Эллингтон Э. К.

143

(Ellington) Эдуард Кеннеди (прозвище - Дюк, Duke) (29 IV1899, Вашингтон - 24 V 1974, Нью-Йорк) - амер. Пианист (негр. Происхождения), аранжировщик, композитор и руководитель джаз-бэнда. Чл. Нац. Ин-та иск-ва и лит-ры (1970). С 1906 брал уроки музыки у Г. Гранта, окончил школу прикладных иск-в и ремёсел в Праге (близ Вашингтона), получив специальность художника-плакатиста. С 1916 выступал как пианист-исполнитель в стиле регтайм в Вашингтоне и др. Городах штата, играл в разл. Танц. Оркестрах. В 1918 организовал квинтет "Вашингтонцы" ("Washingtonians". В 1922 выступал с ним в Нью-Йорке). С 1923 постоянно работал в клубах Гарлема. Известность в США Э. Принесли выступления (1927-32) в "Коттон-клаб" с собственным оркестром (10-15 участников).

В 30-е гг. Аранжировки и оригинальные оркестровые миниатюры Э., его выступления по Радио в качестве солиста-пианиста и руководителя джаз-бэнда, а также многочисленные грамзаписи его исполнения привлекли к нему внимание публики и многих видных музыкантов (Л. Стоковского, Ю. Орманди, А. Коутса, А. Копленда, К. Вейля). С 30-х гг. Его джаз-бэнд состоял из виртуозов-солистов, с к-рыми Э. Много гастролировал. Появлению специфич. "эллингтоновского звучания" оркестра способствовали выдающиеся музыканты, солисты-импровизаторы, владевшие мастерством оригинального звуко-извлечения, мн. Годы проработавшие вместе с Э. В 40-60-е гг. Э. - ведущий исполнитель в стиле "суинг" (см. Джаз), его оркестр стал первым негр. Коллективом, выступившим в зале "Карнеги-холл" (23 I 1943.

Весь сбор с концерта пошёл в Фонд помощи Сов. Союзу). Выступал со своим оркестром и в др. Крупнейших конц. Залах и муз. Т-рах США (в т. Ч. В т-ре "Метрополитен-опера", 1951), а также стран Европы (1933-71), Азии и Лат. Америки (1968, 1971), в Сов. Союзе (1971). Э. Был награждён мн. Нац. Премиями, избран почётным чл. Неск. Академий.В 20-30-е гг. Э. Разрабатывал т. Н. Стиль джунглей ("jungle style"). В ряде соч. Использовал афро-амер. Фольклор. В 30-40-е гг. Э. Написал много ставших популярными джазовых пьес - "Настроение индиго" ("Mood indigo"), "Одиночество" ("Solitude"), "Искушённая леди" ("Sophisticated lady"), "Караван" ("Caravan"), "He совершай ничего, пока не услышишь обо мне" ("Do nothing till you hear from me"), "В сентиментальном настроении" ("In a sentimental mood"), "Зов креольской любви" ("Creole love call"), "Я начинаю видеть свет" ("I'm beginning to see the light") и др.

В использовании гармонич. И орк. Красок Э. Был близок к К. Дебюсси, М. Равелю. Это превращало его произведения в изысканные муз. Картины. Он был первым джазовым музыкантом, сумевшим преодолеть жанровую ограниченность раннего джаза. Э. Создал первые образцы конц. Джазовой музыки, сочиняя для своего оркестра большие многочастные композиции, гл. Обр. Сюиты - "Либерийская сюита" ("Liberian suite", 1947), "Ночное создание" ("Night creature" - "звуковая параллель" для симф. Оркестра, фп. И джаза, 1955), "Такой приятный гром" ("Such sweet thunder" - "12 эпизодов и характеров из драм Шекспира", 1957), Concerto grosso для оркестра и джаза (1962), "Новоорлеанская сюита" ("New Orleans suite", 1969), сюита "Слава Туго" ("Togo brava suite", 1971).

Своим муз. Творчеством и исполнит. Деятельностью Э. Внёс большой вклад в муз. Культуру США и др. Стран. Он называл собств. Музыку не джазовой, а негритянской или афро-американской, считая, что иск-во негр. Музыкантов должно способствовать пробуждению самосознания цветного меньшинства в США, стать духовной опорой в борьбе за гражданские права. Эти идеи он подчеркнул в произв. "Чёрные, коричневые и бежевые" ("Black, brown and beige" - "звуковая параллель" к истории амер. Негров, 1943), "Гарлем" ("Harlem", 1951), в музыке к драм. Спектаклю "Мой народ" ("My people", 1963), "Концерте духовной музыки" ("Concert of sacred music", 1965). Э. - автор музыки к ряду кинофильмов ("Анатомия убийства", "Парижский блюз", "Нападение на королеву") и телевизионных спектаклей.

Значительно менее известны его балеты и опера "Була".Литературные сочинения. Music is my mistress, N. Y., 1973.Литература. Волынцев A., Эхо Гарлема, "МЖ", 1969, No 12. Переверзев Л., Дюк Эллингтон и его оркестр, "МЖ", 1971, No 22. Trazegnie J. De, Duke Ellington, Brux., 1946. Hess H. (Bosman A.), Het leven van Duke Ellington, Rotterdam, 1946. Ulanov В., Duke Ellington, N. Y., (1946). Duke Ellington. His life and music, ed. By P. Gammond, N. Y., (cop. 1958). Lambert G. E., Duke Ellington, (L., 1959). Greene R., Duke E. Ellington, Z., 1961. Fayenz F., Duke Ellington, в кн. Il jazz dal mito all'avanguardia, Mil., 1970. Dance S., The world of Duke Ellington, N. Y., 1970. Saal H., Last stop on the "A" train, "Newsweek", 1974, No 22. См. Также лит. При ст.

Джаз.В. В. Фейертаг.

Значения в других словарях
Эллер Х. Я.

Хейно Янович (23 II (7 III) 1887, Тарту - 16 VI 1970, Таллин) - сов. Композитор и муз. Педагог. Нар. Арт. СССР (1967). Учился на юридич. Ф-те Петерб. Ун-та (1908-11). В 1920 окончил Петрогр. Консерваторию по классу композиции у В. П. Калафати. В 1920-40 преподавал в Высшей муз. Школе в Тарту и в 1940-70 в Таллинской консерватории (с 1940 профессор). Основоположник нац. Стиля в инстр. (оркестровой и камерной) эст. Музыке. Среди учеников - В. Капп, Я. Коха, Я. Ряэтс, Э. Тубин. Гос. Пр. Эст. ССР (1..

Эллинг К.

(Elling) Катаринус (13 IX 1858, Осло - 8 I 1942, там же) - норв. Композитор и муз. Фольклорист. Окончил Лейпцигскую консерваторию (1878), совершенствовался у Г. Фон Херцогенберга в Высшей муз. Школе в Берлине (1886-89). С 1889 работал в Берлине, с 1896 - в Осло. Преподавал муз.-теоретич. Предметы в консерватории в Осло (1896-1908), дирижировал хором певч. Об-ва. В 1909-26 рук. Хора и органист церкви Гамлебюэн. Э. Завоевал известность как специалист по нац. Муз. Фольклору. С 1898 собирал нар. Мел..

Эльдеринг Б.

(Eidering) Брам (8 VII 1865, Гронинген - 17 VI 1943, Кёльн) - нидерл. Скрипач и педагог. Обучался игре на скрипке в Брюссельской консерватории у Е. Хубая, в Берлинской высшей муз. Школе у Й. Иоахима. С 1887 участник квартета Хубая в Будапеште (2-я скрипка). С 1891 концертмейстер симф. Оркестра Берлинской филармонии, с 1895 - придв. Оркестра в Мейнингене. Затем переехал в Амстердам, где был профессором консерватории. В 1903-1934 концертмейстер "Гюрцених-оркестра" в Кёльне, участник (1-я скрипка) ..

Эльман М.

(Elman) Миша (Михаил Саулович) (8 (20) I 1891, Тальной, Украина - 5 IV 1967, Нью-Йорк) - амер. Скрипач. В раннем детстве учился играть на скрипке у отца, затем у А. Фидельмана в Одессе. Выступал публично с 5-летнего возраста (в 7 лет исполнило оркестром концерт No 7 Ш. Берио). В 1901-04 обучался у Л. Ауэра в Петерб. Консерватории (занимался также композицией под рук. Ц. А. Кюи). В нач. 1904 дал концерт в Петербурге, в конце того же года (14 X) - в Берлине. Завоевал известность за рубежом, соверш..

Дополнительный поиск Эллингтон Э. К. Эллингтон Э. К.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Эллингтон Э. К." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Эллингтон Э. К., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Э". Общая длина 15 символа