Чадская музыка
Разнообразие Ч. М. - следствие этнич. Пестроты населения Республики Чад. Наиболее ранние сведения о культуре данного региона встречаются в документах, сохранившихся от араб. Путешественников (11 в.). Муз. Традиции мн. Народов, населяющих Чад, строго регламентированы. В муз. Практике возникают большие трудности, связанные с кастовым делением общества, с ограничениями социального порядка (напр., не каждый имеет право играть на том или ином инструменте).В муз. Инструментарии одно из ведущих мест занимают барабаны. Из глины, разл. Пород дерева. Цилиндрические, в форме усечённого конуса (с лепёшкой из вязкого вещества на мембране). Одно-, двусторонние. Зачастую исполнитель играет одноврем. На двух барабанах (один барабан как бы имитирует мужской, другой - женский голоса).
Популярны ансамбли из 3 больших двусторонних барабанов, при совм. Звучании к-рых возникает сложная полиритмич. Ткань (традиция касты ремесленников). Распространены также др. Удар. Инструменты - погремушки, трещотки, колокольчики. Особое место занимают ксилофоны (балафоны), насчитывающие неск. Разновидностей (напр., у сара - из 14 пластин). Дух. Инструменты, как и струнные, по-видимому, завезены из араб. Стран. Алгаита (тип гобоя), тростниковый поперечный одноязычковый кларнет, металлич. Труба (дл. Ок. 230 см). Обычно дух. Инструменты объединяются в ансамбль с барабанами. Типичный проф. Ансамбль - алгаита, 2-3 барабана, а также певец, аккомпанирующий себе на лютне. В праздничные дни на больших площадях играют одновременно неск. Таких групп (в ансамбли зачастую включены и трубы).Разнообразны песни и танцы, многие из к-рых связаны с определ.
Профессиями (танец охотников - мдомданг), ритуалами (ндон мбесси, байян, нъдасьон - танцы, сопровождающие обряд инициации, т. Е. Посвящения в мужчины или женщины. А также кляг, исполняемый во время погребения), праздниками (амджермане, мъбилле, матичачуна, саи, басака, джоро-джоро). Богатый пласт составляют хвалебные песни (в честь знаменательных событий или прославляющие известных людей). Для большинства песен характерны пентатоника, нисходящее мелодич. Движение, антифонное исполнение (солист - хор или перекличка между двумя хорами), их объём - в пределах октавы. Пение часто сопровождается хлопанием в ладоши и "улюлюканием". Женщины (особенно у даза, теда и канембу) исполняют преим. Вок. Музыку без инстр. Аккомпанемента.
Исключение составляют туареги, у к-рых женщины сопровождают своё хор. Пение игрой на барабанах.После завоевания независимости (1960) большое внимание стало уделяться муз. Культуре Республики Чад. Нац. Центр. Организованный при ун-те в Нджамене, ведёт работу по собиранию и обработке муз. Фольклора. В 1970 создан Нац. Ансамбль танца (худ. Рук. Нъгорьо Булетин), с к-рым связана деятельность многих лучших музыкантов страны, в т. Ч. Певцов Магалвана Бетара, Зайдо Кемо и др. Ансамбль гастролирует во мн. Странах (в 1975 - в СССР).Литература. Вrandilу M., Un exorcisme musical chez les Kotoko, в кн. La musique dans la vie, t. 1 - L'Afrique, ses prolongements, ses voisins, P., 1967. Её же, De Teda uit Tibesti Instrumentale muziek, (Tervuren), 1970.
Её же, Un chant du Tibesti, "Journal des Africanistes", 1976, t. 46, tasc. 1-2.Дж. К. Михайлов..
Дополнительный поиск Чадская музыка
На нашем сайте Вы найдете значение "Чадская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Чадская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ч". Общая длина 14 символа