Баркаускас Витаутас Прано

475

( р. 25 III 1931, Каунас) Один из ведущих мастеров современной музыкальной культуры Литвы В. Баркаускас принадлежит к тому поколению литовских композиторов, которые заявили о себе в 60-е гг. Как "возмутители спокойствия", обратившись к новой образности, новому, подчас шокирующему авангардистскому языку. С первых же шагов Баркаускас стал одним из лидеров молодых, но уже в его ранних сочинениях это новое никогда не навязывалось, а выступало в тесном контакте с традиционным, целиком подчиняясь художественному замыслу. На протяжении творческого пути стиль Баркаускаса гибко изменялся - менялись жанровые акценты, технические приемы, но неизменными оставались коренные черты - глубокая содержательность, высокий профессионализм, крепкий сплав эмоционального с интеллектуальным.В наследии композитора представлены фактически все жанры.

Сценические (опера "Легенда о любви", хореографическая сцена "Конфликт"), симфоническая и камерная музыка (в т. Ч. 5 симфоний, триптих "Три аспекта", 3 концерта, "Монолог" для гобоя solo, Партита для скрипки solo, 3 скрипичные сонаты, 2 струнных квартета, Квинтет и Секстет для струнных с фортепиано), хоры, кантаты и оратории, вокальная лирика (на ст. П. Элюара, Н. Кучака, В. Пальчинскайте), органные и фортепианные сочинения (в т. Ч. Для 4, 6 и 8 рук), музыка для театра и кино. Большое внимание Баркаускас уделяет детскому репертуару.Первые занятия музыкой начались в домашней обстановке, затем - на фортепианном отделении музыкального училища им. Ю. Таллат-Кялпши в Вильнюсе. Однако свое призвание композитор нашел не сразу, первую профессию он получил на физико-математическом факультете Вильнюсского педагогического института (1953).

Лишь после этого Баркаускас решил окончательно посвятить себя музыке - в 1959 г. Он закончил Вильнюсскую консерваторию по классу выдающегося композитора и педагога А. Рачюнаса.В первое творческое десятилетие музыка Баркаускаса сильнее всего была отмечена духом экспериментаторства, использованием различных композиторских техник (атональности, додекафонии, сонористики, алеаторики). Ярче всего это раскрылось в ведущем жанре 60-х гг. - в камерной музыке, где наряду с современными приемами композиции интересно претворялись и характерные для этого периода советской музыки неоклассицистские тенденции (четкая конструктивность, прозрачность изложения, тяготение к полифонии). Наиболее близким у мастеров прошлого Баркаускасу оказался принцип концертирования - своеобразной игры тембрами, динамикой, виртуозными приемами, разными видами тематизма.

Таковы его Концертино для четырех камерных групп (1964), "Контрастная музыка" для флейты, виолончели и ударных (1968), "Интимная композиция" для гобоя и 12 струнных (1968), принадлежащие к лучшему из созданного композитором. И позже Баркаускас не расстается с концертным жанром (Концерты для органа "Gloria urbi" - 1972. Флейты и гобоя с оркестром - 1978. Три концертных этюда для фортепиано - 1981).Особенно значителен Концерт для альта с камерным оркестром (1981), произведение этапное, подводящее итог предшествующим поискам и акцентирующее эмоциональное, романтическое начало, которое со временем усиливается в творчестве композитора. В то же время язык становится более доступным и ясным, прежняя графичность теперь все чаще сочетается с красочностью звучания.

Все эти черты свидетельствуют о постоянном стремлении Баркаускаса к синтезу выразительных средств, углублению содержания. Еще в ранний период композитор обращается к гражданским, общезначимым темам - в кантате-поэме "Слово революции" (на ст. А. Дрилинги - 1967), в цикле "Promemoria" для двух флейт, бас-кларнета, фортепиано, клавесина и ударных (1970), где впервые затрагивает военную тему. Позже Баркаускас неоднократно возвращается к ней, придавая ее драматической концепции более монументальную симфоническую форму - в Четвертой (1984) и Пятой (1986) симфониях.Как и многие другие литовские композиторы, Баркаускас серьезно интересуется родным фольклором, своеобразно сочетая его язык с современными средствами выразительности.

Один из наиболее интересных образцов подобного синтеза - симфонический триптих "Три аспекта" (1969).После окончания консерватории наряду с творчеством Баркаускас занимается просветительской и педагогической деятельностью - работает в Вильнюсском музыкальном училище им. Ю. Таллат-Кялпши, в Республиканском Доме народного творчества, преподает теорию (с 1961) и композицию (с 1988) в Литовской государственной консерватории. Композитор известен не только на родине, но и за рубежом. Поясняя замысел одного из своих последних сочинений, Баркаускас писал. "Я думал о Человеке и его судьбе". В конечном счете эта тема определила главные поиски литовского художника..

Значения в других словарях
Баритон

Отважный тореадор Эскамильо в опере Бизе «Кармен», мятежный Демон в опере Рубинштейна, Евгений Онегин в опере Чайковского, Валентин в «Фаусте» Гуно, Риголетто в опере Верди. Сколько совершенно разных оперных партий, разных по характеру ролей. И все они написаны для баритона - мужского голоса, среднего по регистру между басом и тенором. Греческое слово barytonos означает тяжелый. Такое название дано голосу не случайно. Певцы, обладающие красивым, насыщенным баритоном, обычно исполняют партии муже..

Баркарола

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от него - баркарола - песнь лодочника. Возможно, кто-нибудь удивится. Зачем это песням, которые поют лодочники, давать особое название. Ведь они могут петь то же, что и все. А вот и нет. Песни эти - необычные, как необычны и лодочники, их исполняющие. Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются..

Барток Бела

(25 III 1881, Надьсентмиклош, ныне Сынниколаул-Маре, Румыния - 26 IX 1945, Нью-Йорк) Если люди будущего когда-нибудь захотят узнать, как боролся и страдал человек нашей эпохи и как наконец нашел он путь к духовному освобождению, гармонии и миру, обрел веру в себя и в жизнь, то, обратись к примеру Бартока, они найдут идеал незыблемого постоянства и образец героического становления человеческой души.Б. СабольчиБ. Барток - венгерский композитор, пианист,педагог, музыковед-фольклорист - принадлежит..

Бас

«Ты придешь, моя заря, взгляну в лицо твое...» Вы читаете эти слова, и в воображении возникает мелодия, широкая, как родные русские просторы, печальная и мужественная. Это ария Ивана Сусанина из оперы Глинки. Партию Сусанина - простого русского крестьянина, героя, отдавшего жизнь за родину, композитор поручил басу. Бас - самый низкий из всех голосов (итальянское слово basso - низкий). Множество великолепных оперных партий написано для этого голоса. Владимир Галицкий (высокий бас) и Кончак (низки..

Дополнительный поиск Баркаускас Витаутас Прано Баркаускас Витаутас Прано

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Баркаускас Витаутас Прано" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Баркаускас Витаутас Прано, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 25 символа