Цветной слух

245

Синопсия (нем. Farbenhцren, франц. Audition coloree, англ. Colour hearing), - исторически сложившееся определение зрительно-слуховых, гл. Обр. Внепредметных, "синестезий" ("соощущений"). Следует отличать их от навязчивых синестезий аномального характера. Синестезии ассоциативного происхождения, возникающие при создании и восприятии произв. Иск-ва, присущи каждому индивидууму как норма. К ним относятся не столько собственно "соощущения", сколько межчувственные сопоставления на уровне представлений. Рассматривая синестезии не только как психологич., но и как эстетич. Феномен, к Ц. С. Следует отнести и стилевые аналогии применительно к разным видам иск-ва (живопись и музыка, музыка и архитектура и т. Д.). Иск-во как форма художеств.

Коммуникации обращается прежде всего к синестезиям, обладающим определ. Степенью общезначимости. Таковыми являются синестезии, представляющие собой естеств. Ассоциации, к-рые возникают и закрепляются в процессе комплексного (полисенсорного) восприятия действительности людьми, живущими в одних географич., историч. И социальных условиях. Субъективно-произвольный характер имеют индивидуальные синестезии, отражающие случайные межсенсорные связи.Ц. С. Проявляется в таких выражениях речевого обихода, как "яркий", "матовый" звук, "кричащие" краски и т. П. В поэзии часто используются метафоры и эпитеты синестетич. Содержания (напр., "звук литавр торжествующе-алый" у К. Д. Бальмонта). Наличие зрительно-слуховых синестезий лежит в основе изобразит.

Возможностей музыки. Наиболее распространённой формой Ц. С. Применительно к восприятию и созданию музыки (Ц. С. В узком смысле) является наделение тембров (Р. Вагнер, В. В. Кандинский) и тональностей (Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Скрябин, Б. В. Асафьев и др.) определ. Цветовыми характеристиками, хотя их полная общность наблюдается лишь в "светлотных" оценках. Так, инструменты в высоком регистре звучат "светлее", чем в низком. Так же по "светлоте" синестетически различаются и тональности - в соответствии с их ладовым признаком ("Мажор и минор. Свет и тень" - по Н. А. Римскому-Корсакову). Индивидуальные особенности самих цветовых характеристик наличествуют в той же мере, в какой различны лежащие в их основании эмоционально-смысловые и символич.

Оценки цветов и тембров (тональностей), сложившиеся в процессе воспитания и творч. Практики каждого музыканта. Синестетич. Параллели можно указать и для др. Элементов муз. Языка. Громкость - яркость или удалённость, сдвиг по регистру - изменение "светлоты" или размера, мелос - пластика и графич. Развитие, темп - скорость движения и трансформации визуальных образов и т. Д.Изучение Ц. С. В значит. Мере стимулируется экспериментами в области светомузыки и т. Н. Муз. Графики (визуальная фиксация в живописи впечатлений от музыки). Исследования Ц. С. Проводились как в СССР, напр. В Гос. Академии художеств. Наук (ГАХН), Моск. Гос. Ун-те, Всесоюзном н.-и. Ин-те театра, музыки и кино (Ленинград), Ин-те мозга им. В. М. Бехтерева (И. Д. Ермаков, Е. А. Мальцева, В.

Г. Каратыгин, С. А. Дианин, В. И. Кауфман, В. В. Анисимов, С. М. Эйзенштейн), так и за рубежом (А. Бине, В. Сегален, Г. Аншюц, А. Веллек, Т. Карвоский). В связи с изучением Ц. С. Студенческое конструкторское бюро "Прометей" (Казань) в кон. 1960-х гг. Осуществило анкетный опрос всех членов творч. Союзов СССР. Планомерные исследования Ц. С. Ведутся в ун-те г. Сегед (Венгрия), Ин-те муз графики в Вене.Литература. Бине А., Вопрос о цветном слухе, M., 1894. Слепцов-Теряевский О. H. (Баженов H. H.), Синэстезический способ изучения аккордов, P., 1915. Галеев Б. M., Цветной слух и эффект светозвука, в сб. Доклады VI Всесоюзной акустической конференции..., M., 1968. Его же, Проблема синэстезии в искусстве, в сб. Искусство светящихся звуков, Казань, 1973. Ванечкина И. Л., Некоторые итоги анкетного опроса, в сб.

Доклады VI Всесоюзной акустической конференции, M., 1968. Её же, Советские музыканты и светомузыка, в сб. Искусство светящихся звуков, Казань, 1973. Назайкинский Е., О психологии музыкального восприятия, M., 1972. Галеев Б. M., Сайфуллин R. P., Светомузыкальные устройства, M., 1978. Светомузыкальные эксперименты СКВ "Прометей". Библиографический указатель (1962-1978), Казань, 1979. Всесоюзная школа молодых ученых и специалистов "Свет и музыка" (тезисы докладов), Казань, 1979. Mendosa S., L'audition colorйe, P., 1899. Anschьtz G., Farbe-Ton-Forschungen, Bd 1, Lpz., 1927, Bd 2-3, Hamb., 1936, 1931. Karwoski T., Odbert H., Color - music, "Psychological monographs", 1938, v. 50, No 2. Revesz G., Einfьhrung in die Musikpsychologie, Bern, 1946.

Handschin J., Der Toncharakter, Z., (1948), Wellek A., Musikpsychologie und Musikдsthetik, Fr./M., 1963. Gyulai E., A lбthatу zene, Bdpst, 1965. Marks L. E., On colored-hearing synesthesia. Cross-modal translations of sensory dimensions, "Psychological Bulletin", 1975, v. 82, No 3.Б. M. Галеев..

Значения в других словарях
Цветко Д.

(Cvetko) Драготин (p. 19 IX 1911, Вуча, Лютомер, Словения) - словен. Музыковед (Югославия). Чл. Словен. И Серб. АН. Окончил философский ф-т ун-та (1936) и консерваторию (1937) в Любляне. Совершенствовался в Школе мастерства при Пражской консерватории (1937-38). Преподавал в люблянской Академии музыки (1938-43 и 1945-1962, с 1952 профессор), в 1943-45 участвовал в нар.-освободит. Борьбе против фашистских завоевателей. С 1962 профессор, зав. Кафедрой истории музыки в Люблянском ун-те. Ц. Читает эп..

Цветкова Е. Я.

(урожд. - Барсова) Елена Яковлевна (1872, Уфа - июль 1929, Москва) - рус. Певица (лирико-драм. Сопрано). В 1892 окончила Моск. Консерваторию по классу пения у Е. А. Лавровской. На оперной сцене дебютировала ещё будучи студенткой в 1891 (исполнила в консерваторском спектакле на сцене Большого т-ра партию Марселины в опере "Фиделио"). В 1892-93 пела в труппе Оперного т-ва И. П. Прянишникова в Москве. В 1893 с успехом дебютировала в партии Маргариты в Большом т-ре, однако не была принята на имп. Сц..

Цебриков Р. М.

Роман Максимович (1 (12) X 1763, Харьков - 3(15) II 1817, Петербург) - рус. Музыковед, пианист, переводчик. Чл. Росс. Академии наук (1809). Отец декабриста Н. Р. Цебрикова. Ок. 1778 переехал в Петербург для завершения образования. В 1784-85 жил в Лейпциге и Нюрнберге, где изучал нем, франц. И лат. Языки. В 1785 вернулся в Россию, работал переводчиком в Коллегии иностр. Дел, в 1788-89 в той же должности - при походной канцелярии кн. Г. L. Потемкина. Очевидец осады Очакова, Ц. Вел дневник ("Вокруг..

Цевница

См. Кувиклы.. ..

Дополнительный поиск Цветной слух Цветной слух

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Цветной слух" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Цветной слух, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ц". Общая длина 12 символа