Элегия

154

(греч. Elegeia, родств. Elegeton - дистих и elegos - траурное пение в сопровождении авлоса) - первоначально поэтико-муз. Лирич. Жанр в иск-ве Др. Греции. Э. Представляли собой небольшие произв., состоящие из элегич. Дистихов (гекзаметр + пентаметр), разнообразные по содержанию (воинственные, любовные, философские, нравоучительные). В римской поэзии культивировалась гл. Обр. Любовная Э., постепенно приобретавшая значение стихотворения печального, грустного характера, с мотивами одиночества, страданий, неразделённой любви. Э. Получила широкое распространение в поэзии сентиментализма и романтизма (18-19 вв.). В ней развивались мотивы разочарования, неудовлетворённости, воспоминаний о прошлом, размышлений о бренности жизни, к-рые нередко приобретали философский или социальный смысл.

Как самостоят. Муз. Жанр Э. Встречается с 17 в. Ранние образцы вок. Э. Принадлежат Г. Пёрселлу ("Пасторальная элегия на смерть Дж. Плейфорда", 1687. "Три элегии на смерть королевы Мэри", 1695). В нач. 19 в. К жанру Э. Обратился Л. Бетховен ("Элегическая песнь" для 4 голосов и струн. Квартета ор. 118). Жанр Э., распространённый в рус. Поэзии (В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, Е. А. Баратынский,H. M. Языков, А. С. Пушкин), оказал значит. Воздействие на развитие отечеств. Романса (М. И. Глинка, А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, И. И. Геништа, М. Л. Яковлев, А. С. Даргомыжский). Рус. Элегич. Романс, как правило, представляет собой вок. Монолог с характерным соединением в мелодике песенно-романсовых и декламационных оборотов, с простой, типичной для бытового романса фп. Фактурой (часто "гитарная" арпеджированная, реже аккордовая) - "Не искушай меня без нужды" Глинки на сл.

Е. А. Баратынского. "Когда, душа, просилась ты" Яковлева на сл. А. А. Дельвига, "Я помню глубоко" Даргомыжского на сл. Д. В. Давыдова, позднее - "Для берегов отчизны дальной" Бородина на сл. А. С. Пушкина, "Когда, кружась, осенние листы" Танеева на сл. Л. Л. Эллиса.С 19 в. Создаются и инстр. Э. Таковы Э. Для фп. Ф. Листа, Ф. Бузони, Э. Грига, М. Регера, В. Фортнера, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, для виолончели и фп. Г. Форе, для фп., скрипки и виолончели Рахманинова ("Элегическое трио" ор. 9), для скрипки (или альта) соло И. Ф. Стравинского. Среди орк. Э. - 1-я часть 3-й орк. Сюиты и 3-я часть "Серенады для струнного оркестра" Чайковского, Andante elegiaco из 3-й симфонии Рахманинова, 3-я часть "Концерта для оркестра" Бартока (1943), "Траурная ода" ("Элегическая песнь", 1943) Стравинского, симфонич.

Э. Памяти А. Веберна (1946) Кшенека.Е. М. Царёва..

Значения в других словарях
Экфонетическая нотация

(от греч. Exponeo - восклицаю) - древнейшая визант. Нотация, предназначенная для чтения нараспев служебных книг (Евангелия, Апостола, Пророчеств). Э. Н. Возникла в кон. 4 в. На основе др.-греч. Знаков просодии. Знаки Э. Н. Немногочисленны. Они лишь приблизительно фиксировали просодию текста, указывали чтецу на места остановок, цезуры, акценты, ударения и помогали ему музыкально и логично прочесть текст. Нек-рые из знаков обозначали повышение и понижение голоса (оксейя, барейя, кремасте). В рус. ..

Элгар Э. У.

(Elgar) Эдуард Уильям (2 VI 1857, Бродхит, близ Вустера -23 II 1934, Вустер) - англ. Композитор и дирижёр. Начальное муз. Образование получил под рук. Отца, органиста и владельца муз. Лавки. С детства играл на мн. Инструментах. В 1873 скрипач оркестра вустерского "Гли-клаб" (хор. Об-во), где познакомился со старинной англ. Музыкой для вок. Ансамбля (её специфич. Форма, т.н. Гли - песни, преим. 3-голосные). С 1882 концертмейстер, затем дирижёр оркестра Вустерского любительского об-ва исполнителей..

Электрограммофон

См. Электрофон.. ..

Электромеханическая звукозапись

См. Механическая звукозапись.. ..

Дополнительный поиск Элегия Элегия

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Элегия" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Элегия, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 6 символа