В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Бабаджанян Арно Арутюнович

14

( 22 I 1921, Ереван - 11 XI 1983, Москва)

Творчество А. Бабаджаняна, прочно связанное с традициями русской и армянской музыки, стало значительным явлением в советской музыке. Композитор родился в семье педагогов: отец преподавал математику, а мать - русский язык. В юности Бабаджанян получил всестороннее музыкальное образование. Он занимался сперва в Ереванской консерватории в классе композиции у С. Бархударяна и В. Тальяна, затем переехал в Москву, где окончил Музыкальное училище им. Гнесиных; здесь его учителями были Е. Гнесина (фортепиано) и В. Шебалин (композиция). В 1947 г. Бабаджанян экстерном окончил композиторский факультет Ереванской консерватории, а в 1948 - Московскую консерваторию по классу фортепиано К. Игумнова. Одновременно он совершенствовался по композиции у Г. Литинского в студии при Доме культуры Армянской ССР в Москве. С 1950 г. Бабаджанян преподавал фортепиано в Ереванской консерватории, а в 1956 г. переехал в Москву, где целиком отдался сочинению музыки. Композиторская индивидуальность Бабаджаняна складывалась под влиянием творчества П. Чайковского, С. Рахманинова, А. Хачатуряна, а также классиков армянской музыки - Комитаса, А. Спендиарова. От русской и армянской классических традиций Бабаджанян впитал то, что в наибольшей мере отвечало его собственному ощущению окружающего мира: романтическую приподнятость, открытую эмоциональность, патетику, драматизм, лирическую поэтичность, красочность. Сочинения 50-х гг. - "Героическую балладу" для фортепиано с оркестром (1950), фортепианное Трио (1952) - отличают эмоциональная щедрость высказывания, кантиленная мелодика широкого дыхания, сочные и свежие гармонические краски. В 60 - 70-е гг. в творческом почерке Бабаджаняна обозначился поворот к новой образности, новым выразительным средствам. Сочинения этих лет отличает сдержанность эмоционального выражения, психологическая углубленность. Прежняя песенно-романсовая кантилена сменилась мелодикой экспрессивного монолога, напряженными речевыми интонациями. Эти черты характерны для виолончельного Концерта (1962), Третьего квартета, посвященного памяти Шостаковича (1976). Новые композиционные приемы Бабаджанян органично сочетает с этнически окрашенной интонацией.

Особое признание завоевал Бабаджанян-пианист, яркий интерпретатор своих сочинений, а также произведений мировой классики: Р. Шумана, Ф. Шопена, С. Рахманинова, С. Прокофьева. Д. Шостакович назвал его великолепным пианистом, исполнителем крупного масштаба. Не случайно фортепианная музыка занимает важное место в творчестве Бабаджаняна. Ярко начав в 40-е гг. "Вагаршапатским танцем", Полифонической сонатой, композитор создал целый ряд ставших впоследствии "репертуарными" сочинений (Прелюдия, Каприччио, "Размышления", Поэма, Шесть картин). Для фортепиано с оркестром написано и одно из последних сочинений - "Грезы (Воспоминания", 1982).

Бабаджанян - художник самобытный и многогранный. Значительную часть своего творчества он посвятил песне, принесшей ему наибольшую известность. В песнях Бабаджаняна привлекает острое чувство современности, оптимистическое восприятие жизни, открытая, доверительная манера обращения к слушателю, яркий и щедрый мелодизм. Широкую популярность приобрели "По ночной Москве, Не спеши, Лучший город земли, Воспоминание, Свадьба, Озарение, Позови меня, Чертово колесо" и др. Много и успешно композитор работал в области кино, эстрадной музыки, музыкально-театральных жанров. Им созданы мюзикл "Багдасар разводится с женой", музыка к фильмам "В поисках адресата, Песня первой любви, Невеста с Севера, В горах мое сердце" и др. Успех и широкое признание творчества Бабаджаняна - это не просто его счастливая судьба. Он обладал истинным талантом общения с публикой, умел вызвать непосредственный и сильный эмоциональный Отклик, не разделяя слушателей на поклонников серьезной или легкой музыки.


Значения в других словарях
Асм

(Ассоциация современной музыки)-творческаяи музыкально-общественная организация, возникла в 1924 г. в Москве (с 1926 - филиал в Ленинграде) как отделение Международного общества современной музыки. В задачи АСМ входила пропаганда творчества современных советских композиторов и ознакомление с новыми произведениями зарубежной музыки. ...

Атональность

- отказ от тональности, полное равноправие всех тонов звукоряда, отсутствие какого-либо объединяющего их ладового центра и тяготений между тонами. ...

Балакирев Милий Алексеевич

( 2 I 1837, Нижний Новгород - 29 V 1910, Петербург) Всякое новое открытие была для него истинным счастьем, восторгом, и он увлекал за собою, в пламенном порыве, всех товарищей своих.В. СтасовМ. Балакиреву выпала исключительная роль: открыть новую эпоху в русской музыке и возглавить в ней целое направление. Поначалу ничто не предвещало ему такой судьбы. Детство и юность протекли вдалеке от столицы. ...

Дополнительный поиск Бабаджанян Арно Арутюнович

Комментарии
Комментариев пока нет
Оставить комментарий


На нашем сайте Вы найдете значение "Бабаджанян Арно Арутюнович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бабаджанян Арно Арутюнович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 50 символа