Шаракан
Общее название арм. Оригинальных (небиблейских) духовных песен, официально принятых и канонизированных церковью. Ш. Иногда называют также сборник, включающий эти песни и имеющий более точное наименование - Шаракноц (букв.- Гимнарий). Существуют три осн. Вида Ш. Древнейшие Ш. Псалмодич. Или силлабич. Склада. Более распевные произв. Монументального стиля. Песнопения, имеющие мелодии большого диапазона, широко распевные, содержащие юбиляции и отвечающие представлению о том, что в науке об арм. Ср.-век. Зодчестве принято называть "монументально-декоративный стиль". Ш. Создавались в эпоху раннего средневековья (до 10 в.) и в 10-15 вв. Различение древних и ср.-век. Ш. Сопряжено со значит. Трудностями. Данные историографии, касающиеся авторства разл.
Ш., подлежат уточнению и, кроме того, охватывают не все песни, заключённые в Шаракноце. При учёте эпохальных признаков стиля конкретного памятника необходимо считаться также с тем, что, с одной стороны, мелодии многих произв. Раннего средневековья были переработаны в 12-14 вв., а с др. Стороны, поэты-мелоды эпохи зрелого феодализма сочинили немало песнопений на основе лучших образцов, относящихся к 5-10 вв.В словесных текстах Ш. Отражены не только общехристианские идеи и чувства, но и наиболее существ. Явления гражданской истории и обществ. Жизни арм. Народа. Эти тексты, написанные либо свободными стихами без рифмы (гл. Обр. В раннем средневековье), либо размеренными стихами с применением рифмы (преим. В период зрелого феодализма), делятся на строфы.
Ш. Обычно состоит из трёх строф, реже - из девяти и большего числа строф. Музыка также подчиняется принципу строфичности. Частности содержания поэтич. Текста передавались посредством варьирования ритмоинтонаций и исполнительской нюансировки.Ш. - собирательный термин, возникший в 12 в. Происходит от арм. Слова "шарк" (букв. - ряд). Первоначально термин "Ш." означал духовную песнь, входящую в тот или иной "ряд" гимнов, собранных впоследствии в Шаракноце. В эти ряды входили произв. Трёх родов. Кцурд (тропарь), кацэрд (кондак) и канон. Кцурд - древнейший вид арм. Духовной песни, возникший сразу после изобретения арм. Письмен (405). Кцурды были своего рода аналогами греч. Тропарей и сирийских мадраше. Авторы развивали этот жанр на основе арм.
Лит. Языка и нар. Мелоса. Для этого целенаправленно изучались греч. И сирийские образцы жанра. Использовалось языково-стилистич. И мелодич. Богатство, веками накопленное в нар. И гусанской музыке. Авторами первых кцурдов были Месроп Маштоц (создатель арм. Письмен, с чьим именем связаны песнопения покаяния, исполняемые во время Великого поста), Саак Партев (соратник Маштоца, католикос и учёный-переводчик, сочинивший песнопения на Воскресение Лазаря, на Вербное воскресение и дни Страстной седмицы) и их ученики, в т. Ч. Основоположник арм. Науч. Историографии Мовсес Хоренаци. Поначалу кцурды представляли собой небольшие перифразы библейских псалмов, но очень скоро выросли в трёхстрофные гимны. С кон. 6 - нач. 7 вв. В арм. Духовной музыке разрабатывается жанр кацурда (кондака) - многострофного произв.
С элементами повествования, написанного с "алфавитным акростихом". Параллельно продолжает развиваться иск-во кцурдов, появляются новые авторы - Анания Ширакаци, Саак Дзорапореци и др. Возникает необходимость отбора и систематизации произведений. Барсех Тчон, учёный-музыкант 7 в., составил один из первых сводов оригинальных арм. Духовных песен-гимнов - "Тчон-ынтир" (букв. - отобранный Тчоном). В 8 в. В арм. Церк. Иск-во вошёл жанр канона, состоящего из восьми или девяти од, посвящённых одному и тому же церк. Дню. Известный песнетворец и теоретик музыки того времени Степанос Сюнеци (второй) систематизировал духовные гимны по гласовому принципу. В 9-12 вв. Происходило постепенное накопление новых черт в области арм. Гимнодии.
Её бурное развитие, ознаменовавшееся необычайным обогащением канонизированного собрания гимнов, к-рые уже тогда назывались Ш., связано с именем ср.-век. Арм. Поэта-мелода Нерсеса Шнорали. В 13 в. Значит. Вклад в развитие арм. Гимнодии внесли поэты-музыканты Вардан Аревелци, Ованес Ерзнкаци и др. Эволюция Шаракноца завершилась в 15 в. В течение последующих веков в условиях разложения ср.-век. Арм. Культуры в области монодии не было создано ничего принципиально нового. Делом первостепенной важности стало сохранение накопленных богатств. В сер. 17 в. Благодаря Воскану Вардапету вышел в свет первый печатный Шаракноц с хазами (Амстердам, 1665). Позднее он был издан в Константинополе и Эчмиадзине. В 1875 в Вагаршапате был опубл. Нотный Шаракноц (1090 страниц in folio), составленный по записям Н.
Ташчяна, выполненным в системе новоармянской безлинейной нотации.Саак Партев. Шаракан на Воскресение Лазаря (5 в. Переинтонирован в 12 в.). Второй глас.Ш. Как памятники проф. Песнетворчества древней и ср.-век. Армении изучаются арменоведами-филологами, литературоведами и музыковедами по Нотному Шаракноцу, старопечатным его изданиям и многочисл. Рукописям с хазами. В Матенадаране им. Месропа Маштоца хранится 350 списков Шаракноца, в т. Ч. Ряд ценнейших кодексов 13-16 вв., а также манускрипт, содержащий единственный дошедший до нас сборник Ш. 12 в.Литература. Шаракан. Богослужебные каноны и песни армянской восточной церкви (пер. С др.-арм.), М., 1879, 1914. Кушнарёв X., Вопросы истории и теории армянской монодической музыки, Л., 1958.
Абегян М., История древнеармянской литературы, Ер., 1975. Тагмизян Н., Теория музыки в древней Армении, Ер., 1977. На арм. Яз. - Аветикян Г., Толкование тараканов, Венеция, 1814. Тынтесян Е., Характеристика песнопений св. Церкви Армении, Константинополь, 1874, Истанбол, 1933. Аматуни С., Старые и новые апокрифические шараканы, Вагаршапат, 1911. Тагмизян Н., Месроп Маштоц и армянская духовная музыка, "Вестник Матенадарана", т. 7, 1964. Его же, Критический обзор древней и средневековой армянской музыки, "Вестник общественных наук АН Армянской ССР", 1970, No 10, 1971, No 1, 5, 9. Его же, Нерсес Шнорали как музыкант и композитор, Ер., 1973. Его же, Барсех Тчон и расцвет профессионального песнетворчества в Армении в VII в., "Вестник Ереванского университета", 1973, No 1.
Его же, Два сюникских музыканта под одним именем и "Старейшие гимны на Воскресение", "Эчмиадзин", 1973, No 2. Его же, Саак Партев и армянская церковная музыка, там же, 1973, No 8. Его же, Мхитар Себастаци и движение обновления в армянском духовном песнетворчестве, "Базмавеп" (Венеция), 1977, No 1-2. Его же, Ованес Саркаваг Имастасер и армянская средневековая музыкальная культура, там же, 1979, No 3-4. Его же, Мовсес Хоренаци и армянское древнее и раннесредневековое песнетворчество, "Эчмиадзин", 1979, No 5-6. Его же, Саак Дзорапореци и шараканы Кресту, там же, 1980, No 11. Nиvе F.-J.-В.-J., Les hymnes funиbres de lEglise armйnienne, traduites sur le texte armйnien du Charagan, Louvain, 1855. Его же. De linvocation du Saint-Esprit dans la Liturgie armйnienne, (Hymnes traduites et commentйes...), Louvain, 1862.
Laudes et hymni ad SS. Mariae Virginis honorem ex armenorum Breviario excerpta Mechitaristicae Congregationes opera latinitate donate, Venetьs, 1877. Ter-Mikaлlian N., Das armenische Hymnarium, Lpz., 1905.H. К. Тагмизян.
Дополнительный поиск Шаракан
На нашем сайте Вы найдете значение "Шаракан" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Шаракан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Ш". Общая длина 7 символа