература. Ямпольский И., Русское скрипичное искусство, (т.) 1, М.-Л., 1951, гл. 4. Вольман Б., И. Хандошкин и русская песня, "СМ", 1954, No 3. Цуккерман В., "Камаринская" Глинки и её традиции в русской музыке, М., 1957, с. 145-47, 151-56. Келдыш Ю. В., Русская музыка XVIII века, М., 1965, с. 404-15. Rаабен Л., Жизнь замечательных скрипачей, (М.-Л., 1967). Pесечко Г., Иван Евстафьевич Хандошкин, Л., 1972. Mооsеr A., Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIII siиcle, t.

3, Lausanne (s. A.). Swan A. J., Russian music and its sources in chant and folksong, N. Y., 1973, p. 58-59.И. M. Ветлицына.

Значения в других словарях
Хамраев Р. Х.

Рашид Хамидович (р. 29 VIII 1937, Бухара) - сов. Композитор и педагог. Чл. КПСС с 1972. В 1961 окончил Ташкентскую консерваторию у Б. И. Зейдмана, в 1966 - аспирантуру у него же. С 1961 зав. Кафедрой муз. Дисциплин Ташкентского театрально- художественного института, с 1976 преподаватель там же, с 1978 - Ташкентского ин-та культуры (с 1981 доцент кафедры оркестровки). Гос. Пр. Узб. ССР им. Хамзы (1966).Сочинения. Оперы - Свет из мрака (Зулматдан зиё, 1965, Ташкент), Перед зарёй (Тонг олдидан, 197..

Ханаев Н. С.

Никандр Сергеевич (27 V (8 VI) 1890, с. Песочня, ныне Рязанской обл. - 23 VII 1974, Москва) - сов. Певец (драм. Тенор). Нар. Арт. СССР (1951). В 1921-24 учился в Моск. Консерватории по классу пения у Л. Г. Звягиной. С 1925 работал в Оперной студии Большого т-ра, в 1926-54 солист Большого т-ра. X. - один из выдающихся сов. Певцов, обладатель сильного, редкого по красоте голоса. Создавал глубоко самобытные по художеств. Трактовке образы, темпераментные, мужественные и благородные. X. Был выдающимс..

Ханеданьян Г. Г.

Грайр Грайрович (р. 6 VI 1939, Каменск Ростовской обл.) - сов. Певец (тенор). Нар. Арт. Узб. ССР (1974). В 1963 окончил Львовскую консерваторию у Н. В. Шелюжко. С 1961 солист Львовского т-ра оперы и балета, где исполнял партии баритона, - Алеко, Амонасро, Эскамильо. Альфио ("Сельская честь" Масканьи). С 1965 солист Одесского т-ра оперы и балета, с 1972 - Узб. Т-ра оперы и балета, с 1981 - Ссверо-Осет. Муз. Т-ра. Исполняет партии тенора. Герман, Пинкертон, Каварадосси, Канио, Радамес, Дон Карлос,..

Ханенде

Хананде - проф. Нар. Певец в Азерб. ССР, а также Иране и др. Странах Востока, исполнитель мугамов. X. - музыкант-творец, художник-импровизатор, всякий раз по-новому воссоздающий классич. Мугамные мелодии. Как правило, тенор обладает голосом большого диапазона и виртуозным мастерством, особенно ярко проявляющимся в напряжённом верхнем регистре. Приёмы исполнения X. Чрезвычайно разнообразны и сложны, особенно при пении "зангуле" - "мелких" вибрирующих пассажей, основанных на извлечении звука в глу..

Дополнительный поиск Хандошкин И. Е. Хандошкин И. Е.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Хандошкин И. Е." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Хандошкин И. Е., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 15 символа