Харрис Р. Э.

122

(Harris) Рой Элсуорт (12 II 1898, Линкольн-Каунти, штат Оклахома - 1 X 1979, Санта-Моника) - амер. Композитор. Учился в муз. Колледже Калифорнийского ун-та (гармония, орган, фи.), брал уроки композиции у М. Альтшулера, А. Блисса, затем у А. Фаруэлла (в 1926 под его руководством написал пьесу для струн. Квартета "Впечатления от дождливого дня"). Совершенствовался у Н. Буланже (1926-29) в Париже, где в 1927 исполнено первое крупное соч. X. - концерт для фп., кларнета и струн. Квартета, С 1934 X. Преподавал композицию в Вестминстерской хор. Школе в Принстоне, в 1941-43 - в Корнеллском ун-те (Итака), в 1943-48 - в Колорадо-Спрингс, позднее в ряде др. Ун-тов и муз. Колледжей, с 1961 - в Ун-те Юж. Калифорнии в Лос-Анджелесе. Среди его учеников - У.

Шумен, Р. Палмер, Ч. Миллс, Дж. Винсент. Жена X. - Джоана - концертирующая пианистка, сыновья Шон и Дэн - участники рок-группы "Экспериментальный западный поп-арт бэнд".В США X. Получил признание после исполнения Бостонским симф. Оркестром под упр. С. А. Кусевицкого "Симфонии 1933" (1933), увертюры на тему амер. Нар. Песни "Когда Джонни возвращается домой" (1934) и особенно 3-й симфонии (1937), к-рая принесла X. Междунар. Известность. Это произв.- один из лучших образцов амер. Нац. Музыки, в то же время в ней определились особенности индивидуального стиля X. - широта и напевность мелодики, интонационно связанной с музыкой амер. Запада, ритмич. Острота и импульсивность, импровизац. Свобода, сочетающаяся с композиционной стройностью. Своеобразно гармонич.

Мышление X., опирающееся на ладоинтонац. Обороты, характерные для нар. Муз. Иск-ва этого региона. Среди др. Симфоний выделяются 5-я (с посвящением "Героическому советскому народу", 1942), 7-я (1952. 2-я ред. 1955) и 10-я ("Симфония Авраама Линкольна", 1965). Зрелое симф. Творчество X. Отличают высокая полифонич. Техника и блестящая оркестровка. Б. Ч. Симф. Соч. X. (ведущий жанр в его творчестве) впервые исполнялась оркестрами под его управлением. Мн. Произв. X. Отмечены нац. И междунар. Премиями. X. Посетил Сов. Союз в 1958 (дирижировал оркестром при исполнении своей 5-й симфонии) и в 1974 (в качестве гостя 5-го съезда CK СССР). X. Высоко ценил рус. И сов. Музыку (особенно соч. М. П. Мусоргского и С. С. Прокофьева).Сочинения. Балеты - Западный пейзаж (Western landscape, 1940, не пост.), От этой земли (From this Earth, Колорадо-Спрингс, 1941), Что мы с такой гордостью славим (What so proudly we hail, 1942, там же).

Камерная кантата Авраам Линкольн идёт в ночи (Abraham Linkoln walks at midnight, для сопрано, фп. И орк., 1953). Песнопение солнцу (Canticle to the sun, длн колоратурного сопрано и камерного орк., 1961). Юбиляция (для хора, медных духовых и фп., 1964). Для орк. - 14 симфоний (1933-76. В т. Ч. 4-я, Симфония народных песен - Folk songs symphony, 1939. 6-я, Геттисбергское послание - Gettysburg address, 1944. 8-я, Сан-Францискская, 1961. 14-я, с хором, посв. 200-летию США, 1976), симф. Элегия Прощальное слово пионерам (Farewell to pioneers, 1936), пьеса Весна в Кентукки (Kentucky spring, 1949), Камберлендский концерт (1951), Ода согласию (Ode to consonance, 1957), пьесы Приветствие юности (Salute to youth, 1963), Рог изобилия (Horn of plenty, 1964).

Прелюдия и фуга для струн. Орк. (1936). Для инструмента с орк. -концерты (2 для фп., 1944, 1953. Для 2 фп., 1954. Для аккордеона, 1946), фантазия для фп. (1954). Концерт для фп. И бэнда (1942). Концерт для фп. С электроусилителем, медных духовых и ударных (1968). Камерно-инстр. Ансамбли - соната для скр. С фп. (1941), дуэт для влч. И фп. (1964), фп. Трио (1934), пьеса для струн. Квартета Впечатления от дождливого дня (Impressions of a rainy day, 1926), струн. Квартеты (1930, 1933, 1937), фп. Квинтет (1936), струн. Квинтет (1939), струн. Секстет (1932), фп. Секстет (1968), фантазия для фп. И квинтета дух. Инструментов (1932). Месса для муж. Хора и органа (1943). Хоры a cappella - Песнь профессий (A song of occupation, 1934), Симфония для голосов (Symphony for voices - на сл.

У. Уитмена, 1936), Праздничная нар. Фантазия для певцов-исполнителей в нар. Стиле. Пьесы для фп., в т. Ч. Соната (1928), Амер. Баллады (1942). Музыка к кинофильмам.Литература. Шнеерсон Г., Портреты американских композиторов, М., 1977. Farewell A., Roy Harris, "MQ", 1932, v. 18, No 1. Соwell H., R. Harris, в кн. American composers on American music, Stanford (Calif.), 1933, N. Y., (1962), p. 64-69. Piston W., Roy Harris, "Modern music", 1934, v. 11, Jan.- Febr. Mills Ch., Roy Harris, в кн. The book of modern composers, N. Y., 1942. Enett R., The harmonic idiom of Roy Harris, "Modern music", 1946, v. 23, No 2. Slonimsky N., Roy Harris, "MQ", 1947, v. 33, No 1. Strasburg R., Roy Harris. A catalog of his works, Los Ang., 1974 (с нотографией и дискографией).Дж.

К. Михайлов..

Значения в других словарях
Хардингфеле

Хардингерфeлe (hardingfele), - норв. Народная скрипка. Деки X. Значительно более выпуклы, чем у обычной скрипки, гриф шире и короче. X. Имеет 8 струн. 4 основные (игровые. Их настройка зависит от исполняемой музыки) и 4 резонирующие (аликвотные. Соответствуют I, II, III и V ступеням осн. Лада). На X. Играют нар. Танц. Мелодии - слотты (см. Норвежская музыка). X. Богато инкрустируются серебром и перламутром. Старейший сохранившийся экземпляр изготовлен в 1651.Литература. Вjшrndal A., Nasjonalins-..

Харлап М. Г.

Мирон Григорьевич (р. 12 (25) I 1913, Лодзь) - сов. Музыковед и литературовед. Окончил Моск. Консерваторию по классу фп. У В. Н. Аргамакова (1931). В 1935-73 концертмейстер классов дирижирования, в 1945-50 также старший науч. Сотрудник Н.-и. Кабинета Моск. Консерватории. Труды в области теории эволюции музыки и её языка, муз. И стихового ритма, муз. Исполнительства. Автор ряда работ о творчестве А. С. Пушкина, статей в "Большой советской энциклопедии" (3-е изд.), "Краткой литературной энциклопед..

Харрисон Д.

(Harrison) Джордж (р. 25 II 1943, Ливорпул) - англ. Эстр. Певец и композитор. С 1960 участник вок.-инстр. Квартета Битлз (гитара соло, ситар, фп., пение). Ввёл в состав квартета ситар и барабан табла. После распада квартета (1970) выступал совм. С певцом Б. Диланом. Проявлял большой интерес к индийской классич. Музыке, занимался под рук. Комп. Р. Шанкара. Выступал с ним как с аккомпаниатором с 1974. Гастролировал за рубежом. В 1977 прекратил конц. Деятельность.. ..

Харт Ф. Б.

(Hart) Фриц Бенникке (11 II 1874, Лондон - 9 VII 1949, Гонолулу, штат Гавайи) - англ. Композитор и дирижёр. В 1893-96 учился в Корол. Муз. Колледже в Лондоне у Ч. Станфорда (композиция), затем работал дирижёром в разл. Т-рах. С 1908 жил в Австралии. Вместе с А. Хиллом осн. Австрал. Оперную лигу (первый спектакль - опера X. "Пьеретта", 1914). В 1915-35 директор консерватории "Алберт-стрит" (позднее - им. Мелбы) и одноврем. (с 1928) дирижёр симф. Оркестра в Мельбурне, в 1932-49 - симф. Оркестра в ..

Дополнительный поиск Харрис Р. Э. Харрис Р. Э.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Харрис Р. Э." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Харрис Р. Э., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Х". Общая длина 12 символа