Цанца

190

Санза, санца, занза, - афр. Язычковый щипковый самозвучащий муз. Инструмент. Гребнеобразный идиофон. На резонаторном корпусе (разл. Формы) размещается ряд деревянных, бамбуковых или металлич. Пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов - плоский, у более сложных - полостной резонатор из панциря черепахи, долблёного дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30). Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков. При игре (стоя, на ходу, сидя) Ц. Зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации.

Ц. Бывают разл. Размеров. Длина корпуса 100-350 мм. Длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм. Звукоряд Ц. Зависит от количества язычков.Ц. - древнейший и самый распространённый в Африке инструмент, особенно в Центральной и Южной, на нек-рых из Антильских о-вов. О его широкой популярности свидетельствует обилие назв., к-рыми обозначается Ц. У разл. Племён, - мбира, ндимба, лукембе, лала, малимба и др. Ц. Используется в традиц. Обрядах и проф. Музыкантами (т. Н. Гриотами) для сольного исполнения, а также в ансамблях в составе. Голос, Ц., рог, погремушки. Голос и Ц. Голос, Ц. И ударные палочки и др. Или вместе с угловой арфой нангой для аккомпанемента пению. На Ц. Исполняются разл. Наигрыши (в т. Ч. Ночными сторожами).Образцы строя цанцы.Ц. Была завезена африканцами в Сев.

И Юж. Америку (встречается ныне в странах Лат. Америки). Широко используется в танц.-инстр. Ансамблях Гвинеи, Бенина, Уганды и ряда др. Афр. Стран.Литература. Переверзев Л., Африканская симфония, "СМ", 1964, No 4. Виноградов В., Из дневника музыканта, "СМ", 1966, No 11, 1967, No 1. Голден Л., Африканские музыкальные инструменты, в кн. Музыка народов Азии и Африки, вып. 2, М., 1973, с. 260-68. Галайская Р., Африканский музыкальный инструмент санза, там же, с. 269-280. Sachs С., Reallexicon der Musikinstrumente, В., 1913, Hildesheim, 1962. Его же, The history of musical instruments, N. Y., 1940. Кirby P. R., The musical instruments of the native race of South Africa, L., 1934. Husmann H., Marimba and Sansa der Sambesikultur, "Zeitschrift fьr Ethnologie" 1936, Jahrg.

68, No 1/3. Pepper H., Notes sur une sanza d'Afrique йquatoriale, в кн. Miscelanea de estudios. F. Ortiz v. 2, La Habana, 1956. Вrandel R., The music of Central Africa. An ethnomusicological study, The Hague, 1961, p. 28-67. Laurenty J. S., Les sanza du Congo, v. 1-2, (Tervuren), 1962. Dietz В., Оlatunji M. В., Music instruments of Africa, their nature, use and place in the life of a deeply musical people, N. Y., 1965. Marcuse S., Musical instruments, N.Y., (1975), p. 455.P. Б. Галайская..

Значения в других словарях
Цаккони Л.

(Zacconi) Лудовико (в миру - Джулио Чезaре) (11 VI 1555, Пезаро - 23 III 1627, Фьоренцуола-да-Фокара, близ Пезаро) - итал. Композитор, певец (тенор), вок. Педагог, муз. Теоретик. В 1568 вступил в монашеский орден августинцев, в 1575 получил сан священника. Изучал григорианский хорал, мензуральную нотацию и игру на органе у падре П. Луккини, вскоре стал органистом в церкви св. Августина в Пезаро. Овладел также игрой на др. Инструментах (клавесин, лютня, виола да гамба), выступал как музыкант и пе..

Цани де Ферранти М. А.

(Zani de Ferranti) Марко Аурелио (6 VII 1800 или 1802, Болонья - 28 или 29 XI 1878, Пиза) - итал. Гитарист, скрипач и поэт. С детства учился игре на скрипке, с 12-летнего возраста под впечатлением игры Н. Паганини стал стремиться овладеть виртуозной техникой (по совету Паганини занимался у Герли-сына). С 16 лет гастролировал в странах Европы. Вскоре, однако, увлёкся игрой на гитаре и с 1818 успешно выступал как гитарист. Жил в Париже (1820), затем в Петербурге (1820-24), где концертировал, однов..

Царлино Д.

(Zarlino) Джозеффо (вероятно, 22 IV (по др. Данным, 31 I или 22 III) 1517, Кьоджа, близ Венеции - 14 (по др. Данным, 4) II 1590, Венеция) - итал. Композитор, муз. Теоретик и эстетик. Получил гуманистич. Образование. Занимался также теологией, в юности вступил в орден францисканцев. Служил в кафедральном соборе певцом и органистом. Муз. Образование завершил в Венеции у А. Вилларта. С 1565 возглавлял капеллу собора св. Марка (здесь сотрудничал с А. Падовано, К. Меруло, А. И Дж. Габриели), одноврем..

Цвеич Б.

Цвejuh) Бисерка (р. 5 XI 1923, Есенине, близ Сплита) - серб. Певица (меццо-сопрано). Окончила в 1953 Муз. Академию в Белграде у Й. Риявеца. Дебютировала в белградском Нац. Т-ре. С 1960 солистка Венской гос. Оперы, с 1961 постоянно гастролировала в "Метрополитен-опера", пела также в Париже, Байрёйте, Стокгольме, Москве. Среди партий - Кармен. Шарлотта и Дульсинея ("Вертер" и "Дон Кихот" Массне), Дидона ("Дидона и Энеи" Пёрселла), Амнерис. Эболи ("Дон Карлос" Верди), Вера Боронел ("Консул" Менотти..

Дополнительный поиск Цанца Цанца

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цанца" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цанца, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 5 символа