Экспрессионизм

145

(от лат. Expressio - выражение, выявление) - направление в европ. Иск-ве и лит-ре, возникшее в 1-х десятилетиях 20 в. В Австрии и Германии и распространившееся затем частично на др. Страны. Становление Э. В живописи и лит-ре привело к возникновению организаций и группировок этого направления (объединения нем. Художников. "Die Brьcke" ("Мост") в Дрездене, 1905. "Der Blaue Reiter" ("Синий всадник") в Мюнхене, 1911. Нем. Журн. "Der Sturm" в Берлине, 1910). Э. Был выражением острейшего разлада художника с окружающей социальной действительностью, в нём проявлялся субъективный протест против царивших в предвоенной Австрии и Германии шовинизма, милитаристской пропаганды, бюрократизма, мещанского самодовольства. Типичный герой Э. - "маленький" человек, подавленный жестокими социальными условиями существования, страдающий и гибнущий во враждебном ему мире.

Э. Свойственно ощущение надвигающейся мировой катастрофы, что придавало ему сгущённо-мрачный, подчас истерич. Оттенок. "Война оказалась для искусства великим переломом. Человек, терзаемый страшной мукой, закричал. Изуродованный стал произносить проповедь" (Брехт Б., Театр, Собр. Соч., т. 5/1, М., 1965, с. 64). Антибуржуазный, антимилитаристский характер, гуманистич. Направленность являлись сильной стороной Э. Не случайно с левым крылом нем. Э. Было связано творчество таких передовых пролетарских художников, как Б. Брехт и Й. Бехер. Однако индивидуалистичность протеста, непонимание истинного смысла историч. Событий, замкнутость в кругу мрачных и болезненных переживаний, деформация отображаемой в иск-ве действительности из-за обострённого субъективизма свидетельствовали об ограниченности экспрессионистского направления.

В полемике против приземлённости натурализма Э. Выдвинул на первый план психологич., духовное начало, передаваемое с предельной экспрессией (отсюда назв. Направления). На мировоззренческую основу Э. В разной степени влияли субъективно-идеалистич. Концепции А. Шопенгауэра, Э. Маха, Э. Гуссерля, З. Фрейда, а также интуитивизм А. Бергсона. Характерен интерес экспрессионистов к подсознательному, к бредовым, навязчивым образам, болезненной эротике, передаче перевозбуждённости психики, эмоций страха, смутной тревоги, отчаяния. Др. Образную сферу составляют злой сарказм, гротеск.Музыка в силу своей специфики оказалась в состоянии ярко и разнообразно воплотить этот сложный душевный мир, ввиду чего нек-рые теоретики Э. Считали её моделью нового иск-ва.

Однако в муз. Иск-ве Э. Развивался более стихийно, чем, напр., в лит-ре и живописи, и носил характер не столько определ. Направления, сколько одного из течений в современном искусстве.Большинством сов. Музыковедов отвергнуты как прямолинейное отождествление Э. Исключительно с новой венской школой (концепция ряда заруб. Музыковедов), так и чрезмерно расширительное толкование, подводящее под Э. Многие явления зап.-европ. Музыки 20 в. Если наиболее типичными представителями Э. Действительно являются "нововенцы" - А. Шёнберг и нек-рые его ученики (прежде всего, А. Берг, отчасти молодой X. Эйслер, условно - А. Веберн), то нельзя также игнорировать отчётливых экспрессионистских тенденций в музыке их крупных предшественников и современников, равно как и композиторов следующих поколений.Муз.

Э. Преемственно связан с поздним романтизмом. Так, сгущённый психологизм "Тристана и Изольды" Вагнера отчасти предвосхищает Э. (в муз.-стилистич. Плане это показал Э. Курт). В нач. 20 в. Зловеще-мрачные, исступлённые образы появляются в произв. Г. Малера (поздние симфонии) и Р. Штрауса (оперы "Саломея" и "Электра"), совпадая по времени с развитием Э. В живописи и лит-ре, но в музыке этих композиторов по-прежнему сильны традиции романтизма. Ранний период творчества композиторов новой венской школы - А. Шёнберга и А. Берга - также принадлежит романтич. Направлению. Композиторы- экспрессионисты постепенно переосмысливали идейно-художеств. Содержание позднего романтизма. Нек-рые образы заострялись, абсолютизировались (разлад с окружающим миром), другие приглушались или вовсе исчезали (напр., романтич.

Мечта). Довоенные оперы Шёнберга ("Ожидание", "Счастливая рука") и вок. Цикл "Лунный Пьеро" - типичные экспрессионистские произведения. В творчестве Шёнберга "ощущения классической и романтической музыки - отсутствуют. Печаль становится обреченностью, депрессией, отчаяние превращается в истерию, лирика кажется разбитой стеклянной игрушкой, юмор становится гротеском. Основное настроение - "крайняя боль"" (Эйслep Г., см. В кн. Избранные статьи музыковедов ГДР, М., 1960, с. 189-90).Высшим достижением муз. Э. Справедливо признаётся опера А. Берга "Воццек" (пост. 1925), в к-рой заострена социально-обличит. Тематика и с большой силой раскрыта драма "маленького человека". Это произв. Сближается с нем. "левым" Э. В ряде муз.-театр. Произв.

Послевоенных лет ярко проявились отдельные экспрессионистские тенденции ("Убийца - надежда женщин" и "Святая Сусанна" Хиндемита, "Прыжок через тень" Кшенека, "Чудесный мандарин" Бартока). Отчасти они коснулись и творчества сов. Композиторов ("Огненный ангел" Прокофьева, опера "Нос" и нек-рые эпизоды в симф. Произв. Д. Д. Шостаковича). После отхода от Э. В 30-е гг. Экспрессионистские тенденции вновь проявились в музыке кон. 30-х - 40-х гг. (период наступления фашизма и катастроф 2-й мировой войны 1939-45), хотя последоват. Экспрессионистом остался едва ли не один Шёнберг ("Уцелевший из Варшавы" и др. Его поздние произв.). В военные и первые послевоенные годы образы разрушения, насилия, жестокости и страданий, отчаяния вызвали обращение к средствам выразительности, связанным с Э.

("Огненный замок" Мийо, 3-я симфония Онеггера, 6-я симфония Р. Воана Уильямса, Военный реквием Бриттена и др.).В соответствии с идейно-образной направленностью Э. Сложился определ. Комплекс муз. Средств выразительности. Изломанность очертаний в мелодике, острая диссонантность гармоний, вязкость фактуры, резко контрастная динамика, использование жёстких, пронзительных звучаний. Характерны инстр. Трактовка вок. Партий, прерывистость, разорванность вок. Линии, возбуждённая речитация. В "Лунном Пьеро" Шёнберг ввёл особый приём полупения-полуговора (Sprдchstimme, Sprдchgesang). Используются также натуралистич. Возгласы и крики.В формообразовании на первых порах подчёркивались текучесть, отсутствие расчленённости, повторности и симметрии.

В дальнейшем, однако, свобода эмоционального самовыражения всё чаще стала сочетаться с нормативными конструктивными приёмами, в первую очередь у представителей новой венской школы (додекафония, построение оперных актов по схеме инстр. Форм европ. Музыки 18 в. - в "Воццеке" и др. Произв.). Музыка "нововенцев" претерпела эволюцию от усложнённого тонального письма, через свободную атональность - к организации звукового материала на основе серийной техники. Такая эволюция, однако, не исключает др. Проявлений экспрессионистских тенденций в совр. Музыке.Литература. Экспрессионизм. Сб. Статей, П.-М., 1923. Асафьев Б., Музыка "Воццека", в сб. "Воццек" Альбана Берга, Л., 1927 (Новая музыка, сб. 4), также в его кн. Критические статьи и рецензии, М.-Л., 1967.

Зивельчинская Л. Я., Экспрессионизм, М.-Л., 1931. Соллертинский И. И., Арнольд Шенберг, Л., 1934, также в сб. Памяти Соллертинского, Л.-М., 1974. Альшванг A., Экспрессионизм в музыке, "СМ", 1959, No 1. Pавлова Н. С., Экспрессионизм и некоторые вопросы становления социалистического реализма в немецкой демократической литературе, в сб. Реализм и его соотношения с другими творческими методами, М., 1962. Келдыш Ю., "Воццек" и музыкальный экспрессионизм, "СМ", 1965, No 3. Экспрессионизм. Сб. Статей, М., 1966. Конен В., О музыкальном экспрессионизме, в сб. Экспрессионизм, М., 1966, также в её кн. Этюды о зарубежной музыке, М., 1975. Лаул Р., О творческом методе А. Шенберга, в сб. Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 9, Л., 1969. Кремлев Ю., Очерки творчества и эстетики новой венской школы, Л., 1970.

Павлишин С., "Мiсячний П'еро" А. Шенберга, Кипв, 1972 (на укр. Яз.). Смирнов В., Зарождение экспрессионизма в музыке, в сб. Кризис буржуазной культуры и музыка, (вып. 1), М., 1972. Друскин М., Австрийский экспрессионизм, в его кн. О западноевропейской музыке XX века, М., 1973. Тараканов М., Музыкальный театр Альбана Берга, М., 1976. Лобанов A., "Воццек" А. Берга, Кипв, 1977 (на укр. Яз.). Kurth E., Romantische Harmonik und ihre Krise in Wagners "Tristan", Bern-Lpz., 1920 (рус. Пер. - Курт Э., Романтическая гармония и ее кризис в "Тристане" Вагнера, М., 1975). Кrеnek E., Music here and now, N. Y., (1939). Leibowitz R., Schцnberg et son йcole, P., 1947. Lukасs G., "GrцЯe und Verfall" des Expressionismus, в его кн. Schicksalswende, В., 1948.

Adorno Th. W., Philosophie der neuen Musik, Tьbingen, 1949. Edschmid K., Lebendiger Expressionismus, W., (1961).Г. В. Крауклис..

Значения в других словарях
Экспериментальная музыка

(от лат. Ехреrimentum - проба, опыт) - музыка, сочиняемая с целью проверки новых композиц. Приёмов, новых условий исполнения, необычного звукового материала и т. П. Понятие Э. М. Неопределённо. Оно соприкасается с такими выражениями, как "творческий поиск", "новаторство", "смелый опыт" или (с негативным оттенком) "путь, оказавшийся бесперспективным". Родственность этих понятий и их пересечение лишают термин "Э. М." чётких и постоянных границ. Нередко произв., рассматривавшиеся как Э. М., с течен..

Экспозиция

(лат. Expositio - изложение, показ, от ехроnо - раскладываю, выставляю напоказ) - функция частей муз. Формы, излагающих муз. Мысль (или муз. Мысли), в отличие от функции частей развивающих, связующих, репризных и др. Также наименование соответств. Разделов в фуге, сонатной форме, рондо-сонате (в 1-й части концерта встречается двойная Э. См. Также Форма музыкальная, Разработка, Реприза, Кода). Э. Осуществляет первонач. Показ темы (в сонатной форме - осн. Тем). Для Э. Типичны определ. Черты гармон..

Экспромт

(от лат. Expromptus - готовый) - инстр. Пьеса импровизационного характера. Э. Как самостоят. Муз. Жанр, гл. Обр. Фп. Пьесы, распространился в 19 в. (до этого существовал в лит-ре) в период становления романтич. Направления в музыке, в связи с особым значением, придаваемым импровизационности, непосредственности лирич. Высказывания в эстетике этого направления. Среди первых произв. В жанре Э. - фп. Экспромты Я. В. Воржишека ор. 7 (1822). К жанру Э. Обращался также Г. А. Маршнер (ор. 22, 23). Класс..

Эксцентрика музыкальная

(от позднелат. Excentricus, букв. - вне центра) - применяемое в цирке и на эстраде исполнение муз. Произв. Необычными, трюковыми способами или исполнение их на специальных (эксцентрич.) инструментах - колокольчиках, бубенчиках, сковородках, метёлках с натянутыми на них струнами и резонатором из бычьего пузыря и др.. ..

Дополнительный поиск Экспрессионизм Экспрессионизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Экспрессионизм" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Экспрессионизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 14 символа