Ярнович И. М.

131

Ярновик, Джорновики, Джарновикки и др. Варианты фамилии (свыше 15) (Jarnovic, Giarnovicchi) Иван Мане (Джованни Мане) (между 1735 и 1745 - 11(23) ХI 1804, Петербург) - хорв. Или итал. Скрипач и композитор. Данные о жизни Я. В Хорватии отсутствуют. Учился, возможно, у скрипача А. Лолли в Штутгарте. В 1770-79 жил в Париже, где в 1773 выступил впервые публично. С 1779 концертировал в Германии, где нек-рое время был первым скрипачом в оркестре прусского принца Фридриха Вильгельма II, выступал в Варшаве (1782) и Петербурге (с 1783. До нач. 1786 придворный камерный музыкант Екатерины II). Затем жил в разных городах Европы, в т. Ч. В Вене, концертировал в Москве (1789), в 1791-94 скрипач и дирижёр в Лондоне. После 6-летнего пребывания в Гамбурге вернулся в Петербург (1802).

Соч. Я. Печатались мн. Издателями в разных странах. Бурная жизнь скрипача нашла отражение в позднейшей беллетристике (франц. Роман "Jarnowick" Г. Денуартер-Ле-Бризуа и новелла "Урок Ярновика" ("Une leзon de Jarnovich") П. Смита, оба произведения - 1844). Э. Т. А. Гофман упоминает Я. В новелле "Барон фон Б." ("Ученик Тартини", 1819).Игра Я. Отличалась виртуозной техникой, чистым и тёплым тоном и искренностью выражения (отзывы А. Гировеца и К. Диттерсдорфа). Муз. Наследие Я. Полностью не учтено и недостаточно изучено. Я. Считается представителем франц. Школы скр. Иск-ва. В то же время музыковедами отмечается близость его изящной, орнаментированной мелодики и блестящей техники письма к итал. И венской школам (в квартетах - влияние В. А. Моцарта). Я.

Использовал в скр. Концертах жанры полонеза (финалы), романса. В своих произв. И в конц. Выступлениях часто обращался к мелодиям нар. Песен, в т. Ч. Русских (вариации). В его 7-й концерт входит "Русское рондо". Под назв. "Русский танец" ("La danse Russe") вариации Я. На тему "Камаринской" введены в балет "Лесная девушка" П. Враницкого (1796), откуда в том же году Л. Бетховен взял тему для 12 клавирных вариаций "sur la dance Russe".Сочинения. Для opк. - 7 симфоний. 20 концертов для скр. (сохранились 16 партитур и 4 в перелож. Для скр. С фп. No 1-6, 1773-77, остальные с 1783). Рондо для скр. С орк. Камерно-инстр. Ансамбли - 2 сонаты и A favorite rondo для скр. И клавира, дуэты и др. Пьесы для 2 скр., пьесы для скр. И влч., для 2 скр. С basso continuo, 3(6?) струн.

Квартетов. Фантазия в форме рондо для клавира.Литература. Штейнпресс Б. С., К творческой истории "Камаринской", в его кн. Очерки и этюды, М., 1980. Schneider A., Un virtuose croate en France au XVIIIe siиcle. Ivan M. Jarnovic, в сб. "Annales de l'Institut franзais de Zagreb", 1942/43, annйe 6/7, No 20-23. Его жe, Ivan Mane Jarnovic, Zagreb, 1944. Mooser R. A., Violinistes-compositeurs italiens en Russie eu XVIIIe siиcle, "RMI", 1950. Eго жe, Annales de la musique et des musiciens en Russie au XVIIIe siиcle, t. 2, (Gen.), (1951), p. 379-81. Djuric-Klajn S., Un contemporain de Mozart, Ivan-Mane Jarnovic, в сб. Bericht ьber den Internationalen Musikwissenschaftlichen Kongress Wien, Mozartjahr 1956, Graz - Kцln, 1958. Pincherle M., Le monde des virtuoses, P., 1961.

Graf M., Der Geiger und Komponist I. M. Jarnovic, "Das Orchester", 1967, Jahrg. 15, Jul.-Aug. White G., The violin concertos of Giornovichi, "MQ",1972, No 1.Б. С. Штейнпресс..

Значения в других словарях
Ярнах Ф.

(Jarnach) Филипп (р. 26 VII 1892, Нуази-ле-Сек, близ Парижа) - нем. Композитор (ФРГ). Учился в Париже с 1907 у Э. Рислера (фп.) и А. Лавиньяка (муз.-теоретич. Предметы), с 1915 - в Цюрихе у Бузони (фп.). В 1918-21 преподавал композицию в Цюрихской консерватории. В 20-е гг. Сотрудничал как муз. Критик в газ. "Berliner Bцrsen-Courier". В 1927-49 профессор композиции Высшей муз. Школы Кёльна, среди его учеников - X. Деген, В. Малер. С 1949 директор Высшей муз. Школы Гамбурга, в 1959-70 там же профе..

Ярнефельт Э. А.

(Jarnefelt) Эдвард Армас (14 VIII 1869, Випури, ныне Выборг -23 VI 1958, Стокгольм)- швед. Композитор и дирижёр. По национальности финн. Учился в Хельсинки (1887-90) на юридич. Ф-те ун-та и одноврем. В Муз. Ин-те у М. Вегелиуса (композиция) и Ф. Бузони (фп.), совершенствовался по композиции под рук. А. Беккера в Берлине (1890-93) и Ж. Массне в Париже (1893-94). Работал концертмейстером в оперных т-рах Вроцлава, Магдебурга и Дюссельдорфа (1896-97), дирижировал симф. Оркестром на концертах в Выбор..

Яровинский Б. Л.

Борис Львович (р. 11 III 1922, Полтава) - сов. Композитор. Нар. Арт. УССР (1977). В 1942 окончил военно-дирижёрский ф-т Моск. Консерватории, в 1949 - Харьковскую консерваторию у Д. Л. Клебанова (ранее занимался у С. С. Богатырёва и М. Д. Тица). С 1949 руководитель хор. Капелл и дух. Оркестров, консультант и методист Харьковского обл. Дома нар. Творчества. Автор оперы "Лейтенант Шмидт" (1970, Харьков), балетов "Времена года" (1959, Харьков) и "Поэма о Марине" (1967, Киев), муз. Комедий, оратории ..

Ярон Г. М.

Григорий Маркович (13(25) II 1893, Петербург - 31 XII 1963, Москва) - сов. Артист оперетты, режиссёр и либреттист. Нар. Арт. РСФСР (1940). Сын либреттиста и переводчика М. Г. Ярона и оперной певицы Э. Я. Мелодист. В 1912 окончил драм. Школу Петерб. Лит.-художеств. Об-ва, где занимался под рук. В. П. Далматова, после чего был принят в труппу Петерб. Малого (Суворинского) т-ра. В 1911 впервые выступил в оперетте. В 1915-26 актёр т-ров Петрограда, Киева, Одессы, Харькова, Москвы. В 1927 один из орг..

Дополнительный поиск Ярнович И. М. Ярнович И. М.

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Ярнович И. М." в словаре Музыкальная энциклопедия, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ярнович И. М., различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Я". Общая длина 13 символа