Берг Альбан

261

( 9 II 1885, Вена - 24 XII 1935, там же) Душа, как ты становишься прекрасней, глубже после снежных бурь.П. АльтенбергА. Берг - один из классиков музыки XX в. - принадлежал к так называемой нововенской школе, сложившейся в начале столетия вокруг А. Шенберга, куда входили также А. Веберн, Г. Эйслер и др. Берга, как и Шенберга, принято относить к направлению австро-немецкого экспрессионизма (причем к его наиболее радикальной ветви) благодаря его поискам крайней степени выразительности музыкального языка. Оперы Берга в связи с этим называли "драмами крика". Берг явился одним из характерных выразителей ситуации своего времени - трагически-кризисного состояния буржуазного общества периода первой мировой войны и годов, предшествующих наступлению в Европе фашизма.

Его творчеству присущи социально-критический настрой, обличение цинизма буржуазных нравов, подобно фильмам Ч. Чаплина, острое сочувствие "маленькому человеку". Ощущение беспросветности, тревоги, трагизма типично для эмоциональной окраски его сочинений. Вместе с тем Берг - вдохновенный лирик, сохранивший в XX в. Романтический культ чувства, в такой степени свойственный прошедшему XIX столетию. Волны лирических нарастаний и спадов, широкое дыхание большого оркестра, заостренная экспрессия струнных инструментов, интонационная напряженность, пение, насыщенное множеством выразительных нюансов, составляют специфику звучания его музыки, и эта полнота лирики противостоит безнадежности, гротеску и трагизму.Берг родился в семье, где любили книги, увлекались игрой на рояле, пением.

Старший брат Чарли занимался вокалом, и это дало повод юному Альбану сочинять многочисленные песни с сопровождением фортепиано. Желая получить профессиональное образование по музыкальной композиции, Берг стал обучаться под руководством Шенберга, пользовавшегося репутацией педагога-новатора. Он учился на классических образцах, приобретая в то же время умение использовать новую технику для новых типов выразительности. Собственно обучение длилось с 1904 по 1910 г., в дальнейшем это общение переросло в теснейшую творческую дружбу на всю жизнь. Среди первых самостоятельных по стилю сочинений Берга - Соната для фортепиано, окрашенная мрачным лиризмом (1908). Однако первые исполнения сочинений не вызывали сочувствия слушателей.

У Берга, так же как у Шенберга и Веберна, возникал разрыв между их левыми устремлениями и классическими вкусами публики.В 1915-18 гг. Берг служил в армии. По возвращении он принимал участие в работе Общества частных исполнений, писал статьи, был популярен как педагог (к нему обращался, в частности, известный немецкий философ Т. Адорно). Произведением, которое принесло композитору всемирное признание, стала опера "Воццек" (1921), премьера которой (после 137 репетиций) состоялась в 1925 г. В Берлине. В 1927 г. Опера была поставлена в Ленинграде, и автор приезжал на премьеру. На его родине исполнение "Воццека" вскоре было запрещено - мрачная атмосфера, порождавшаяся ростом немецкого фашизма, трагически сгущалась.

В процессе работы над оперой "Лулу" (по пьесам Ф. Ведекинда "Дух земли" и "Ящик Пандоры") он увидел, что о ее постановке на сцене не может быть и речи, произведение осталось незаконченным. Остро ощущая враждебность окружающего мира, Берг написал в год смерти свою "лебединую песню" - Концерт для скрипки "Памяти ангела".За 50 лет своей жизни Берг создал сравнительно немного произведений. Наиболее знаменитыми из них стали опера "Воццек" и Концерт для скрипки с оркестром. Много исполняются также опера "Лулу. Лирическая сюита для квартета" (1926). Соната для фортепиано. Камерный концерт для фортепиано, скрипки и 13 духовых инструментов (1925), концертная ария "Вино" (на ст. Ш. Бодлера в переводе С. Георге - 1929).В своем творчестве Берг создал новые типы оперного спектакля и инструментальных произведений.

Опера "Воццек" была написана по драме Г. Бюхнера "Войцек. В мировой оперной литературе не было примера сочинения, героем которого стал маленький, забитый человек, действующий в повседневной обстановке, вычерченный со столь же поразительной рельефностью" (М. Тараканов). Денщику Воццеку, над которым куражится его капитан, проводит шарлатанские опыты маньяк-доктор, изменяет единственное дорогое существо- Мари. Лишившись последней надежды в своей обездоленной жизни, Воццек убивает Мари, после чего и сам гибнет в болотной топи. Воплощение такого сюжета стало актом острейшего социального обличения. Сочетание в опере элементов гротеска, натурализма, возвышающей лирики, трагических обобщений потребовало разработки новых типов вокального интонирования - различных видов речитатива, приема, промежуточного между пением и речью (Sprechstimme), характерных интонационных изломов мелодии.

Гипертрофии музыкальных черт бытовых жанров - песни, марша, вальса, польки и др. С сохранением при этом широкого полнозвучия оркестра. О соответствии в "Воццеке" музыкального решения идейному замыслу писал Б. Асафьев. ..."Я не знаю иной современной оперы, которая сильнее, чем "Воццек", подкрепила бы социальное предназначение музыки как непосредственного языка чувств, особенно при таком изумительном сюжете, как драма Бюхнера, и при таком умном и проницательном охвате сюжета музыкой, как это удалось сделать Бергу".Концерт для скрипки с оркестром стал новой ступенью в истории этого жанра - ему придан трагический характер реквиема. Концерт был написан под впечатлением смерти восемнадцатилетней девушки, поэтому он получил посвящение "Памяти ангела".

Разделы концерта отражают образы короткой жизни и быстрой смерти юного существа. Прелюдия передает ощущение зыбкости, хрупкости и некоторой отрешенности. Скерцо, символизирующее радости жизни, построено на отзвуках вальсов, лендлеров, содержит народную каринтийскую мелодию. Каденция воплощает крушение жизни, приводит к яркой экспрессионистической кульминации сочинения. Хоральные вариации ведут к очищающему катарсису, который символизирует цитата хорала И. С. Баха (из духовной кантаты № 60 Es ist genug).Творчество Берга оказало огромное влияние на композиторов XX в. И, в частности, на советских - Д. Шостаковича, К. Караева, Ф. Караева, А. Шнитке и др..

Значения в других словарях
Беллини Винченцо

( 3 XI 1801, Катания, Сицилия - 23 IX 1835, Пюто, близ Парижа) ...Он богат чувством печали, чувством индивидуальным, ему одному присущим!Дж. ВердиИтальянский композитор В. Беллини вошел в историю музыкальной культуры как выдающийся мастер бельканто, что в переводе с итальянского означает прекрасное пение. На обороте одной из золотых медалей, выпущенных еще при жизни композитора в его честь, краткая надпись гласила. "Творец итальянских мелодий". Его славу не мог затмить даже гений Дж. Россини. Не..

Бемоль

См. Альтерация.. ..

Березовский Максим Созонтович

( 27 X 1745(?), Глухов - 2 IV 1777, Петербург) Творчество выдающегося русского композитора второй половины XVIII в. М. Березовского наряду с творчеством его знаменитого современника Д. Бортнянского ознаменовало наступление нового, классицистского этапа в музыкальном искусстве России.Композитор родился на Черниговщине. Первоначальное музыкальное образование предположительно получил в глуховской музыкальной школе, славившейся певческими традициями, и затем продолжил его в Киевской духовной академи..

Берлиоз Гектор Луи

( 11 XII 1803, Ла-Кот-Сент-Андре, деп. Изер - 8 III 1869, Париж) Да вьется вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.Р. ШуманГ. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз - музыкант широкого профиля. Композитор, ..

Дополнительный поиск Берг Альбан Берг Альбан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Берг Альбан" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Берг Альбан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 11 символа