В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Баркаускас Витаутас Прано

27

( р. 25 III 1931, Каунас)

Один из ведущих мастеров современной музыкальной культуры Литвы В. Баркаускас принадлежит к тому поколению литовских композиторов, которые заявили о себе в 60-е гг. как "возмутители спокойствия", обратившись к новой образности, новому, подчас шокирующему авангардистскому языку. С первых же шагов Баркаускас стал одним из лидеров молодых, но уже в его ранних сочинениях это новое никогда не навязывалось, а выступало в тесном контакте с традиционным, целиком подчиняясь художественному замыслу. На протяжении творческого пути стиль Баркаускаса гибко изменялся - менялись жанровые акценты, технические приемы, но неизменными оставались коренные черты - глубокая содержательность, высокий профессионализм, крепкий сплав эмоционального с интеллектуальным.

В наследии композитора представлены фактически все жанры: сценические (опера "Легенда о любви", хореографическая сцена "Конфликт"), симфоническая и камерная музыка (в т. ч. 5 симфоний, триптих "Три аспекта", 3 концерта, "Монолог" для гобоя solo, Партита для скрипки solo, 3 скрипичные сонаты, 2 струнных квартета, Квинтет и Секстет для струнных с фортепиано), хоры, кантаты и оратории, вокальная лирика (на ст. П. Элюара, Н. Кучака, В. Пальчинскайте), органные и фортепианные сочинения (в т. ч. для 4, 6 и 8 рук), музыка для театра и кино. Большое внимание Баркаускас уделяет детскому репертуару.

Первые занятия музыкой начались в домашней обстановке, затем - на фортепианном отделении музыкального училища им. Ю. Таллат-Кялпши в Вильнюсе. Однако свое призвание композитор нашел не сразу, первую профессию он получил на физико-математическом факультете Вильнюсского педагогического института (1953). Лишь после этого Баркаускас решил окончательно посвятить себя музыке - в 1959 г. он закончил Вильнюсскую консерваторию по классу выдающегося композитора и педагога А. Рачюнаса.

В первое творческое десятилетие музыка Баркаускаса сильнее всего была отмечена духом экспериментаторства, использованием различных композиторских техник (атональности, додекафонии, сонористики, алеаторики). Ярче всего это раскрылось в ведущем жанре 60-х гг. - в камерной музыке, где наряду с современными приемами композиции интересно претворялись и характерные для этого периода советской музыки неоклассицистские тенденции (четкая конструктивность, прозрачность изложения, тяготение к полифонии). Наиболее близким у мастеров прошлого Баркаускасу оказался принцип концертирования - своеобразной игры тембрами, динамикой, виртуозными приемами, разными видами тематизма. Таковы его Концертино для четырех камерных групп (1964), "Контрастная музыка" для флейты, виолончели и ударных (1968), "Интимная композиция" для гобоя и 12 струнных (1968), принадлежащие к лучшему из созданного композитором. И позже Баркаускас не расстается с концертным жанром (Концерты для органа "Gloria urbi" - 1972; флейты и гобоя с оркестром - 1978; Три концертных этюда для фортепиано - 1981).

Особенно значителен Концерт для альта с камерным оркестром (1981), произведение этапное, подводящее итог предшествующим поискам и акцентирующее эмоциональное, романтическое начало, которое со временем усиливается в творчестве композитора. В то же время язык становится более доступным и ясным, прежняя графичность теперь все чаще сочетается с красочностью звучания. Все эти черты свидетельствуют о постоянном стремлении Баркаускаса к синтезу выразительных средств, углублению содержания. Еще в ранний период композитор обращается к гражданским, общезначимым темам - в кантате-поэме "Слово революции" (на ст. А. Дрилинги - 1967), в цикле "Promemoria" для двух флейт, бас-кларнета, фортепиано, клавесина и ударных (1970), где впервые затрагивает военную тему. Позже Баркаускас неоднократно возвращается к ней, придавая ее драматической концепции более монументальную симфоническую форму - в Четвертой (1984) и Пятой (1986) симфониях.

Как и многие другие литовские композиторы, Баркаускас серьезно интересуется родным фольклором, своеобразно сочетая его язык с современными средствами выразительности. Один из наиболее интересных образцов подобного синтеза - симфонический триптих "Три аспекта" (1969).

После окончания консерватории наряду с творчеством Баркаускас занимается просветительской и педагогической деятельностью - работает в Вильнюсском музыкальном училище им. Ю. Таллат-Кялпши, в Республиканском Доме народного творчества, преподает теорию (с 1961) и композицию (с 1988) в Литовской государственной консерватории. Композитор известен не только на родине, но и за рубежом. Поясняя замысел одного из своих последних сочинений, Баркаускас писал: "Я думал о Человеке и его судьбе". В конечном счете эта тема определила главные поиски литовского художника.


Значения в других словарях
Баритон

Отважный тореадор Эскамильо в опере Бизе «Кармен», мятежный Демон в опере Рубинштейна, Евгений Онегин в опере Чайковского, Валентин в «Фаусте» Гуно, Риголетто в опере Верди... Сколько совершенно разных оперных партий, разных по характеру ролей! И все они написаны для баритона - мужского голоса, среднего по регистру между басом и тенором. Греческое слово barytonos означает тяжелый. Такое название д ...

Баркарола

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится: зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название! Ведь они могут петь то же, что и все... А вот и нет. Песни эти - необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных остр ...

Барток Бела

(25 III 1881, Надьсентмиклош, ныне Сынниколаул-Маре, Румыния - 26 IX 1945, Нью-Йорк) Если люди будущего когда-нибудь захотят узнать, как боролся и страдал человек нашей эпохи и как наконец нашел он путь к духовному освобождению, гармонии и миру, обрел веру в себя и в жизнь, то, обратись к примеру Бартока, они найдут идеал незыблемого постоянства и образец героического становления человеческой душ ...

Дополнительный поиск Баркаускас Витаутас Прано

Комментарии
Комментариев пока нет
Оставить комментарий


На нашем сайте Вы найдете значение "Баркаускас Витаутас Прано" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Баркаускас Витаутас Прано, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 48 символа