Черногорский Б. М.
(Cernohorskэ, Czernohorskэ, Czernohorskэ) Богуслав Матей (16 II 1684, Нимбурк, Чехия - 1 VII 1742, Грац, Австрия) - чеш. Композитор и органист. Начальное муз. Образование получил под рук. Отца - кантора и органиста Самуэля Ч. Окончив Карлов ун-т в Праге (1702), стал в 1703 послушником монастыря св. Якуба (один из центров проф. Муз. Культуры Праги), где, помимо теологии, изучал композицию под рук. Ф. Б. Артофеуса и игру на органе под рук. И. Антона. Одноврем. Преподавал там и был помощником органиста в костёле св. Якуба (1708-10). В 1710-1720 жил в Италии. Служил органистом в Ассизи (1710-15. Здесь у него, предположительно, учился Дж. Тартини) и в Падуе (1715-20, позднее органист в церкви Сант-Антонио, 1731-42). Вернувшись в Чехию, был органистом в Праге (1720-27) и Гораждёвице (1727-30).Ч.
- выдающийся полифонист, автор гл. Обр. Церк. Соч. Хотя на творчество Ч. Оказала нек-рое воздействие венецианская полифонич. Школа, а также Дж. Фрескобальди, его музыке присущи нац. Самобытные черты, наиболее ярко проявляющиеся в мелодике и ладогармонич. Складе. Произв. Ч. Отличаются контрапунктич. Мастерством, мелодич. И гармонич. Богатством. Творч. Принципы Ч. И его исполнит. Мастерство оказали большое влияние на мн. Представителей чеш. Муз. Барокко (Й. Сегера, Ф. К. Брикси, Ф. И. Тумы, Я. Заха и др.). Из наследия Ч. Сохранилась небольшая часть. Литания в честь Девы Марии для солистов, хора, 4 труб, литавр и органа (1720). 2 арии для сопрано, виолончели и органа. 2 офферториума (1729), псалом "In Exitu", мотеты, 7 фуг и токката для органа. При жизни Ч. В Праге издан лишь его мотет "Laudetur Jesus Christus" (ок.
1728). Даты создания мн. Соч. Ч. Неизвестны. Нек-рые приписывающиеся Ч. Соч. В действительности являются транскрипциями произв. И. Фробергера, Г. Муффата, Ф. Робердея.Издания. 5 органных фуг, в изд. Museum fьr Orgelspieler, Bd 3, hrsg. Von K. Pietsch, Prag, (ca 1832). Токката для органа, в сб. Ausgewдhlte Orgelwerke altbцhmischer Meister, H. 1, hrsg. Von O. Schmid, Dresden (s. A.). 7 фуг и токката, в изд. "Musica Antiqua Bohemica", sv. 3, red. F. Michбlek, V. Helfert, Praha, 1937, red. J. Safarнk, J. Racek, 1968. Ария "Regina coeli", в сб. Dejiny ceskй hudby v prнkladech, red. J. Pohanka, Praha, 1958. Фуга a-moll для органа, в кн. Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 1, М., 1959 (приложение).Литература. Гельферт В., Историческое значение чешской музыки XVIII столетия, в кн.
Чехословацкая музыка, Прага, 1946, с. 16-26. Бэлза И., История чешской музыкальной культуры, т. 1, М., 1959, с. 201-10. Trolda E., В. Cernohorskэ, "Cyril", roc. 60, 1934, c. 1-2. Racek J., Ceskб hudba od nejstarsнch dob do pocбtku 19 stoletн, sv. 1, Praha - Brno, 1949, s. 178. Его же, Cestн klasikovй varhannн tvorby, "Musica Antiqua Bohemica". Edice starй c. Hudby, sv. 3, Praha, 1953 (вступит. Статья). Nemecek J., Nбstin ceskй hudby XVIII. Stoletн, (Praha), 1955, s. 81-86. Culka Z., Nekolik dokladu k zivotopisu В. M. Cernohorskйho, "Hudebnн veda", 1966, No 2. Sulcovб K., Kdyz legenda ustupuje faktum, "HR", 1971, No 6. Её же, Zrбnн osobnosti В. M. Cernohorskйho, "HR", 1976, No 8.В. Н. Егорова..
Дополнительный поиск Черногорский Б. М.
На нашем сайте Вы найдете значение "Черногорский Б. М." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Черногорский Б. М., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ч". Общая длина 18 символа