Ярнович И. М.
Ярновик, Джорновики, Джарновикки и др. Варианты фамилии (свыше 15) (Jarnovic, Giarnovicchi) Иван Мане (Джованни Мане) (между 1735 и 1745 - 11(23) ХI 1804, Петербург) - хорв. Или итал. Скрипач и композитор. Данные о жизни Я. В Хорватии отсутствуют. Учился, возможно, у скрипача А. Лолли в Штутгарте. В 1770-79 жил в Париже, где в 1773 выступил впервые публично. С 1779 концертировал в Германии, где нек-рое время был первым скрипачом в оркестре прусского принца Фридриха Вильгельма II, выступал в Варшаве (1782) и Петербурге (с 1783. До нач. 1786 придворный камерный музыкант Екатерины II). Затем жил в разных городах Европы, в т. Ч. В Вене, концертировал в Москве (1789), в 1791-94 скрипач и дирижёр в Лондоне. После 6-летнего пребывания в Гамбурге вернулся в Петербург (1802).
Соч. Я. Печатались мн. Издателями в разных странах. Бурная жизнь скрипача нашла отражение в позднейшей беллетристике (франц. Роман "Jarnowick" Г. Денуартер-Ле-Бризуа и новелла "Урок Ярновика" ("Une leзon de Jarnovich") П. Смита, оба произведения - 1844). Э. Т. А. Гофман упоминает Я. В новелле "Барон фон Б." ("Ученик Тартини", 1819).Игра Я. Отличалась виртуозной техникой, чистым и тёплым тоном и искренностью выражения (отзывы А. Гировеца и К. Диттерсдорфа). Муз. Наследие Я. Полностью не учтено и недостаточно изучено. Я. Считается представителем франц. Школы скр. Иск-ва. В то же время музыковедами отмечается близость его изящной, орнаментированной мелодики и блестящей техники письма к итал. И венской школам (в квартетах - влияние В. А. Моцарта). Я.
Использовал в скр. Концертах жанры полонеза (финалы), романса. В своих произв. И в конц. Выступлениях часто обращался к мелодиям нар. Песен, в т. Ч. Русских (вариации). В его 7-й концерт входит "Русское рондо". Под назв. "Русский танец" ("La danse Russe") вариации Я. На тему "Камаринской" введены в балет "Лесная девушка" П. Враницкого (1796), откуда в том же году Л. Бетховен взял тему для 12 клавирных вариаций "sur la dance Russe".Сочинения. Для opк. - 7 симфоний. 20 концертов для скр. (сохранились 16 партитур и 4 в перелож. Для скр. С фп. No 1-6, 1773-77, остальные с 1783). Рондо для скр. С орк. Камерно-инстр. Ансамбли - 2 сонаты и A favorite rondo для скр. И клавира, дуэты и др. Пьесы для 2 скр., пьесы для скр. И влч., для 2 скр. С basso continuo, 3(6?) струн.
Квартетов. Фантазия в форме рондо для клавира.Литература. Штейнпресс Б. С., К творческой истории "Камаринской", в его кн. Очерки и этюды, М., 1980. Schneider A., Un virtuose croate en France au XVIIIe siиcle. Ivan M. Jarnovic, в сб. "Annales de l'Institut franзais de Zagreb", 1942/43, annйe 6/7, No 20-23. Его жe, Ivan Mane Jarnovic, Zagreb, 1944. Mooser R. A., Violinistes-compositeurs italiens en Russie eu XVIIIe siиcle, "RMI", 1950. Eго жe, Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siиcle, t. 2, (Gen.), (1951), p. 379-81. Djuric-Klajn S., Un contemporain de Mozart, Ivan-Mane Jarnovic, в сб. Bericht ьber den Internationalen Musikwissenschaftlichen Kongress Wien, Mozartjahr 1956, Graz - Kцln, 1958. Pincherle M., Le monde des virtuoses, P., 1961.
Graf M., Der Geiger und Komponist I. M. Jarnovic, "Das Orchester", 1967, Jahrg. 15, Jul.-Aug. White G., The violin concertos of Giornovichi, "MQ",1972, No 1.Б. С. Штейнпресс..
Дополнительный поиск Ярнович И. М.
На нашем сайте Вы найдете значение "Ярнович И. М." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ярнович И. М., различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Я". Общая длина 13 символа