Чадская музыка

120

Разнообразие Ч. М. - следствие этнич. Пестроты населения Республики Чад. Наиболее ранние сведения о культуре данного региона встречаются в документах, сохранившихся от араб. Путешественников (11 в.). Муз. Традиции мн. Народов, населяющих Чад, строго регламентированы. В муз. Практике возникают большие трудности, связанные с кастовым делением общества, с ограничениями социального порядка (напр., не каждый имеет право играть на том или ином инструменте).В муз. Инструментарии одно из ведущих мест занимают барабаны. Из глины, разл. Пород дерева. Цилиндрические, в форме усечённого конуса (с лепёшкой из вязкого вещества на мембране). Одно-, двусторонние. Зачастую исполнитель играет одноврем. На двух барабанах (один барабан как бы имитирует мужской, другой - женский голоса).

Популярны ансамбли из 3 больших двусторонних барабанов, при совм. Звучании к-рых возникает сложная полиритмич. Ткань (традиция касты ремесленников). Распространены также др. Удар. Инструменты - погремушки, трещотки, колокольчики. Особое место занимают ксилофоны (балафоны), насчитывающие неск. Разновидностей (напр., у сара - из 14 пластин). Дух. Инструменты, как и струнные, по-видимому, завезены из араб. Стран. Алгаита (тип гобоя), тростниковый поперечный одноязычковый кларнет, металлич. Труба (дл. Ок. 230 см). Обычно дух. Инструменты объединяются в ансамбль с барабанами. Типичный проф. Ансамбль - алгаита, 2-3 барабана, а также певец, аккомпанирующий себе на лютне. В праздничные дни на больших площадях играют одновременно неск. Таких групп (в ансамбли зачастую включены и трубы).Разнообразны песни и танцы, многие из к-рых связаны с определ.

Профессиями (танец охотников - мдомданг), ритуалами (ндон мбесси, байян, нъдасьон - танцы, сопровождающие обряд инициации, т. Е. Посвящения в мужчины или женщины. А также кляг, исполняемый во время погребения), праздниками (амджермане, мъбилле, матичачуна, саи, басака, джоро-джоро). Богатый пласт составляют хвалебные песни (в честь знаменательных событий или прославляющие известных людей). Для большинства песен характерны пентатоника, нисходящее мелодич. Движение, антифонное исполнение (солист - хор или перекличка между двумя хорами), их объём - в пределах октавы. Пение часто сопровождается хлопанием в ладоши и "улюлюканием". Женщины (особенно у даза, теда и канембу) исполняют преим. Вок. Музыку без инстр. Аккомпанемента.

Исключение составляют туареги, у к-рых женщины сопровождают своё хор. Пение игрой на барабанах.После завоевания независимости (1960) большое внимание стало уделяться муз. Культуре Республики Чад. Нац. Центр. Организованный при ун-те в Нджамене, ведёт работу по собиранию и обработке муз. Фольклора. В 1970 создан Нац. Ансамбль танца (худ. Рук. Нъгорьо Булетин), с к-рым связана деятельность многих лучших музыкантов страны, в т. Ч. Певцов Магалвана Бетара, Зайдо Кемо и др. Ансамбль гастролирует во мн. Странах (в 1975 - в СССР).Литература. Вrandilу M., Un exorcisme musical chez les Kotoko, в кн. La musique dans la vie, t. 1 - L'Afrique, ses prolongements, ses voisins, P., 1967. Её же, De Teda uit Tibesti Instrumentale muziek, (Tervuren), 1970.

Её же, Un chant du Tibesti, "Journal des Africanistes", 1976, t. 46, tasc. 1-2.Дж. К. Михайлов..

Значения в других словарях
Чавес К.

(Chavez) Карлос (наст. Фам. И имя - Pадуа Чавес-и-Рамирес Карлос Антонио де) (13 VI 1899, Кальсадо-де-Такула, близ Мехико - 2 VIII 1978, Мехико) - мекс. Композитор, дирижёр, пианист, педагог и муз.-обществ. Деятель. Обучался игре на фп. У П. Л. Огасона и М. Понсе, композицию изучал самостоятельно. В 1925-26 организовал в Мехико концерты совр. Музыки. В 1928 основал симф. Оркестр Мехико (позже - Нац. Симф. Оркестр. Возглавлял его до 1949). Директор Нац. Консерватории (1928-34), один из основателе..

Чагадаев А. С.

Александр Сергеевич (19 (31) V 1889, Москва - 27 VIII 1939, там же) - сов. Музыкант. Учился игре на балалайке у Б. С. Трояновского. В 1908 поступил в Оркестр рус. Нар. Инструментов В. В. Андреева. В 1909 уехал с оркестром Андреева в Великобританию (был в Лондоне до 1916), где занимался организацией балалаечного оркестра. Выступал как дирижёр оркестра и солист. Получил муз. Образование в Лондонской муз. Школе. По возвращении в Россию организовывал оркестры рус. Нар. Инструментов в разл. Учреждени..

Чайкин Н. Я.

Николай Яковлевич (р. 2 (15) II 1915, Харьков) - сов. Композитор и педагог. Засл. Деят. Иск-в РСФСР (1980). В 1940 окончил историко-теоретич. Ф-т Киевской консерватории. Композицию изучал у Л. Н. Ревуцкого, инструментовку у Б. Н. Лятошинского, игре на фп. Обучался у А. М. Луфера. В 1930-38 играл в оркестре нар. Инструментов Харьковского радио (гармоника-флейта). В 1941-45 дирижёр ансамбля песни и пляски Киевского воен. Округа. В 1946-56 редактор Музгиза в Москве. С 1938 преподавал в Киевской кон..

Чайковский А. В.

Александр Владимирович (р. 19 II 1946, Москва) - сов. Композитор. Чл. КПСС с 1978. В 1973 окончил Моск. Консерваторию у Л. Н. Наумова (фп.) и Т. Н. Хренникова (композиция), в 1975 аспирантуру при ней у Т. Н. Хренникова. С 1976 преподаватель Моск. Консерватории.Сочинения. Опера Дедушка смеётся (детская, 1976, Москва), мьюзикл Р. В. С. (детский, 1978, Москва). Балет Ревизор (1980, Ленинград), симф. Юмореска Мы с приятелем (1975, Москва). Для инструмента с орк. - 4 концерта (для фп., для альта, для..

Дополнительный поиск Чадская музыка Чадская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Чадская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чадская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 14 символа