Бернстайн Леонард

185

( р. 25 VIII 1918, Лоренс, Массачусетс) Ну разве нет в нем тайны?Он так горит на эстраде,так отдается музыке!Оркестры его обожают.Р. ЧелеттиДеятельность Л. Бернстайна поражает прежде всего своим разнообразием. Талантливый композитор, известный всему миру как автор мюзикла "Вестсайдская история", крупнейший дирижер XX в. (его называют в числе наиболее достойных преемников Г. Караяна), яркий музыкальный писатель и лектор, умеющий найти общий язык с широчайшим кругом слушателей, пианист и педагог.Стать музыкантом Бернстайну было предначертано судьбой, и он упорно шел по избранному пути, невзирая на препятствия, порой очень значительные. Когда мальчику было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что будет музыкантом.

Но отец, считавший музыку пустой забавой, не стал оплачивать уроки, и мальчик стал сам зарабатывать деньги на учение.В 17 лет Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где обучался искусству сочинения музыки, игре на фортепиано, слушал лекции по история музыки, филологии и философии. Окончив университет в 1939 г., он продолжил обучение - теперь уже в Музыкальном институте Кёртис в Филадельфии (1939-41). Событием в жизни Бернстайна стала встреча с крупнейшим дирижером, выходцем из России, С. Кусевицким. Стажировка под его руководством в Беркширском музыкальном центре (Танглвуд) положила начало теплым дружеским отношениям между ними. Бернстайн стал ассистентом Кусевицкого, а вскоре - помощником дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра (1943-44).

До этого, не имея постоянного заработка, он жил на средства от случайных уроков, концертных выступлений, таперской работы.Счастливый случай ускорил начало блистательной дирижерской карьеры Бернстайна. Всемирно известный Б. Вальтер, который должен был выступать с Нью-Йоркским оркестром, внезапно заболел. Постоянный дирижер оркестра А. Родзинский отдыхал за городом (было воскресенье), и ничего не оставалось, как поручить концерт начинающему ассистенту. Всю ночь проведя за изучением сложнейших партитур, Бернстайн на другой день, без единой репетиции, появился перед публикой. Это был триумф молодого дирижера и сенсация в музыкальном мире.Отныне перед Бернстайном открылись крупнейшие концертные залы Америки и Европы.

В 1945 г. Он сменил Л. Стоковского на посту главного дирижера Нью-Йоркского городского симфонического оркестра, дирижировал оркестрами Лондона, Вены, Милана. Бернстайн покорил слушателей стихийным темпераментом, романтическим воодушевлением, глубиной проникновения в музыку. Артистизм музыканта поистине не знает предела. Одним своим шуточным произведением он дирижировал. "без рук", управляя оркестром только мимикой лица и взглядами. Более 10 лет (1958-69) Бернстайн занимал должность главного дирижера Нью-Йоркского филармонического оркестра, пока не принял решение отдавать больше времени и сил сочинению музыки.Произведения Бернстайна начали исполняться почти одновременно с его дирижерским дебютом (вокальный цикл "Ненавижу музыку", симфония "Иеремия" на текст из Библии для голоса с оркестром, балет "Невлюбляющийся").

В молодые годы Бернстайн отдает предпочтение театральной музыке. Он - автор оперы "Волнения на Таити" (1952), двух балетов. Но наибольший успех сопутствовал его четырем мюзиклам, написанным для театров Бродвея. Премьера первого из них ("В городе") состоялась в 1944 г., и многие его номера сразу приобрели популярность "боевиков". Жанр мюзикла Бернстайна восходит к самым корням американской музыкальной культуры. Ковбойским и негритянским песням, мексиканским танцам, острым ритмам джаза. В "Чудесном городе" (1952), выдержавшем в течение одного сезона более полутысячи спектаклей, чувствуется опора на суинг - стиль джаза 30-х гг. Но мюзикл - не чисто развлекательное шоу. В "Кандиде" (1956) композитор обратился к сюжету Вольтера, а "Вестсайдская история" (1957) - не что иное, как трагическая история Ромео и Джульетты, перенесенная в Америку с ее расовыми столкновениями.

Своим драматизмом этот мюзикл приближается к опере.Бернстайн пишет духовную музыку для хора и оркестра (оратория Кадиш, Чичестерские псалмы), симфонии (Вторая, Возраст тревог - 1949. Третья, посвящена 75-летию Бостонского оркестра - 1957), Серенаду для струнного оркестра и ударных по диалогу Платона "Симпозиум" (1954, серия застольных тостов, восхваляющих любовь), музыку к кинофильмам.С 1951 г., когда умер Кусевицкий, Бернстайн взял его класс в Танглвуде и начал преподавать в университете города Вельтем (штат Массачусетс), читать лекции в Гарварде. С помощью телевидения аудитория Бернстайна - педагога и просветителя - превзошла рамки любого университета. И в лекциях, и в своих книгах "Радость музыки" (1959) и "Бесконечное разнообразие музыки" (1966) Бернстайн стремится заразить людей своей любовью к музыке, пытливым интересом к ней.В 1971 г.

К торжественному открытию Центра искусств им. Дж. Кеннеди в Вашингтоне Бернстайн создает Мессу, вызвавшую весьма разноречивые отклики критиков. Многих смущало совмещение традиционных религиозных песнопений с элементами эффектных бродвейских шоу (в исполнении Мессы участвуют танцоры), песенками в стиле джаза и рок-музыки. Так или иначе, здесь проявилась широта музыкальных интересов Бернстайна, его всеядность и полное отсутствие догматизма. Бернстайн не раз бывал в СССР. Во время гастролей 1988 г. (в канун своего 70-летия) он дирижировал Международным оркестром Музыкального фестиваля земли Шлезвиг-Гольштейн (ФРГ), состоящим из молодых музыкантов. "Для меня вообще важно обращение к теме молодежи и общение с нею", - сказал композитор.

- "Это одно из самых главных дел в нашей жизни, потому что молодежь - наше будущее. Мне нравится передавать им свои знания и чувства, учить их"..

Значения в других словарях
Березовский Максим Созонтович

( 27 X 1745(?), Глухов - 2 IV 1777, Петербург) Творчество выдающегося русского композитора второй половины XVIII в. М. Березовского наряду с творчеством его знаменитого современника Д. Бортнянского ознаменовало наступление нового, классицистского этапа в музыкальном искусстве России.Композитор родился на Черниговщине. Первоначальное музыкальное образование предположительно получил в глуховской музыкальной школе, славившейся певческими традициями, и затем продолжил его в Киевской духовной академи..

Берлиоз Гектор Луи

( 11 XII 1803, Ла-Кот-Сент-Андре, деп. Изер - 8 III 1869, Париж) Да вьется вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.Р. ШуманГ. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз - музыкант широкого профиля. Композитор, ..

Бетховен Людвиг Ван

( 16 XII 1770, Бонн - 26 III 1827, Вена) Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет. Не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности...Л. БетховенМузыкальная Европа еще была полна слухами о гениальном чудо-ребенке - В. А. Моцарте, когда в Бонне, в семье тенориста придворной капеллы, родился Людвиг ван Бетховен. Крестили его 17 декабря 1770г., назвав в честь деда, почтенного капельмейстера, выходца из Фландрии. Первы..

Бизе Жорж

( 25 X 1838, Париж - 3 VI 1875, Буживаль, близ Парижа) ...Мне нужен театр. Без него я ничто.Ж. БизеСвою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Вершина его творчества - "Кармен" - до сих пор остается одной из самых любимых опер для многих и многих людей.Бизе вырос в культурной образованной семье. Отец был учителем пения, мать играла на фортепиано. С 4 лет Жорж начал заниматься музыкой под руководством матери. В возрасте 10 лет поступил в Парижскую консерватори..

Дополнительный поиск Бернстайн Леонард Бернстайн Леонард

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бернстайн Леонард" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бернстайн Леонард, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 17 символа