Японская музыка

220

История развития Я. М. Отчётливо делится на неск. Этапов, соответствующих важнейшим периодам социально-экономич. И культурного развития Японии. В процессе формирования первых родо-племенных союзов на о. Кюсю и в Центр. Японии периода Яёи (5 в. До н. Э. - 4 в. Н. Э.) возник песенно-поэтич. Фольклор. При образовании государства Ямато в период Кофун (3 - нач. 6 вв.), когда начала складываться синтоистская мифология (в её основе - культ божеств природы и предков), получили распространение религ. Действа - т. Н. Мистерии кагура, включавшие разл. Обрядовые песни и танцы. В 3 в. Началось проникновение на Японские острова материковой культуры, гл. Обр. Из Кореи и Китая. Этот процесс усилился в 5-6 вв., сопровождая укрепление феодальных отношений в период Асука (552-645) и способствуя утверждению в качестве гос.

Религии Японии буддизма, принесшего в духовную культуру страны музыку буддийского культа. В 7-8 вв. Происходит приобщение островной страны к вост.-азиатской цивилизации, представленной в то время культурой Кореи, Китая, Индокитая. Основу Я. М. Того времени составляли распевы буддийских текстов - сутр (др.-инд. Буддийских трактатов) и гимнов - т. Н. Сан, к-рые исполнялись на санскрите (бонсан - санскр. Гимн), китайском (кансан) и японском (васан) языках. В период Hapa (645-794) и в ранний период Хэйан (794-894) все буддийские песнопения назывались бонсан. Позднее этим термином обозначались наиболее древние гимны, а буддийские песнопения в целом стали называться сёмё (от санскритского сабдавидья - учение о грамматике, рифме и вокализации.

Кит. - шэн-мин) - "лучезарное пение".Сведения о развитии Я. М. Дописьменного периода содержатся в памятниках япон. Лит-ры 8 в.- сб-ке мифов "Кодзики" ("Старых дел записи"), хронике "Нихонсёки" ("Анналы Японии"), в к-рых систематизированы и дополнены лит. Памятники устной традиции, а также в древней поэтич. Антологии "Манъёсю" ("Собрание мириад листьев"). Однако эти источники не содержат развёрнутых характеристик. К тому же встречающиеся в них упоминания бытовавших тогда муз. Инструментов (данные подкрепляются и археологич. Исследованиями) фрагментарны. Трактовка происхождения муз. Инструментария в япон. Музыковедении крайне противоречива. Нек-рые учёные рассматривают наличие названий инструментов в памятниках 8 в. Как доказательство их местного, исконно япон.

Происхождения, другие - как свидетельство наиболее ранних заимствований с материка.Согласно "Нихонсёки", иноземная (континентальная) музыка впервые исполнялась в Японии в 454 восемьюдесятью корейскими музыкантами, прибывшими в япон. Столицу по случаю смерти императора Ингё. Здесь же сообщается, что в 612 в Японию (через Корею) приехал из южного Китая Мимаси, "искусный в музыке и танцах" государства Го, родиной к-рых считается Индия. Он стал обучать японцев иск-ву гогаку, или курэгаку, к-рое затем получило назв. Гигаку (искусная музыка). Проведение в период Нара т. Н. Реформы Тайка (646) отразило историч. Необходимость создания централизов. Государства. В этот период, согласно "Нихонсёки", уже с 685 придв. Музыканты императора Тэмму передавали своё иск-во по наследству.

С опубликованием т. Н. Законов Тайхо-рё (701) было учреждено гагаку-рё (муз. Управление). В обязанности штата этого управления входило исполнение музыки и танцев ряда стран континента (гл. Обр. Классич. Китайских), древней япон. Музыки (преим. Вокальной), а также обучение этим иск-вам. Гагаку-рё подчинялось установленному реформой Тайка ведомству Дзибусё, ведавшему церемониалом двора. С этого времени события придв. Муз. Жизни фиксировались в письменных источниках. В 1-й половине периода Хэйан (название - от столицы Хэйан, с 794. Позднее Киото) при дворе было создано О ута докоро (песенное управление), ведавшее вок., в т. Ч. Древней, Я. М.Проф. Я. М. Периода Нара развивалась как ассимилированная дворцовыми музыкантами гагаку. Первоначально этот термин обозначал континентальное муз.-Театр.

Иск-во, позднее назв. Гагаку перешло на все произв. Нац. Стиля, генетически связанные с культурой соседних стран. Основой репертуара гагаку была музыка, заимствованная из Китая, вобравшая в себя элементы муз. Культур Индии, Тибета, жителей Самарканда и Бухары. В гагаку входили также музыка трёх корейских царств, страны Бохай (населена с нач. 8 в. Племенами маньчжуро-тунгусского этнич. Корня, жившими на территории позднейших Маньчжурии, Приамурья, Приморья и Сев. Кореи) и страны Линьи (Юго-Вост. Азия). Произв. Гагаку были представлены гл. Обр. Придв. Танцами, исполнявшимися в сопровождении большого придв. Оркестра (использовалось ок. 30 разл. Инструментов, б. Ч. К-рых была кит. Происхождения). Танцы кит. Происхождения носили строгий, вне-сюжетный характер, индийские и зап.-азиатские танцы были сюжетными, они представляли собой танц.-драм.

Сценки, связанные б. Ч. С буддийскими легендами. В 7-8 вв. Япон. Музыканты уделяли большое внимание изучению теории танской кит. Музыки (период Тан в Китае, 7-10 вв.), влияние к-рой на музыку гагаку было тогда определяющим. О нём свидетельствовало применение китайской по происхождению ладовой структуры - пентатонич. Звукоряда (с тенденцией к расширению до диатонического), чётких симметричных ритмо-архитектонич. Формул, основанных преим. На сочетании четырёхтактов. Совр. Япон. Музыковеды и ныне пользуются кит. Терминологией для обозначения понятий, связанных со старинной Я. М. Однако существует мнение о возможности типологич. Сходства нек-рых сторон исконно япон. Древней муз. Культуры с муз. Иск-вами Китая и др. Вост. Стран, с к-рыми Япония в ту эпоху поддерживала культурные связи.В 8 в.

В среде придв. Музыкантов стали возникать образцы собственно Я. М. - т. Н. Вагаку, сопровождающей танцы, основанные на сюжетах древних япон. Легенд и преданий.В период Хэйан на базе гагаку периода Нара создавался новый стиль, ставший основой нац. Проф. Муз. Культуры. Первые проф. Музыканты-японцы обучались у иностр. Мастеров в Японии (в гагаку-рё) или в Китае. Среди них - флейтист и комп. Ото Киёгами (ум. В 839), произв. К-рого сохранились в совр. Репертуаре гагаку (стали уникальными образцами классич. Я. М.), Ванибэ Отамаро (798-864), Минамото но Макото (819-68). Ими была осуществлена (по повелению императора Ниммё, к-рый был и музыкантом) т. Н. Реформа гагаку и выработана канонич. Модель инстр. Я. М. После реформы в её репертуаре стали различать т.

Н. Тогаку (музыка Тан, т.е. Китайская. В соответствии с размещением её музыкантов на сценич. Площадке она называлась также "музыка левой стороны", включала и произв. Страны Линьи) и т. Н. Комагаку (по назв. Корейского царства Когурё) или "музыка правой стороны" (включала, кроме корейской, бохайскую музыку).Был создан оркестр постоянного состава. В тогаку используются язычковый инструмент сё (т. Н. Губной орган), духовые. Рютэки (поперечная бамбуковая флейта с 7 отверстиями), хитирики (с двойной тростью). Струнные. Со (типа цитры), бива (типа лютни). Ударные. Сёко (гонг), какко и тайко (барабаны). В комагаку используются духовые. Комаоуэ (корейская бамбуковая поперечная флейта меньшего диаметра и длины, чем рютэки, с 6 отверстиями) и хитирики.

Ударные. Сёко, сан-но цудзуми (вместо какко) и тайко.Первоначально музыка и танец существовали в син-кретич. Единстве жанра бугаку (музыка танца). Позднее появились и чисто инстр. Соч. - кангэн (музыка духовых и струнных, не сопровождающая танец).Проф. Я. М. В период Хэйан была иск-вом придв. Аристократии, особенно высоко развитым в столице. Аристократы с детства обучались игре на неск. Инструментах. Высокий уровень муз. Образования в 8-12 вв. Создал предпосылки для расцвета муз. Иск-ва. Особые приёмы исполнит. Мастерства и определённые произв. Родители передавали детям, учителя - любимым ученикам (музыку запоминали по слуху). Это приводило к кастовости муз. Иск-ва - появлялись т. Н. Тайные произв. (хикёку) - канонич. Пьесы или их варианты, тщательно оберегавшиеся от посторонних.

Музыка и танец играли важную роль в обществ. Жизни. Выдающиеся музыканты иногда получали более высокий придв. Ранг. В 9-12 вв. В Я. М., наряду с традицией сохранения музыки соседних стран, проявилась тенденция к созданию нац. Стиля, представляющего собой синтез муз. Культур Японии и нек-рых гос-в континента. Среди его основоположников - Минамото Хиромаса (918-80), о муз. Гении к-рого слагались лись легенды. Появились новые вок.-инстр. Жанры - сайбара, роэй, имаё, продолжающие развитие канонич. Модели инстр. Музыки гагаку. Сформировался специфич. Интонац. Комплекс, основу к-рого составляют восходящие и нисходящие трихорды, состоящие из большой терции и малой секунды, малой терции и большой секунды. Позднее на основе этого интонационного строя сформировались лады ин иё (инсэнпо и ёсэнпо).

Ладотональная организация инструментальной музыки гагаку (гагаку но рокутёси) складывается из 6 звукорядов, сгруппированных в 2 субсистемы - рё и рицу.С 12 в. Начала интенсивно развиваться япон. Наука о музыке. Появились трактаты "Рюмэйсе" (1133) Ога Мотомаса, "Кёкунсё" (1231) флейтиста и исполнителя танцев комагаку Кома Тикадзанэ, "Дзоку-кёкунсё" Кома Асакадзу (1277-1362), "Тайгэнсё" (1512) исполнителя на сё Тоёхара Сумиаки и "Гаккароку" (1690) исполнителя на хитирики Абэ Суэнао. Центрами иск-ва гагаку были Нара (храм Тэннодзи) и Киото (при его разрушении в 15 в. Мн. Музыканты погибли, нек-рые бежали на о. Кюсю).В период Камакура (1192-1333) в связи с падением власти придв. Аристократии, установлением системы воен.

Правления и выдвижением служилого дворянства (самурайство) Я. М. Демократизируется. Муз. Иск-во стало проще по форме, аскетичнее по духу, утратило изысканность, рафинированность. Его носителями были гл. Обр. Странствующие монахи, часто слепые, т. Н. Бива-бодзу (сказители-монахи, аккомпанирующие себе на биве). Они распевали т. Н. Хэйкёку - стихотворные отрывки-сказы из популярного тогда военного эпоса "Хэйкэ-моногатари" ("Сказание о доме Тайра").В период Асикага (1335-1573) возник классич. Муз. Театр Hо, сформировавшийся на основе разл. Театр. Представлений. Нек-рые из них восходят к древним земледельческим представлениям дэнгаку, другие - к саругаку (музыка обезьян) - развлекательным сценкам, известным в период Хэйан. В 12-13 вв.

Эти сценки ставились в буддийских храмах. Они включали певч., танц. И театр. Формы (ранее существовали как самостоятельные). Сочетание этих малых жанров явилось основой для возникновения т-ра Но - одной из вершин япон. Иск-ва. В нём синтезированы элементы драмы, оперы, балета (в европ. Терминологии). Т-р Но популярен и ныне (до наших дней дошёл не в первонач. Виде, а в форме, установившейся в 17-18 вв.). Тематика пьес Но заимствовалась из япон. И кит. Легенд (синтоистских или буддийских), историч. Хроник, жизнеописаний героев. Основоположники Но - Канъами (Юсаки Киёцугу, 1333-84) и его сын Дзэами (Юсаки Мотокиё, 1363-1443) - драматурги, хореографы, композиторы, драм. Актёры, певцы и танцовщики. Дзэами был также знатоком традиц.

Я. М., теоретиком т-ра Но, автором ряда трактатов, мн. Положения к-рых базируются на теоретич. Осмыслении практики гагаку.Основа вок. Музыки в т-ре Но - одногол. Мелодия, исполняемая солистом и хором в унисон. Это гибкая вок. Линия, то приближающаяся к разговорной речи, то к пению. Истоки интонирования певцов-декламаторов - в распевах буддийских сутр сёмё и речитаций бива-бодзу. Инстр. Музыка Но опирается на ряд структурных компонентов и принципов формообразования гагаку. Она отличается скупостью выразит. Средств, что отвечало эстетике дзэн-буддизма. Спектакли Но идут в сопровождении группы инструментов (флейты но-кан и 3 барабанов - копудзуми, оцудзуми и тайно). Этот ансамбль аккомпанирует пению или исполняет небольшие интерлюдии.

Ритмич. Структуры ударных обычно охватывают 8 тактов. Существует ок. 200 ритмоформул для каждого барабана. Флейта не дублирует вок. Линию. Её партия основана на ряде канонизированных попевок, родственных мелодич. Оборотам музыки гагаку, исполняемым на дух. Инструментах, и составляет своеобразный контрапункт к вок. Линии. Особую выразит. Роль в спектакле играют речевые и вокальные "возгласы" инструменталистов, являющиеся существ. Элементом муз. Ткани. Кульминация представления Но - танец гл. Героя, исполняемый в сопровождении хора и группы инструментов. Ныне существуют 6 школ т-ра Но, различающихся лишь в деталях.Следующий этап развития старых и возникновения новых вок.-инстр. Жанров начался в период Момояма (1573-1615), когда после феодальных междоусобиц вновь образовалось централизованное государство.

Расцвет музыки в значит. Степени связан с деятельностью музыкантов, бежавших из Киото на север о. Кюсю, где в сер. 16 в. Возникла школа игры на цукусигото (разновидность кото, строй к-рого подчинён структуре лада рё музыки гагаку). Инструмент использовался для сопровождения вок. Сочинений. В результате деятельности на о. Кюсю столичных музыкантов - носителей классич. Я. М. - здесь сохранились муз. Традиции предшествующих эпох.На рубеже 16-17 вв. Возник т-р марионеток. Сюжеты его пьес связаны с излюбленным мотивом япон. Лит-ры - историей любви героя-феодала Иосицунэ и красавицы Дзёрури ("Сказ о Дзёрури в 12 песнях", 1530). Включение песен-сказок в спектакли кукольного т-ра дало начало новому виду иск-ва - т-ру марионеток Дзёрури.

Песни-сказы исполнялись сначала в сопровождении бивы, пьесы Дзёрури (начало периода Эдо или Токугава, нач. 17 в.) - в сопровождении сямисэна - самого популярного япон. Инструмента 17-19 вв. Сформировался особый стиль пения-сказа, к-рый стал называться "Дзёрури" (или катаримоно). С расширением репертуара назв. Дзёрури распространилось и на др. Сюжеты, исполнявшиеся в этом стиле. Расцвет Дзёрури связан с деятельностью драматурга Тикамацу Мондзаэмона (1653-1724), сказителя Такэмото Гидайю (1651-1714. Был так популярен, что его имя стало нарицательным для сказителя в т-ре марионеток), исполнителя на сямисэне Такэдзава Гонъэмона и кукловода Тацумацу Хатиробэя (ум. 1734). Текст в т-ре Дзёрури исполнялся гидайю (сказителем), сидевшим рядом со сценой вместе с исполнителем на сямисэне, голосом характерного для вок.

Я. М. Тембра. Сказитель произносил реплики всех действующих лиц и авторские ремарки, часто весьма пространные, в виде тонко нюансированных речитативов. Сказ Дзёрури в исполнении гидаю и в сопровождении сямисэна, отрывистые звуки к-рого контрастировали с волнообразной вок. Линией, стал называться гидаюбуси. Одноврем. Развивались инстр. Жанры. Исходя из традиции исполнения на цукусигото, известнейший исполнитель на нём Яцухаси Кэнгё (1614-85) создал особый исполнит. Стиль игры на кото - т. Н. Яцухасирю, к-рый послужил основой для возникновения ряда школ игры на кото. Яцухаси Кэнгё - один из первых япон. Музыкантов, возродивший чисто инстр. Произв. Типа сюит для солирующего кото. Ему приписывается известная сюита из 6 частей "Рокудан" (имеются сведения, что подобные соч.

Исполнялись в период Хэйан, но позднее эта традиция была прервана), он также автор песен для голоса в сопровождении кото. Популярность Яцухаси Кэнгё была так велика, что позднее мн. Выдающихся исполнителей на кото стали именовать Кэнгё. Одним из них был Икута Кэнгё (1656-1715), к-рый в кон. 17 в. Создал в Киото школу игры на кото (Икута-рю). Позднее представители Икута-рю использовали для сопровождения пению сямисэн и кото, затем к ним стали добавлять кокю (струнный смычковый). Нек-рые инстр. Ансамбли включали продольную флейту сякухати.Несколько позднее Икута-рю сформировалась школа Ямада-рю в Эдо (совр. Токио). Её основал Ямада Кэнгё (1757-1817), композитор, исполнитель на кото и певец (упоминается в лит. Памятнике 19 в.

"Укиёбуро" - "Общественная баня" Сикитэя Самба). По содержанию и стилю вок. Произв. Ямада-рю приближались к балладам и напоминали песни Дзёрури. Среди др. Композиторов-исполнителей на кото 19 в. (трактовали кото как сольный инструмент) - Мицудзаки Кэнгё (ум. В 1853?) и Ёсидзава Кэнгё (1800-72) из Нагоя, к-рый ввёл новую настройку кокиндзёси, основанную на звукорядных структурах ладов инсэнпо и ёсэнпо.Образцы звукорядов ладотональной организации гагаку но рокутёси.С сер. 17 в. (со времён Яцухаси Кэнгё) наиболее распространёнными были настройки хирадзёси и кумондзёси, опирающиеся на звукоряд лада инсэнпо.В период Токугава в связи с подъёмом гор. Культуры возник нар. Т-р Кабуки (от "ка" - песни, "бу" - япон. Традиц. Танец, "ки" - мастерство).

На ранней стадии развития этого т-ра (1603-29) в нём преобладали танц. Пьесы с пением (песни близки народным) под аккомпанемент сямисэна. С кон. 17 в. Пьесы Кабуки превратились в сюжетные многоактные драмы. Пьесы для Кабуки писали проф. Драматурги, в т. Ч. Тикамацу Мондзаэмон. Иногда перерабатывались пьесы, использовавшиеся в т-рах Но и Дзёрури (это отразилось на муз. Стороне Кабуки). В нём так же, как и в т-ре Дзёрури, велика роль гидайю, к-рый в сопровождении сямисэна не только комментирует действие, но и читает фрагменты ролей. Муз. Сказ по ходу действия может перейти от декламации через мелодич. Речитатив к речитативному пению, т. Н. Нагаута (длинная песня). Этот тип пения утвердился в Кабуки в его зрелый период. Нагаута исполняется хором во время танца, поясняя его содержание.

Пьесы Кабуки, использующие драматургию Но, иногда включают довольно длинные интермедии в исполнении ансамбля - т. Н. Хаяси (того же состава, что в т-ре Но). Кабуки, развиваясь одновременно с т-рами Но и Дзёрури и отражая духовные запросы горожан кон. 18 - нач. 19 вв. (зрелый период т-ра), в то же время синтезировал элементы театр. И муз. Культур предшествующих эпох. Традиции Кабуки сохранились и ныне. Его законы лежат в основе постановок совр. Пьес, идущих на сценах т-ров Токио, Киото, Осака и Нагоя.После бурж. Революции Мэйдзи (1867-68) начался постепенный процесс усвоения япон. Муз. Культурой традиций европ., затем амер. Муз. Иск-ва. Впервые японцы познакомились с европ. Музыкой в 1872 в исполнении военных оркестров (были введены в япон.

Армию по образцу европейских) под упр. Англичанина У. Фентона и немца Ф. Эккерта, а также певчих, участвовавших в христианских богослужениях. Первые попытки объединения элементов европ. И япон. Стилей осуществлялись в культовой музыке (с целью привлечения верующих в ритуале церк. Служб использовались япон. Муз. Инструменты). С кон. 19 в. И поныне центр муз. Культуры и муз. Жизни страны - Токио.Перелом в развитии Я. М. Связан с началом обучения японцев игре на европ. Муз. Инструментах (1874). Вскоре была официально установлена система подготовки школьных учителей для обучения инструменталистов и певцов по европ. Методам. Решающую роль в разработке европ. Муз.-педагогич. Системы сыграл Идзава Сюдзи, работавший в Мин-ве просвещения. В 1879 он ввёл всеобщее обучение хор.

Пению в начальной школе и в том же году основал Ин-т муз. Исследований в Токио (с 1886 - Токийская муз. Школа). В 1882 издан первый муз. Учебник. В 1879 в Токио из США был приглашён педагог и комп. Л. У. Мейсон, заложивший основы преподавания в Японии истории, теории и навыков исполнения европ. Музыки, позднее прибыли муз. Педагоги из стран Европы и ряд др. Амер. Музыкантов. В 1887 открылась Императорская (позднее - Государственная) муз. Академия, уч. Программы к-рой включали изучение нац. Япон., а также европ. Музыки (с 1931 работает композиторское отделение). Были созданы также муниципальные и частные высшие муз. Школы, в т. Ч. Академия Мусасино в Токио, муз. Академии в Осака и Киото.В 1897 состоялось первое выступление япон. Симф. Оркестра под упр.

Его основателя - нем. Дир. А. Юнкера (ныне - оркестр Гос. Муз. Академии). В 1894 впервые в Японии иностр. Певцами была исполнена в Токио европ. Оперная музыка (1-е д. "Фауста"). В 1903 поставлен "Орфей" К. В. Глюка в исполнении япон. Певцов. В 1920 в Токио создана оперная труппа "Асакуси". С 1910-х гг. В Японии постоянно выступают крупнейшие дирижёры и др. Исполнители из стран Европы и Америки. Среди первых гастролёров - Е. Цимбалист, Ф. Крейслер, Я. Хейфец, Л. Годовский, С. С. Прокофьев, способствовавшие усилению интереса японцев к европ. Музыке. Япон. Композиторы стали получать муз. Образование или совершенствоваться в Европе, прежде всего в Германии и Франции. Среди таких япон. Музыкантов - Ямада Косаку, обучавшийся в Берлине. Композитор, дирижёр и педагог, видный муз.

Деятель (основатель ряда первых муз. Коллективов) - Ямада сыграл большую роль в развитии симф. И оперной Я. М. Крупные формы европ. Музыки он сочетал со специфич. Чертами япон. Нац. Стиля. Направление Ямады развивали его младшие современники. Киёсэ Ясудзи (получил образование в Германии. Автор струн. Трио, струн. Квартета, сонат для скрипки и фп.), Мияги Митио (автор соч. Для кото, в к-рые он вводил элементы зап.-европ. Музыки. Сконструировал 17- и 80-струн. Кото. Среди соч.- "Мидзуно кэнтай" - "Образы на воде"), Набутоки Киёсэ (учился в Германии) и др. В произв. Представителей нового стиля Я. М., к-рый характеризуется сочетанием элементов нац. Муз. Традиций с элементами европ. Традиции (гл. Обр. Нем. И франц.), заметно влияние совр. Зап.-европ. Муз.

Иск-ва разл. Направлений. Нек-рые япон. Композиторы стремятся к сохранению и продолжению древних традиций нац. Я. М., другие (напр., Мияги Митио) используют достижения зап.-европ. Школ. К первым относится Мацудайра Ёрицунэ (учился в Берлине) - автор камерно-инстр. Произв. Для совр. Европ. Инстр. Составов. Ему принадлежат переложения для симф. Оркестра произв. Из репертуара гагаку - "Этэнрарку", "Метаморфозы в стиле сайбара" и др. Его музыка, как и музыка др. Япон. Композиторов 30-40-х гг., завоевала мировое признание. Произв. Кобунэ Кодзиро, Ифукубэ Акира и др. Получили награды на междунар. Фестивалях совр. Музыки.Всемирной известностью пользуется квартет "Ёнинно каи" (осн. В 1957). Его участники - рук. Квартета Китахара Кодзан (сякухати), Гото Сумико (13-струн.

Кото), Ядзаки Акико (кото и сямисэн - 3-струн. Щипковый), Кикути Тэйко (17-струн. Кото). В 1957 все они ещё до создания коллектива завоевали 1-е места (каждый по своей исполнит. Специальности) на Всемирном конкурсе исполнителей на традиц. Инструментах в Москве. В мае 1972 квартет принял участие в Междунар. Фестивале в Бергене (Норвегия), затем выступал с концертами (в т. Ч. По радио и телевидению) в Бремене, Гёттингене, Зап. Берлине, Кёльне, Ганновере, Мюнхене, Женеве, Вене и др. Городах Зап. Европы. Специально для этого коллектива (по заказу участников) современные японские композиторы пишут квартеты.В Токио издаются муз. Журналы, публикуются муз. Произв. И теоретич. Работы япон. И иностр. Авторов. Япон. Композиторы в кон. 20-х гг. Основали т.

Н. Новую федерацию композиторов (с 1930 - Япон. Ассоциация совр. Музыки). В кон. 40-х - 50-е гг. Они стали более широко обращаться к нац. Нар. Муз. Иск-ву и традициям классич. Я. М. Эти тенденции ощутимы в творчестве Митио Мамия и Акутагава Ясуси. Большое значение для приобщения к музыке широких слоёв населения имеет деятельность "Об-ва трудящихся - любителей музыки", ведущего муз.-просветит. Работу во мн. Городах страны. Ёсиро Ирино, Садао Бэкку, Миёси Акира, Икума Дан, Кан Исии и др. Использовали в своих произв. Новейшие приёмы письма представителей европ. И амер. Школ 50-60-х гг., в т. Ч. Авангардистов. Стали культивироваться разл. Виды экспериментальной музыки, (в 1949 по образцу американских осн. Экспериментальная студия). Это направление пропагандировала группа "Онгаку", в к-рую входили Маюдзуми Тосиро (наиболее известна его "Симфония нирваны", 1958), Морои Макото, Такахаси Юдзи.

Центром их деятельности стал г. Каруидзава. В 1957 осн. Ин-т музыки 20 в. Среди композиторов-авангардистов - Такэмицу Тору, Фукусима Кадзуо и др. Последователи идей Дж. Кейджа, К. Штокхаузена, П. Булеза, пытающиеся применять их эстетич. Принципы к Я. М. В то же время с кон. 40-х гг. В Японии стали часто исполняться симф. И камерно-инстр. Соч. Сов. Композиторов, получили распространение сов. Песни. Влияние музыки сов. Композиторов заметно в соч. Акутагава Ясуси, Ифукубэ Акира и др. Растёт хор. Самодеятельность в среде трудящихся, возникло демократич. Хор. Движение. В 1948 япон. Хор. Дирижёр, певица и муз.-обществ. Деятель Сэки Акико (лауреат Междунар. Ленинской пр. "За укрепление мира между народами", 1955) организовала Центр. Токийский хор ("Поющие голоса Японии".

В 1964 гастролировал в СССР), положивший начало массовому самодеят. Антимилитаристскому движению (в нач. 50-х гг. Подобные коллективы возникли во мн. Городах страны). Основана Рабочая муз. Ассоциация (1949), имеющая сеть филиалов. В Токио находится Муз. Центр. Готовящий руководителей хоров и певцов и издающий сб-ки массовых песен, в т. Ч. Советских, и журн. "Музыкальное движение" (выпускается муз. Организацией "Поющие голоса Японии"). Ряд япон. Музыкантов 60-70-х гг. Продолжает экспериментировать в области электронной музыки и сонористики, среди них - Нода Тэруяки, Хатимура Ёсио, Икэбэ Синитиро. Широкое распространение в стране получили разл. Виды эстр. Музыки, позднее - джаз и поп-музыка. В совр. Японии ок. 20 симф. Оркестров (из них 6 в Токио, 2 в Осака), ряд камерно-инстр.

И хор. Коллективов, группы т. Н. Классич. Музыки "Ниппония", "Сигэнкан" и др. Среди исполнителей - дирижёры Абэ Комэи, Уэда Масаси, Ватанабэ Акэо, Иваки Хироюки, Моро Такаси, Таяма Юдзи, пианист Танака Кэйко, скрипачка Кубо Ёко. В числе музыковедов - Сонобэ Сабуро, Сигэо Кисибэ, Танабэ Хисао, Хаттори Рютаро, Хаяси Кэндзо, Кисибэ Садао, Номура Ёсио, Коидзуми Фумио, Кодзима Ёсико. Японские музыканты получают образование в Ун-те иск-в, в Высшей муз. Школе Тохо в Токио. Работают муз. Изд-ва, фирмы грампластинок. Проводятся муз. Фестивали в Токио, Осака, Каруидзава.Литература. Судо Г., О музыкальном движении в Японии, "СМ", 1954, No 10. Ойстрах Д., Заметки о японской музыке, "СМ", 1955, No 6. Сэки Акико, Песня - сила в борьбе за мир, "СМ", 1955, No 8.

Сонобэ С., О японских музыкантах, "СМ", 1956, No5. Его же, Традиции и современность, "СМ", 1965, No 9. Гришелева Л., Театр современной Японии, М., 1977. Иофан H. A., О японской народной песне, в сб. Японское искусство, М., 1959. Её же, Из истории японской музыки VII-IX вв., в сб. Искусство Японии, М., 1965. Её же, Заметки о музыке и хореографии сёсагото в театре Кабуки, в сб. Театр и драматургия Японии, М., 1965. Конрад Н., О театральном искусстве Японии VII-VIII вв., там же, М., 1965. Конрад Н. И., Театр Но. Лирическая драма, в кн. Избранные труды. Литература и Театр. М., 1978. Его жe, Японский театр (Но, Дзёрури, Кабуки), там же, с. 359-84. Сисаури В., Японская музыка гагаку, "СМ", 1975, No 1. Его же, Японская инструментальная музыка гагаку (генетические связи и процесс становления), в сб.

Вопросы теории и эстетики музыки, вып. 14, Л., 1975. Peri N. Essai sur les gammes japonaises, P., 1934. Piggott F. T., The Music of the Japanese, Tokyo, 1891. Eckardt H., Das Kokonehomonshu des Tachibana Narisue als Musikgeschichtliche Quelle, Gцttingener Asiatische Forschungen, Bd6, Wiesbaden, 1956. Katsumi Sunaga, Japanese music and musical instruments, Rutland - Tokyo, 1959. Shigiо Кishlbe, The traditional music of Japan. Series on Japanese life and culture, v. 12, Tokyo, 1966. Harich-Schneider E., A history of Japanese music, L., 1973. Танабэ Хисао, Нихон онгаку-но кэнкю. (Исследования японской музыки), Токио, 1925. Его же, Нихон онгаку кова. (Лекции по японской музыке), Токио, (1926). Иба Ко, Нихон онгаку гайрон. (Японская музыка.

Введение. Общий обзор), Токио, 1928, переизд. 1951, 1961. Его же, Гагаку то гигаку. (Музыка церемоний и музыка зрелищ), Токио, 1931. Его же, Нихон онгакуси. (История японской музыки), Токио, 1932. Его же, Нихон онгакуси. (История японской музыки), Токио, 1954. Сандзё Сётаро, Нихон дзёко онгаку си. (История древней японской музыки), Токио, 1935. Масумото Кикуко, Гагаку. Дэн-то онгаку-э-но атарасии апуроти. (Гагаку. Новый подход к традиционной музыке), Токио, 1968. Хаяси Кэндзо, Гагаку, Когакуфу-но кайдоку. (Гагаку, Расшифровка старинных нот), Токио, 1969. Яманэ Гиндзи, Онагаку-но рэкиси. (История музыки), Токио, 1970. Хаттори Рютаро, Нихон онгаку си. (История японской музыки), Токио, 1974. См. Также лит. При ст. Токио.С. Б. Лупинос, В. И. Сисаури.

Значения в других словарях
Янченко О. Г.

Олег Григорьевич (р. 18 VI 1939, Москва) - сов. Органист и композитор. В 1964 окончил Моск. Консерваторию по классам фп. У Г. Г. Нейгауза, органа у Л. И. Ройзмана, композиции у Ю. А. Шапорина. Стажировался в Венской академии музыки и Летней академии для органистов в Харлеме (Нидерланды, 1966). В 1963-71 солист Минской филармонии. Организатор и руководитель Минского камерного оркестра. С 1971 солист Моск. Филармонии. Дипломант Мeждунар. Конкурса органистов им. И. С. Баха (Лейпциг, 1964). Автор 3 ..

Янчук Н. А.

Николай Андреевич (17 (29) XII 1859, с. Корница Константиновского у. Седлецкой губ., ныне Польша - 5 XII 1921, Москва) - рус. Этнограф, исследователь рус, белорус, польск. И укр. Нар. Музыки. Окончил историко-филологич. Ф-т Моск. Ун-та (1884). С 1885 постоянно участвовал в муз.-этнографич. Экспедициях (Белоруссия, Литва, Украина, Рязанская обл.). Чл. Об-ва драм. Писателей и композиторов (1887), Этнографич. Об-ва (1887), Моск. Археологического (1888), Об-ва истории и древностей российских (1888),..

Ярашев С. Я.

Саттар Ярашевич (р. 24 VIII 1915, Вабкент, ныне Бухарской обл.) - сов. Певец (драм. Тенор). Нар. Арт. Узб. ССР (1959). В 1952 окончил Узб. Студию при Моск. Консерватории, в 1972 - Ташкентскую консерваторию. Работал в разл. Муз.-драм. Т-рах Бухары и Ташкента. С 1952 солист Узб. Т-ра оперы и балета. Партии. Тахир ("Тахир и Зухра" Бровцына и Джалилова), Меджнун, Кадыр ("Лейли и Меджнун", "Гюльсара" Садыкова и Глиэра), Мони, Бутаджон, Джура, Фукат ("Дилором", "Великий канал", "Буран", "Сердце поэта"..

Ярвела У. Й.

Уно Йоханнесович (р. 20 VI 1926, Таллин) - сов. Хор. Дирижёр. Нар. Арт. Эст. ССР (1976). В 1952 окончил Таллинскую консерваторию у Г. Г. Эрнесакса. В 1956-75 гл. Дирижёр хора мальчиков Таллинского дворца культуры им. Я. Томна, с 1957 одноврем. Дирижёр Гос. Акад. Муж. Хора Эст. ССР. С 1963 гл. Хормейстер Эст. Т-ра оперы и балета. Принимал участие в пост. "Евгений Онегин", "Алеко", "Дон Жуан". "Трубадур" и "Атилла" Верди, "Турок в Италии" Россини, "Кармен". "Кровавая свадьба" Соколаи, "Летучая мыш..

Дополнительный поиск Японская музыка Японская музыка

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Японская музыка" в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Японская музыка, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 15 символа