Эдинбург

143

(Edinburgh) - крупный экономич. И культурный центр. Столица Шотландии. 464 тыс. Жит. (1977). Гл. Город (с 1437) и резиденция правительства (с 1707). Старейшее муз.-учебное заведение - певч. Школа (кон. 14 - нач. 15 вв.). После её реорганизации в 1560 в ней стали обучать и игре на разл. Инструментах. В 1501 при дворе Якова IV в Э. Создана капелла, в к-рой служили музыканты из разных стран (существовала недолго). Капелла выступала в Холирудском дворце - центре муз. Жизни 16 в. В 16 в., в период Реформации, муз. Жизнь города, как и всей страны, пришла в упадок из-за преследований музыкантов пресвитерианской церковью. Запрещалась игра на муз. Инструментах, уничтожались муз. Рукописи, разрушались органы, закрывались муз. Школы, была распущена придв.

Капелла. Подъём муз. Жизни начался после утверждения на англ. Престоле шотл. Династии Стюартов (1603) и объединения Шотландии с Англией. Новую корол. Капеллу (существовала в 1603-88) возглавляли видные музыканты Э. Келли (до 1635) и Э. Миллер, составитель одного из первых шотл. (издан в Э. В 1635) сб-ков церк. Произв., включавшего псалмы Давида, - т. Н. "Миллеровская псалтырь" ("Ed. Miller's psalter". Гармонизация 200 псалмовых мелодий. Некоторые в контрапунктич. Изложении). Капелла исполняла музыку английского Возрождения. Придв. Иск-во приобрело парадный, пышный характер. Интенсивно развивалась гор. Муз. Культура. Домашнее музицирование распространилось не только в домах знати, но и среди горожан. О высоком уровне муз. Культуры Э. В 17 в. Свидетельствуют сохранившиеся рукописные муз.

Сб-ки, хранящиеся в б-ках города (см. Шотландская музыка). В 1693 в Э. Состоялся первый публич. Концерт. В кон. 17 в. Пользовались успехом выступления певца Дж. Абеля (из Абердина), исполнителя шотл. Нар. Песен. В 1728 было осн. Эдинбургское муз. Об-во (существовало до 1798), к-рое еженедельно стало давать концерты, сначала проходившие в церкви св. Марии (1728-62), затем - в зале св. Цецилии. Этими концертами руководили А. Крейг, Й. Лампе, Н. Паскали, И. Б. Крамер. В связи с дальнейшим развитием гор. Муз. Культуры и её демократизацией возрос интерес к нар. Шотл. Музыке. В 1724 А. Рамсей опубликовал сб. "Застольная смесь" ("Tea table miscellany"), включавший нар. Шотл. Песни. В 1725 он написал пасторальную балладную оперу "Благородный пастух" ("The gentle shepherd"), к-рая послужила образцом для позднейших балладных опер шотл.

И англ. Композиторов и оказала влияние на нем. Зингшпиль. Среди нотоиздателей, публиковавших (с 1727) шотл. Камерно-инстр. И орк. Произв., - Мак Гиббон, Мак Лин, Освальд, Барсанти и Келли. К 1760 нотопечатное дело в Э. Достигло расцвета. По инициативе Рамсея в Э. В 1736 был открыт первый в Шотландии т-р. В 18 в. Основано неск. Муз. Школ. В 18-19 вв. Созданы разл. Хор., симф. И конц. Объединения, в т. Ч. "Кэч-клаб" (сер. 18 в.), "Гли-клаб" (1790), Об-во проф. Музыкантов (1819), "Об-во почитателей гармонии" (1826), Эдинбургское хор. Об-во (1830), Эдинбургская муз. Ассоциация (1835), Эдинбургский хор. Союз (1858. Позднее Эдинбургский корол. Хор. Союз). Были проведены 4 фестиваля хор. Музыки (1815, 1819, 1824 и 1843), позднее организованы Шотл. Нац. Оркестр (1874) и Шотл.

Оркестр (1893), а также "Муни-хор" (1896). При Эдинбургском ун-те (осн. В 1583) по инициативе и при финансовой поддержке Дж. Рида открылась кафедра музыки (1839. С 1861 - первый в Шотландии муз. Ф-т), преподаватели к-рой ежегодно проводили "Концерты Рида". В 1916 Д. Тови создал "Оркестр Рида". В кон. 19 - 1-й пол. 20 вв. Педагогами университетского муз. Ф-та, кроме Тови, были Дж. Томсон, Г. Пирсон, Дж. Доналдсон. Особо важную роль в муз. Жизни Э., как и всей Шотландии (в значит. Степени и Англии), сыграл Тови. Он основал при муз. Ф-те ун-та школу, много выступал как дирижёр, в т. Ч. В организованных им т. Н. Историч. Концертах в Э. И Лондоне, гастролировал в США. Важным событием в муз. Жизни Э. Было открытие в 1890 Корол. Шотл. Академии музыки (с 1929 - Шотл.

Нац. Академия музыки). Большое значение для шотл. Композиторов имела публикация в Э. Крупнейшего собрания образцов нар. Шотл. Музыки -"Шотландский музыкальный музей" ("The Scots musical museum", v. 1-6, 1787-1803. V. 1-2 переизд. В 1962 в Хатборо). Сб-к включал 600 шотл. Нар. Песен, баллад (мелодии с текстами. В собирании и публикации песен участвовал Р. Бёрнс), инстр. Пьес, в т. Ч. Танцев. В 19 в. Были изданы науч. Исследования, посв. Шотл. Муз. Иск-ву. В 1894 вышли в свет неск. Номеров журн. "Scottish Musikal Monthly". С симф. Оркестрами Э. Выступали видные дирижёры из др. Стран, в т. Ч. X. Г. Фон Бюлов, А. Манн, О. Гольдшмидт, Ч. Халле и Дж. Барбиролли, под рук. К-рых муз. Орк. Коллективы Э. Достигли высокого проф. Уровня. С 1947 ежегодно проводится Междунар. Фестиваль музыки и драмы (в течение 3 недель - с конца августа до середины сентября, силами художеств.

Об-ва "Глайндборн сосайети лимитед"). В нём участвуют крупнейшие симф. Оркестры, выдающиеся солисты и театр. Труппы мира, а также разл. Фольклорные ансамбли. В 1963 муз. Часть Эдинбургского фестиваля была посв. Творчеству Д. Д. Шостаковича. В кон. 60-х гг. В Э. Начался новый подъём муз. Жизни. В 1968 Л. Фридман создал "Шотл. Ансамбль барокко", при Эдинбургском ун-те вновь открылся зал св. Цецилии, было осн. Муз. Отделение в "Нейпир-колледже". С 1972 работает детская муз. Школа св. Марии, в 1974 организован Шотл. Камерный оркестр. В оперном т-ре в нач. 70-х гг. Состоялся ряд премьер опер совр. Шотл. Композиторов.Литература. Петрова К., Эдинбургский фестиваль. 1973. Путевые заметки, "МЖ", 1973, No 22, с. 16-17. Gunn J., An historical inquiry respecting the performance on the harp in the Highlands of Scotland, from the earnest times until.

1734, Edinb., 1807. Glen T. M., A new and complete tutor for the great Highland bagpipe, Edinb., 1827. Dibdin J. С., Annals of the Edinburgh stage, Edinb., 1888. Baptie D., Musical Scotland. Being a dictionary of Scottish musicians from about 1400 till the present time, Paisley, 1894. Waddell J., History of the Edinburgh choral union, (Edinburgh), 1908. Hutchinson H. S. P., The chapel royal of Scotland at Holyroodhouse, "ML", 1945, v. 26, No 4. Farmer H. G., A history of music in Scotland, L., 1947. Edinburgh festival. A review of the first ten years of the Edinburgh international Festival..., Edinb., 1956. Shire H. M., Song, dance and poetry at the court of Scotland under King James VI, Camb., 1969. Johnson D., Music and society in Lowland Scotland in the 18th century, L., 1972.

Bruce G., Festival in the North, L., 1975.И. В. Розанов..

Значения в других словарях
Эгген А.

(Eggen) Арне (28 VIII 1881, Тронхейм - 26 X 1955, Верум, близ Осло) - норв. Композитор и органист. Учился у К. Эллинга (муз.-теоретич. Предметы и орган) и П. Линнемана (муз.-теоретич. Предметы) в консерватории в Осло (1902-05), у С. Креля (композиция) и К. Штраубе (орган) в Лейпцигской консерватории (1906-07). Служил церк. Органистом в Брагернесе, Драммене (1908-24), Брюне и Тануме (1924-55). Выступал в Норвегии и Швеции как органист. Возглавлял Союз норв. Композиторов (1927-45), а также организ..

Эгк В.

(Egk. Наст. Фам. - Mайер, Mayer) Вернер (р. 17 V 1901, Ауксесхейм) - нем. Композитор и дирижёр (ФРГ). Учился в Аугсбургской консерватории, по композиции пользовался советами К. Орфа. С 1929 был дирижёром в ряде т-ров, в 1936-41 - в Берлинской гос. Опере, с 1941 руководил проф. Объединением композиторов, в 1950-53 директор Высшей муз. Школы Зап. Берлина. Президент Зап.-герм. Союза композиторов (с 1950), Нем. Муз. Совета (1968-71). Чл.-корр. Нем. Академии иск-в (с 1966, Берлин). Выступает как муз...

Эдлингер

(Edlinger) - семья чеш. Мастеров смычковых инструментов. Томаш 1-й Э. (нач. 17 в., Аугсбург - 8 X 1690, там же). Инструменты этого мастера по форме выпуклые, в середине "груди" совершенно плоские, с большими резонаторными отверстиями. Лак чёрно-коричневый, не полированный. Встречаются очень редко, сохранились виолы да гамба, пошетты, пошетты д'амур и лютни.Томаш 2-й Э. (23 XI 1662, Аугсбург - 20 I 1729, Прага). Сын и ученик Томаша 1-го. Учился также у Я. Штайнера в Абсоме. Работал в Праге у Л. П..

Эзги М. З.

Супхи-бей Эзги (Suphi bei Ezgi) Мехмет Зюхтю (1869, Стамбул - 12 IV 1962, там же) - турецкий музыковед, композитор, исполнитель на сазе и танбуре. Получил диплом военного врача (1892), многие годы работал по этой специальности. Обучался игре на сазе у З. Деде, на скрипке у Т. Эфенди и на танбуре у Халима-эфенди. Будучи первоклассным исполнителем на сазе, успешно концертировал с 13 лет. Под влиянием Деде изучал турецкую традиц. Музыку, записал с помощью европ. Нотации ряд её образцов. Среди его р..

Дополнительный поиск Эдинбург Эдинбург

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эдинбург" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эдинбург, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 8 символа