Экспериментальная музыка

178

(от лат. Ехреrimentum - проба, опыт) - музыка, сочиняемая с целью проверки новых композиц. Приёмов, новых условий исполнения, необычного звукового материала и т. П. Понятие Э. М. Неопределённо. Оно соприкасается с такими выражениями, как "творческий поиск", "новаторство", "смелый опыт" или (с негативным оттенком) "путь, оказавшийся бесперспективным". Родственность этих понятий и их пересечение лишают термин "Э. М." чётких и постоянных границ. Нередко произв., рассматривавшиеся как Э. М., с течением времени входят в исполнительскую практику и утрачивают первонач. Оттенок экспериментальности ("атональность" в "Багатели без тональности" Листа, 1885. Мобильность звуковой ткани в пьесе для камерного ансамбля "Вопрос, оставшийся без ответа" Айвса, 1908.

Значительно развитая додекафонная структура в миниатюре Веберна "Оркестровая пьеса No 1", 1913. "подготовленный рояль" в "Вакханалии" Кейджа, 1938, и др.). К Э. М. Можно отнести также и эксперименты-шутки, напр. Музыку, написанную по рецептам книги баховского ученика Кирнбергера "Всечасно готовый сочинитель полонезов и менуэтов" (1757) или приписываемой Моцарту книги "Руководство, как при помощи двух игральных костей сочинять вальсы в любом количестве, не имея ни малейшего представления о музыке и композиции" (1793).В 50-е гг. 20 в. Э. М. Называли главным образом конкретную музыку, электронную музыку (в 1958 в Париже инициатор конкретной музыки П. Шеффер руководил Первой международной декадой экспериментальной музыки).

Как Э. М. Рассматривают также, напр., синтез света и музыки (светомузыка), машинную музыку.Экспериментирование в муз. Иск-ве, создавая ощущение яркости и новизны художеств. Приёма, не всегда приводит к эстетически полноценному результату, поэтому музыканты нередко относятся к Э. М. Скептически. "Эксперимент что-то значит в науках, но ничего не значит в (муз.) композиции" (И. Ф. Стравинский, 1971, с. 281).Литература. Зарипов Р. X., Уральские напевы (о процессе сочинения музыки электронной вычислительной машиной "Урал"), "Знание - сила", 1961, No 2. Его же, Кибернетика и музыка, М., 1963, 1971. Галеев Б., Скрябин и развитие идеи видимой музыки, в сб. Музыка и современность, вып. 6, М., 1969. Его же, Светомузыка. Становление и сущность нового искусства, Казань, 1976.

Kirnberger J. Ph., Der allezeit fertige Polonoisen- und Menuettencomponist, В., 1757. Vers une musique expйrimentale, "RM", 1957, Numйro spйcial (236). Patkowski J., Z zagadnien muzyki eksperimentalnej, "Muzyka", 1958, rok 3, No 4. Stravinsky I., Craft R., Conversations with Igor Stravinsky, N. Y., 1959 (рус. Пер. - Стравинский И., Диалоги..., Л., 1971). Cage J., Zur Geschichte der experimentellen Musik in den Vereinigten Staaten, "Darmstдdter Beitrдge zur neuen Musik", 2, 1959. Hiller L. A., Isaacson L. M., Experimental music, N. Y., 1959. Moles A., Les musiques expйrimentales, P.-Z.-Bruz., 1960. Kohoutek C., Novodobй skladebnй teorie zбpadoevropskй hudby, Praha, 1962, под назв. Novodobй skladebnй smery v hudbe, Praha, 1965 (рус.

Пер. - Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX века, М., 1976). Schдffer В., Maly informator muzyki XX wieku, Kr., 1975. См. Также лит. При статьях Конкретная музыка, Электронная музыка.Ю. Н. Холопов..

Значения в других словарях
Экскузович И. В.

Иван Васильевич (26 I (7 II) 1882, Елизаветград, ныне Кировоград - 11 VI 1942, Ленинград) - сов. Театральный деятель. В 1904-05 возглавлял оперную труппу в Полтаве. В 1909 окончил архитектурный ф-т Петерб. Ин-та гражд. Инженеров, в 1914-17 преподавал в этом же ин-те. В 1917 организовал и вёл науч.-художеств. Кружок артистов оперы в Мариинском т-ре. С 1917 в течение ряда лет был управляющим акад. Т-рами Петрограда, затем - Сов. Республики, позднее - Москвы и Ленинграда. С 1919 чл. Коллегии театр...

Экспер А. И. Н.

(Expert) Анри Исидор Норбер (12 V 1863, Бордо - 18 VIII 1952, Турет-сюр-Лу, Приморские Альпы) - франц. Музыковед. Занимался в школе Л. Нидермейера в Париже у Г. Лефевра и Э. Жигу, позже также у С. Франка, К. Сен-Санса и Г. Форе. В 1902-05 преподаватель школы Нидермейера (класс вок. Ансамбля), одноврем. Экстраординарный профессор Школы высших социальных исследований (муз. Ф-т). В 1905-09 библиотекарь б-ки св. Женевьевы, в 1909-20 второй, в 1920-33 главный библиотекарь б-ки Парижской консерватории..

Экспозиция

(лат. Expositio - изложение, показ, от ехроnо - раскладываю, выставляю напоказ) - функция частей муз. Формы, излагающих муз. Мысль (или муз. Мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др. Также наименование соответств. Разделов в фуге, сонатной форме, рондо-сонате (в 1-й части концерта встречается двойная Э. См. Также Форма музыкальная, Разработка, Реприза, Кода). Э. Осуществляет первонач. Показ темы (в сонатной форме - осн. Тем). Для Э. Типичны определ. Черты гармон..

Экспрессионизм

(от лат. Expressio - выражение, выявление) - направление в европ. Иск-ве и лит-ре, возникшее в 1-х десятилетиях 20 в. В Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. Страны. Становление Э. В живописи и лит-ре привело к возникновению организаций и группировок этого направления (объединения нем. Художников. "Die Brьcke" ("Мост") в Дрездене, 1905. "Der Blaue Reiter" ("Синий всадник") в Мюнхене, 1911. Нем. Журн. "Der Sturm" в Берлине, 1910). Э. Был выражением острейшего разлада худож..

Дополнительный поиск Экспериментальная музыка Экспериментальная музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Экспериментальная музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экспериментальная музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 24 символа