Частушки

209

Короткие (монострофные) песенки-куплеты, обычно рифмованные четырёхстишия (реже - двух- и шестистишия). Генетически связаны со старой плясовой песней, шуточными припевками ярмарочных и масленичных балагуров, свадебными "дразнилками". Кристаллизация Ч. Как особого жанра по сути неограниченной тематики произошла в последней трети 19 в. Она была связана с разрушением устоев старой деревни, изменениями в быту. Зачастую Ч. Вычленялись из традиц. Плясовых припевок. Проникновение в деревню гармони (30-50-е гг. 19 в.) способствовало тому, что припевки стали исполняться не только под пляску. Ритмич. Однотипность Ч. (четырёхстопный хорей, обычно 8+7+8+7 слогов) способствовала их распространению и обусловливала возможность сочетания многих текстов с одним напевом (или любым однотипным напевом).Наряду с термином "Ч." (от "частый", "быстрый") в разл.

Диалектах применяются другие, соответствующие ему по смыслу термины - "припевки", "прибаски", "коротушки", "пригудки", плясовые "тараторки", "припляски", прогулочные "ходовые" и др. Т. Н. Страданья - мелодически распевная разновидность частушек, часто двустрочная, со стихом из 8+8 слогов (волжские, воронежские). "Несклады" - Ч. Без рифмы или нарочито бессмысленные.Каргопольские припевки. Сб. "Русские частушки...", сост. Н. Котикова (Л., 1956, с. 83). Нотация Б. Смирнова.Частушки "жнивные". Сб. "Сто русских народных песен" (Л., 1970, No 90). Нотация В. Гаврилина.На рубеже 19-20 вв. Назв. "Ч." частично отражали их дифференциацию по социальной принадлежности и сфере бытования (напр., "деревенская припевка" и "фабричная" Ч., или "страданье").Для мн.

Ч. Складывались оригинальные мелодии, для нек-рых гибко трансформировались мелодии традиционных и новых песен. Ч. Обычно исполняются под гармонь или балалайку, т. Е. Являются жанром вок.-инструментальным. Преобладает мелос речитативного типа, но отличающийся выразительностью и разнообразием, в нём применяются разл. Типы интонирования - от ухарских выкриков до тонкой мелодич. Нюансировки.Ч. Исполняются соло, дуэтом (часто в форме диалога - разговора подруг, т. Н. Пение "на ответ"), хором, с инстр. Сопровождением и без него, под пляску, шаг и без к.-л. Особых движений, как лирич. Высказывание. Ч. "под язык" или "ротовушки" (от слова "рот") исполняются под вок. Аккомпанемент, имитирующий инстр. Сопровождение.Инстр. Сопровождение у талантливого импровизатора обладает самостоят.

Ценностью. С 20-х гг. 20 в. Широко развивается иск-во варьирования исполняющегося на гармони инстр. Сопровождения. Муз. Язык таких Ч. Органично связан с гармошечным наигрышем. Его природу нельзя понять вне комплексного рассмотрения голоса, наигрыша и соответствующей манеры исполнения (напр., под пляс). Встречается оригинальная полиритмия голоса и аккомпанемента. Остинатная формула гармони не зависит от вок. Фразировки.Различают Ч. Общерусские, распространённые в ряде областей (напр., "страданья") и встречающиеся лишь в одной местности (напр., "Спасовские" в Волховском р-не Ленинградской обл. - с разнообразными повторами слов. Расширяющими строфу, по типу. 8+11+8+11 слогов). Оригинальны по форме и исполнит. Стилю бытующие в деревнях по реке Ояти (Ленинградская обл.) Ч.

"качельные", "покосные", "жнивные", "лесные", т. Е. Связанные с аграрным календарём. В их звучании отражено своеобразное ощущение пейзажа.По мелодике и манере пения различаются также северо-, средне- и южнорус. Обл. Стили. Соотношение напева и текста не всегда произвольно. Известны циклы связанных по смыслу Ч., а также устойчивые группы текстов ("Семёновна", "Яблочко", "Цыганочка", "Подгорная"). Полноценные муз. Записи Ч. Были осуществлены в сов. Время.Публикации. Рязанов П., Саратовские частушки, Л., 1926. Xребес И., Современные крестьянские песни, М.-Л., 1927, 1929. Песни Пинежья, кн. 2, М., 1937. Русские частушки, страдания, припевки, сост. Н. Котикова, Л., 1956, 1961. Частушки в записях советского времени, М.-Л., 1965.Литература.

Рязанов П., О частушке, "Музыка и быт", 1927, No 2. Соболев П. М., К вопросу о ритмико-метрической структуре частушки, "Художественный фольклор", 1927, вып. 2-3. Гиппиус Е., Интонационные элементы русской частушки, в сб. "Советский фольклор", М.-Л., 1936, No 4-5. Лазутин С., Русская частушка. Вопросы происхождения и формирования жанра, Воронеж, 1960. Власова З. И., Частушка и песня, в кн. Русский фольклор, т. 12, Л., 1971.И. И. Земцовский..

Значения в других словарях
Частий Н. А.

Николай Андреевич (25 III (7 IV) 1905, г. Валки, ныне Харьковской обл. - 18 XI 1962, Киев) - сов. Певец (бас). Нар. Арт. УССР (1941). Учился в Харьковском муз.-драм. Ин-те у Н. Л. Чемезова. В 1930-35 солист Харьковского, в 1935-41 и 1944-1958 - Украинского т-ров оперы и балета. Лауреат 2-го Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей (1935, 3-я пр.). В годы Великой Отечеств. Войны 1941-45 работал в Груз. Т-ре оперы и балета. Ч. Обладал сильным голосом, ровным во всех регистрах, ему одинаково уд..

Частичные тоны

(нем. Teiltцne, Partialtцne, франц. Partieles sons, англ. Partiales tones) - призвуки, входящие в состав спектра муз. Звука, важнейшие составляющие тембра звука. Каждый из них возникает в результате простейших по форме синусоидальных колебаний отд. Частей звучащего тела (напр., 1/2, 1/3 и т. Д. Долей струны). В муз. Звуке, кроме осн. Тона, по к-рому определяется высота звука, практически содержится неск. Ч. Т. Они сливаются в единое целое, их можно услышать (выделить слухом) только при направлен..

Чебан Т. С.

Тамара Савельевна (р. 9 (22) Х 1914, с. Березложи, ныне Оргеевского р-на Молд. ССР) - сов. Певица (сопрано). Нар. Арт. СССР (1960). Чл. КПСС с 1953. Деп. Верх. Совета СССР 3-5-го созывов. Училась в фельдшерской школе в Кишинёве, пела в хоре. В 1946 окончила Кишинёвскую консерваторию по классу пения у Л. Бабич (занималась также в Саратовской консерватории). В 1945-51 пела в Кишинёвской оперной студии, была солисткой Молд. Радио. В 1951-73 выступала с оркестром молд. Нар. Инструментов "Флуераш" (г..

Чеботари М.

(Cebotari), Чеботару, Чеботарь Мария (10 (23) II 1910, Кишинёв - 9 VI 1949, Вена) - певица (лирич. Сопрано). По национальности молдаванка. В детстве пела в церк. Хоре. В 1924-29 училась в Кишинёвской консерватории у Г. Афанасиу, позже совершенствовалась в Берлине в Высшей муз. Школе у О. Даниеля. С 1929 выступала с рус. Драм. Труппой в Бухаресте и Париже. В 1931 дебютировала в Дрезденской гос. Опере (в партии Мими), с 1935 солистка Берлинской гос. Оперы, с 1947 - Венской гос. Оперы. В 1931 вперв..

Дополнительный поиск Частушки Частушки

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Частушки" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Частушки, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Ч". Общая длина 8 символа