Яворский Б. Л.

217

Болеслав Леопольдович (10(22) VI 1877, Харьков - 26 XI 1942, Саратов) - сов. Муз. Теоретик, педагог, пианист, композитор и муз.-обществ. Деятель. Доктор искусствоведения (1941). В 1898 окончил Киевское муз. Уч-ще по классу фп. У В. В. Пухальского (по муз.-теоретич. Предметам занимался у Е. А. Рыба), в 1903 - Моск. Консерваторию по классу композиции у С. И. Танеева и по классу фп. У H. E. Шишкина (курс истории рус. Церк. Пения - у С. В. Смоленского). Принимал активное участие в деятельности Музыкально-этнографической комиссии при Моск. Ун-те (с 1903), был одним из инициаторов создания Народной консерватории при Моск. Об-ве нар. Ун-тов (1906. До 1916 вёл в ней муз.-теоретич. Предметы, хор. И фп. Классы), "Музыкальных выставок" (совм. С М. А. Дейша-Сионицкой, 1907-11).

С 1916 профессор Киевской консерватории (классы фп. И композиции), с 1918 - также Муз.-драм. Ин-та им. Н. В. Лысенко. С 1917 директор Киевской нар. Консерватории (осн. В 1916), в к-рой руководил инструкторскими курсами для преподавателей, хор. И муз.-пропагандистской работой. В 1921 по вызову А. В. Луначарского переехал в Москву. В 1921-25 зав. Отделом муз.-уч. Заведений Главпрофобра, в 1922-30 пред. Муз. Секции и чл. Гос. Учёного совета Наркомпроса РСФСР, в 1921-1930 зав. Уч. Частью и педагог созданного по его инициативе 1-го Моск. Муз. Техникума, в к-ром преподавание муз. Дисциплин велось на основе его теории. В 1921-1931 действит. Чл. ГАХНа (позднее - ГАНС). В 1932-1939 ст. Редактор "Музгиза". В 1938-42 профессор Моск. Консерватории.Я. - один из самых значит.

Деятелей рус. И сов. Муз. Науки, оказавший воздействие на всю рус. Муз. Культуру 1-й пол. 20 в. Он первым из рус. Учёных создал обобщающую муз.-теоретич. Систему - теорию "муз. Мышления" (первоначальное назв.- теория ладового ритма. По ней в 1930 состоялась всесоюзная конференция под пред. Луначарского, выступившего в защиту идей Я.). В основу её легло понимание Я. Музыки как своеобразного вида речи, общения между людьми. В связи с этим новую трактовку получил ряд понятий, в особенности - лада. Противопоставив лад прежним понятиям гаммы, звукоряда, Я. Впервые выделил его как самостоят. Категорию. Он понимал лад как организацию муз. Мышления и речи на основе внутр. Слуховой настройки. Последняя обусловливает воспроизведение и восприятие музыки и формируется под воздействием историч.-социальных причин.

Принципом организации лада Я. Считал соединение систем (тритон с его разрешением) - единичной и двойной, и их сочетаний. Исходя из этого, Я. Обосновал множественность ладов и указал на возможность существования ладов, отличающихся от мажора и минора. Ладовая концепция Я. Была тем более актуальна, что в 1-е десятилетие 20 в. Выступили атоналисты, отрицавшие ладовое мышление вообще (см. Атональная музыка). Я. Расширил трактовку ладовой функциональности (соотношение устойчивости и неустойчивости, сопряжения и т. П.). В неразрывной связи с ладовой стороной Я. Рассматривал проблемы ритма (т. Е. Ладо-временных соотношений в музыке) и интонационности. Я. Ещё в начале века заложил основы учения об интонации, ставшей одной из центр. Категорий совр.

Музыкознания. Многие общеупотребительные ныне термины (интонация, предыкт, названия открытых им ладов - переменный, увеличенный и др.) были впервые предложены и обоснованы Я. Однако многие совр. Музыковеды не разделяют ряда положений теории Я.Я.-учёного отличали разносторонность и широта науч. Интересов. Он обладал исключит. Эрудицией в области разл. Иск-в, философии, эстетики, истории и психологии, позволявшей ему успешно изучать особенности художеств. Мышления разл. Эпох. Многогранной интенсивной деятельности Я. Свойственно органичное слияние науч. Изысканий и практич. Педагогич. И организац. Работы. Он был неутомимым обществ. Деятелем и муз. Просветителем, в т. Ч. В области детского муз. Воспитания, одним из инициаторов реорганизации сов.

Музыкального образования. Значит. Роль играл Я. В конц. Жизни Москвы и Киева. Выдающийся пианист, он с 1906 постоянно выступал в концертах как солист и ансамблист (с К. Г. Держинской, Н. П. Кошиц, П. Коханьским, О. Н. Бутомо-Названовой, с квартетом им. Страдивари и др.). В 30-е гг. Явился инициатором ряда концертов с участием видных сов. И заруб. Исполнителей. Педагогич. Деятельность Я. Была новаторской по целям и формам, он стремился к развитию у учащихся творч. Мышления. Наиболее значит. Были 2 вузовских семинара Я. "Баховский" и "История исполнительских стилей". Среди его учеников - А. А. Альшванг, Н. Я. Брюсова, Г. Г. Верёвка, М. И. Вериковский, Н. М. Гольденберг, Г. А. Дмитревский, Ф. Е. Козицкий, Н. Д. Леонтович, Т. Л. Логовинский, М. С. Пекелис, С. В. Протопопов, И. С. Рабинович, А.

В. Свешников, В. А. Цуккерман и др. Его влияние частично испытали Б. В. Асафьев, М. Ф. Гнесин, В. Д. Конен, Н. Я. Мясковский, Г. Г. Нейгауз, Д. Д. Шостакович, М. В. Юдина и др.Я. - автор оперы "Вышка Октября" (1930, Большой т-р), орк. Пьесы "Три расцвета" (1905), соч. Для фп., романсов. Ему принадлежат сб-к обработок для голоса и фп. "И. С. Бах. Песни и арии. Фортепианное сопровождение на основе баса И. С. Баха" (1939. 2-е изд. 1966), записи и обработки нар. Песен, а также многочисл. Статьи. Под его ред. Издан учебник. Протопопов С., Элементы строения музыкальной речи (ч. 1-2, М., 1930). Мн. Работы Я. (рукоп.) хранятся в Музее муз. Культуры им. М. И. Глинки.Сочинения. Строение музыкальной речи, ч. 1-3, (М., 1908). Упражнения в голосоведении, М., 1913, 1928. Текст и музыка (продолжение работы "Строение муз.

Речи"), "Музыка", 1914, No 163, 166, 169. Строение музыкального произведения в связи с его исполнением, М., 1914. Упражнения в образовании ладового ритма, ч. 1, М., 1915, Упражнения в образовании схем ладового ритма, М., 1928. Основные элементы музыки, "Искусство", 1923, No 1. Восприятие ладовых мелодических построений (совм. С С. Н. Беляевой-Экземплярской), в кн. Сборники экспериментально-психологических исследований, вып. 1, Л., 1926. Конструкция мелодического процесса, в сб. Структура мелодии, вып. 3, M., 1929. Сюиты Баха для клавира (под ред. С. Протопопова), М.-Л., 1947. Из "Воспоминаний о Сергее Ивановиче Танееве", в сб. С. И. Танеев, Из научно-педагогического наследия, М., 1967.Литература. Кулаковський Л. В., Де-якi твердження зiвчення Б.

Л. Яворського, "Музика", 1924, No 10-12. Его же, К проблеме изучения ладового строения музыкальных произведений, "СМ", 1933, No 2. Надененко Ф., Будова музичноп мови. (Основи системи Б. Яворського), вип. 1, Кипв, 1925. Римский-Корсаков Г. М., Акустическое обоснование теории ладового ритма, в сб. Музыкознание. Временник отдела музыки (Гос. Ин-та истории искусств). IV, Л., 1928. Цуккерман В., Теория ладового ритма и её применение, "Пролетарский музыкант", 1929, No 7-8. Луначарский A.B., Несколько замечаний о теории ладового ритма, там же, 1930, No 2. Его же, Выступление на Всесоюзной конференции по теории ладового ритма, в его кн. В мире музыки, М., 1958, 1971. Rыжкин И. Я., Теория ладового ритма (Б. Яворский), в кн. Мазель Л. A., Рыжкин И.

Я., Очерки по истории теоретического музыкознания, вып. 2, М.-Л., 1939. Протопопов С., Памяти Болеслава Леопольдовича Яворского, в кн. Информационный сборник, вып. 5-6, (М.), 1944. Цуккерман В., Кулаковский Л., Яворский - теоретик, "СМ", 1957, No 12. Хвостенко В. В., Г. Э. Конюс и Б. Л. Яворский, "Советский музыкант", 1962, 12 дек. Яворский Б., т. 1. Воспоминания, статьи и письма, ред.-сост. И. С. Рабинович, общ. Ред. Д. Шостаковича, M., 1964, испр. И доп. 1972. Холопов Ю. Н., Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана, в сб. Музыка и современность, вып. 7, М., 1971. Набок И., Проблемы социальной природы музыкального творчества в теоретическом наследии Б. Л. Яворского, в сб. Музыка в социалистическом обществе, вып. 3, Л., 1977. Лаврентьева И.

В., Ученый, музыкант, человек, "Советский музыкант", 1978, 3 янв. Вiрановський Г. М., Музично-теоретичнi системи. Предмет i принцип побудови, Кипв, 1978. Баевский В., Яворский и некоторые тенденции культуры его времени, "СМ", 1978, No 5. Кон Ю., Несколько теоретических параллелей, там же. Pинкельберг Н., Б. Л. Яворский об исполнительстве, в сб. Музыкальное исполнительство, сб. 10, М., 1979. Арановский М., Интонация, знак и "новые методы", "СМ", 1980, No 10. Mасленкова Л., Б. Л. Яворский о воспитании слуха, в сб. Критика и музыкознание, вып. 2, Л., 1980. Воiсеnсо N., Nuovi principi delia composizione musicale. Teoria ed esercizi, Roma, 1928. Cukkierman W., Boleslaw Jaworsky jako teoretyk muzyki, в сб. Universitet Warszawski. Polsko-rosyiskie miscellanea musyczne, 1967.

Wilkomirski K., Boleslaw Jaworski - twуrca teorii myslenia musycznego, "Ruch musyczny", 1977, No 25.Б. И. Рабинович..

Значения в других словарях
Яблочкины

Семья музыкантов. Иван Фёдорович Я. (1762, Петербург -7(19) II 1848, там же)- скрипач, педагог и дирижёр. Сын Фёдора Ивановича Я. (гг. Рожд. И смерти неизв.), старшего камер-музыканта Лейб-кампании при дворе Елизаветы Петровны. Игре на скрипке обучался у И. Е. Хандошкина. С 1780 ученик в оркестре Дирекции имп. Петерб. Т-ров, затем камер-музыкант 2-го придв. Оркестра, дирижёр бальной музыки при дворе Екатерины II. Преподавал игру на скрипке в Театр. Школе (с 20-х гг. - Петерб. Театр. Уч-ще). В 18..

Яворская А. П.

Агафья Петровна (гг. Рожд. И смерти неизв.) - рус. Певица 18 в. (сопрано). Пению обучалась в Петербурге, ученица А. Вакари. В 1773-83 солистка итал. Труппы Придв. Т-ра в Петербурге. Первая исполнительница партии Зефира в опере "Амур и Психея" Траэтты (1773).Литература. Финдейзен Н., Очерки по истории музыки в России..., т. 2, М.-Л., 1928-29.И. М. Лысенко.. ..

Яворский Э. Н.

Эдуард Никифорович (р. 8 VI 1928, с. Лисичья Балка Черкасской обл.) - сов. Музыковед и либреттист. Чл. КПСС с 1961. В 1953 окончил орк. Ф-т Киевской консерватории. С 1958 ред. Киевской телестудии, с 1964 чл. Репертуарно-редакционной коллегии по музыке Мин-ва культуры УССР, с 1966 зам. Директора Укр. Т-ра оперы и балета, с 1969 гл. Редактор журн. "Музика". Автор либретто мн. Муз. Спектаклей, в т.ч. Балетов "Каменный властелин" ("Дон Жуан", 1969, Киев) и "Огненный путь" ("Вогнений шлях", 1980, Льв..

Яголим Б. С.

Борис Савельевич (1(13) X 1888, Москва - 22 XI 1969, там же) - сов. Музыковед и библиограф. В 1912 окончил юридич. Ф-т Моск. Ун-та. Музыке обучался в "Бетховенской студии" Д. С. Шора, затем брал уроки у пианиста С. Е. Фейнберга. Работал в Моск. Организации CK РСФСР, в редакции журн. "Музыка и самодеятельность", в б-ке Моск. Консерватории. Инициатор создания библиографич. Указателей "Советская литература о музыке", "Музыкальных календарей", один из авторов-сост. Этих календарей на 1957-62, ред.-с..

Дополнительный поиск Яворский Б. Л. Яворский Б. Л.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Яворский Б. Л." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Яворский Б. Л., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 14 символа