Бетховен Людвиг Ван

217

( 16 XII 1770, Бонн - 26 III 1827, Вена) Моя готовность служить своим искусством бедному страждущему человечеству никогда, начиная с детских лет. Не нуждалась ни в какой награде, кроме внутренней удовлетворенности...Л. БетховенМузыкальная Европа еще была полна слухами о гениальном чудо-ребенке - В. А. Моцарте, когда в Бонне, в семье тенориста придворной капеллы, родился Людвиг ван Бетховен. Крестили его 17 декабря 1770г., назвав в честь деда, почтенного капельмейстера, выходца из Фландрии. Первые музыкальные знания Бетховен получил от отца и его сослуживцев. Отец хотел, чтобы он стал "вторым Моцартом", и заставлял сына упражняться даже по ночам. Вундеркиндом Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование.

Большое воздействие на него оказал К. Нефе, обучавший его композиции и игре на органе, - человек передовых эстетических и политических убеждений. Из-за бедности семьи Бетховен был вынужден очень рано поступить на службу. В 13 лет он был зачислен в капеллу как помощник органиста. Позднее работал концертмейстером в боннском Национальном театре. В 1787 г. Он посетил Вену и познакомился со своим кумиром, Моцартом, который, прослушав импровизацию юноши, сказал. "Обратите на него внимание. Он когда-нибудь заставит мир говорить о себе". Стать учеником Моцарта Бетховену не удалось. Тяжкая болезнь и смерть матери вынудили его спешно вернуться в Бонн. Там Бетховен обрел моральную поддержку в просвещенной семье Брейнингов и сблизился с университетской средой, разделявшей самые прогрессивные взгляды.

Идеи Французской революции были с энтузиазмом встречены боннскими друзьями Бетховена и оказали сильное влияние на формирование его демократических убеждений.В Бонне Бетховен написал целый ряд крупных и мелких сочинений. 2 кантаты для солистов, хора и оркестра, 3 фортепианных квартета, несколько фортепианных сонат (называемых ныне сонатинами). Следует отметить, что известные всем начинающим пианистам сонатины соль и фа мажор Бетховену, по мнению исследователей, не принадлежат, а только приписываются, зато другая, подлинно бетховенская Сонатина фа мажор, обнаруженная и опубликованная в 1909 г., остается как бы в тени и никем не играется. Большую часть боннского творчества составляют также вариации и песни, предназначенные для любительского музицирования.

Среди них - всем знакомая песня "Сурок", трогательная "Элегия на смерть пуделя", бунтарски-плакатная "Свободный человек", мечтательная "Вздох нелюбимого и счастливая любовь", содержащая прообраз будущей темы радости из Девятой симфонии, "Жертвенная песня", которую Бетховен настолько любил, что возвращался к ней 5 раз (посл. Ред. - 1824 г.). Несмотря на свежесть и яркость юношеских сочинений, Бетховен понимал, что ему необходимо серьезно учиться. В ноябре 1792 г. Он окончательно покинул Бонн и переехал в Вену - крупнейший музыкальный центр Европы. Здесь он занимался контрапунктом и композицией у И. Гайдна, И. Шенка, И. Альбрехтсбергера и А. Сальери. Хотя ученик отличался строптивостью, учился он ревностно и впоследствии с благодарностью отзывался о всех своих учителях.

Одновременно Бетховен начал выступать как пианист и вскоре завоевал славу непревзойденного импровизатора и ярчайшего виртуоза. В первой и последней своей длительной гастрольной поездке (1796) он покорил публику Праги, Берлина, Дрездена, Братиславы. Покровительство молодому виртуозу оказывали многие знатные любители музыки - К. Лихновский, Ф. Лобковиц, Ф. Кинский, русский посол А. Разумовский и др., в их салонах впервые звучали бетховенские сонаты, трио, квартеты, а впоследствии даже симфонии. Их имена можно обнаружить в посвящениях многих произведений композитора. Однако манера Бетховена держаться со своими покровителями была почти неслыханной для того времени. Гордый и независимый, он никому не прощал попыток унизить свое достоинство.

Известны легендарные слова, брошенные композитором оскорбившему его меценату. "Князей было и будет тысячи, Бетховен же только один". Из многочисленных аристократок - учениц Бетховена - его постоянными друзьями и пропагандистами его музыки стали Эртман, сестры Т. И Ж. Брунс, М. Эрдёди. Не любивший преподавать, Бетховен все же был учителем К. Черни и Ф. Риса по фортепиано (оба они завоевали впоследствии европейскую славу) и эрцгерцога Австрии Рудольфа по композиции. В первое венское десятилетие Бетховен писал преимущественно фортепианную и камерную музыку. В 1792-1802 гг. Были созданы 3 фортепианных концерта и 2 десятка сонат. Из них только Соната № 8 ("Патетическая") имеет авторское название. Сонату № 14, носящую подзаголовок соната-фантазия, назвал "Лунной" поэт-романтик Л.

Рельштаб. Устойчивые наименования укрепились также за сонатами № 12 ("С Траурным маршем"), № 17 ("С речитативами") и более поздними. № 21 ("Аврора") и № 23 ("Аппассионата"). К первому венскому периоду относятся, помимо фортепианных, 9 (из 10) скрипичных сонат (в т. Ч. № 5 - "Весенняя", № 9 - "Крейцерова". Оба названия также неавторские). 2 виолончельные сонаты, 6 струнных квартетов, ряд ансамблей для различных инструментов (в т. Ч. Жизнерадостно-галантный Септет). С началом XIX в. Начался и Бетховен как симфонист. В 1800г. Он закончил свою Первую симфонию, а в 1802 - Вторую. В это же время была написана его единственная оратория "Христос на Масличной горе". Появившиеся в 1797 г. Первые признаки неизлечимой болезни - прогрессирующей глухоты и осознание безнадежности всех попыток лечения недуга привело Бетховена к душевному кризису 1802 г., который отразился в знаменитом документе - "Гейлигенштадтском завещании".

Выходом из кризиса стало творчество. ..."Недоставало немногого, чтобы я покончил с собой", - писал композитор. - "Только оно, искусство, оно меня удержало". 1802-12 гг. - время блестящего расцвета гения Бетховена. Глубоко выстраданные им идеи преодоления страдания силой духа и победы света над мраком после ожесточенной борьбы оказались созвучными основным идеям Французской революции и освободительных движений начала XIX в. Эти идеи воплотились в Третьей ("Героической") и Пятой симфониях, в тираноборческой опере "Фиделио", в музыке к трагедии И. В. Гёте "Эгмонт" в Сонате № 23 ("Аппассионате"). Композитора вдохновляли также философские и этические идеи эпохи Просвещения, воспринятые им в юности. Мир природы предстает полным динамичной гармонии в Шестой ("Пасторальной") симфонии, в Скрипичном концерте, в фортепианной (№ 21) и скрипичной (№ 10) сонатах.

Народные или близкие к народным мелодии звучат в Седьмой симфонии и в квартетах № 7-9 (т. Н. "русских" - они посвящены А. Разумовскому. Квартет №8 содержит 2 мелодии русских народных песен. Использованную много позднее также и Н. Римским-Корсаковым "Славу" и "Ах, талан ли мой, талан"). Мощным оптимизмом полна Четвертая симфония, юмором и слегка иронической ностальгией по временам Гайдна и Моцарта пронизана Восьмая. Эпически и монументально трактуется виртуозный жанр в Четвертом и Пятом фортепианных концертах, а также в Тройном концерте для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром. Во всех этих произведениях нашел самое полное и окончательное воплощение стиль венского классицизма с его жизнеутверждающей верой в разум, добро и справедливость, выраженной на концепционном уровне как движение "через страдание - к радости" (из письма Бетховена к М.

Эрдёди), а на композиционном - как равновесие между единством и многообразием и соблюдение строгих пропорций при самых крупных масштабах сочинения.1812-15 гг. - переломные в политической и духовной жизни Европы. За периодом наполеоновских войн и подъемом освободительного движения последовал Венский конгресс (1814-15), после которого во внутренней и внешней политике европейских стран усилились реакционно-монархические тенденции. Стиль героического классицизма, выражавший дух революционного обновления конца XVIII в. И патриотические настроения начала XIX в., должен был неминуемо или превратиться в помпезно-официозное искусство, или уступить место романтизму, который стал ведущим направлением в литературе и успел заявить о себе в музыке (Ф.

Шуберт). Эти сложные духовные проблемы пришлось решать и Бетховену. Он отдал дань победному ликованию, создав эффектную симфоническую фантазию "Битва при Виттории" и кантату "Счастливое мгновение", премьеры которых были приурочены к Венскому конгрессу и принесли Бетховену неслыханный успех. Однако в других сочинениях 1813-17 гг. Отразились настойчивые и порой мучительные поиски новых путей. В это время были написаны виолончельные (№ 4, 5) и фортепианные (№ 27, 28) сонаты, несколько десятков обработок песен разных народов для голоса с ансамблем, первый в истории жанра вокальный цикл "К далекой возлюбленной" (1815). Стиль этих сочинений - как бы экспериментальный, со множеством гениальных находок, однако не всегда столь же цельный, как в период "революционного классицизма".Последнее десятилетие жизни Бетховена было омрачено как общей гнетущей политической и духовной атмосферой в меттерниховской Австрии, так и личными невзгодами и потрясениями.

Глухота композитора стала полной. С 1818 г. Он был вынужден пользоваться "разговорными тетрадями", в которых собеседники писали обращенные к нему вопросы. Потеряв надежду на личное счастье (имя "бессмертной возлюбленной", к которой обращено прощальное письмо Бетховена от 6-7 июля 1812 г., остается неизвестным. Одни исследователи считают ею Ж. Брунсвик-Дейм, другие - А. Брентано), Бетховен принял на себя заботы по воспитанию племянника Карла, сына умершего в 1815 г. Младшего брата. Это привело к долголетней (1815-20) судебной тяжбе с матерью мальчика о правах на единоличное опекунство. Способный, но легкомысленный племянник доставлял. Бетховену много огорчений. Контраст между печальными, а порою и трагическими жизненными обстоятельствами и идеальной красотой создаваемых произведений - проявление того духовного подвига, который сделал Бетховена одним из героев европейской культуры Нового времени.Творчество 1817-26 гг.

Ознаменовало новый взлет гения Бетховена и одновременно стало эпилогом эпохи музыкального классицизма. До последних дней сохранив верность классическим идеалам, композитор нашел новые формы и средства их воплощения, граничащие с романтическими, но не переходящие в них. Поздний стиль Бетховена - уникальный эстетический феномен. Центральная для Бетховена идея диалектической взаимосвязи контрастов, борьбы света и мрака обретает в позднем творчестве подчеркнуто философское звучание. Победа над страданием дается уже не через героическое действие, а через движение духа и мысли. Великий мастер сонатной формы, в которой прежде развивались драматические конфликты, Бетховен в поздних сочинениях нередко обращается к форме фуги, наиболее подходящей для воплощения постепенного становления обобщенной философской идеи.

5 последних фортепианных сонат (№ 28-32) и 5 последних квартетов (№ 12-16) отличаются особо сложным и утонченным музыкальным языком, требующим от исполнителей величайшей искусности, а от слушателей - проникновенного восприятия. 33 вариации на вальс Диабелли и Багатели ор. 126 также являются подлинными шедеврами, несмотря на различие в масштабах. Позднее творчество Бетховена долгое время вызывало споры. Из современников лишь немногие смогли понять и оценить его последние сочинения. Одним из таких людей стал H Голицын, по заказу которого написаны и которому посвящены квартеты № 12, 13 и 15. Ему же посвящена увертюра "Освящение дома" (1822).В 1823 г. Бетховен закончил "Торжественную мессу", которую сам считал своим величайшим произведением.

Эта месса, рассчитанная скорее на концертное, чем на культовое исполнение, стала одним из этапных явлений в немецкой ораториальной традиции (Г. Шютц, И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, В. А. Моцарт, И. Гайдн). Первая месса (1807) не уступала мессам Гайдна и Моцарта, однако не стала новым словом в истории жанра, как "Торжественная", в которой претворилось все мастерство Бетховена-симфониста и драматурга. Обратившись к каноническому латинскому тексту, Бетховен выделил в нем идею самопожертвования во имя счастья людей и внес в финальную мольбу о мире страстный пафос отрицания войны как величайшего зла. При содействии Голицына "Торжественная месса" впервые была исполнена 7 апреля 1824 г. В Петербурге. Месяцем позже в Вене состоялся последний бенефисный концерт Бетховена, в ко- тором, помимо частей из мессы, прозвучала его итоговая, Девятая симфония с заключительным хором на слова "Оды к радости" Ф.

Шиллера. Идея преодоления страдания и торжества света последовательно проведена через всю симфонию и с предельной ясностью выражена в конце благодаря введению поэтического текста, который Бетховен еще в Бонне мечтал положить на музыку. Девятая симфония с ее финальным призывом - "Обнимитесь, миллионы". - стала идейным завещанием Бетховена человечеству и оказала сильнейшее воздействие на симфонизм XIX и XX вв. Традиции Бетховена восприняли и так или иначе продолжили Г. Берлиоз, Ф. Лист, И. Брамс, А. Брукнер, Г. Малер, С. Прокофьев, Д Шостакович. Как своего учителя чтили Бетховена и композиторы нововенской школы - "отец додекафонии" А. Шёнберг, страстный гуманист А. Берг, новатор и лирик А. Веберн. В декабре 1911 г. Веберн писал Бергу.

"Мало вещей столь чудесных, как праздник Рождества. Не так ли надо праздновать и день рождения Бетховена". Немало музыкантов и любителей музыки согласились бы с этим предложением, потому что для тысяч (а может, и миллионов) людей Бетховен остается не только одним из величайших гениев всех времен и народов, но и олицетворением немеркнущего этического идеала, вдохновителем угнетенных, утешителем страждущих, верным другом в скорби и радости..

Значения в других словарях
Берлиоз Гектор Луи

( 11 XII 1803, Ла-Кот-Сент-Андре, деп. Изер - 8 III 1869, Париж) Да вьется вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.Р. ШуманГ. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз - музыкант широкого профиля. Композитор, ..

Бернстайн Леонард

( р. 25 VIII 1918, Лоренс, Массачусетс) Ну разве нет в нем тайны?Он так горит на эстраде,так отдается музыке!Оркестры его обожают.Р. ЧелеттиДеятельность Л. Бернстайна поражает прежде всего своим разнообразием. Талантливый композитор, известный всему миру как автор мюзикла "Вестсайдская история", крупнейший дирижер XX в. (его называют в числе наиболее достойных преемников Г. Караяна), яркий музыкальный писатель и лектор, умеющий найти общий язык с широчайшим кругом слушателей, пианист и педагог.С..

Бизе Жорж

( 25 X 1838, Париж - 3 VI 1875, Буживаль, близ Парижа) ...Мне нужен театр. Без него я ничто.Ж. БизеСвою недолгую жизнь французский композитор Ж. Бизе посвятил музыкальному театру. Вершина его творчества - "Кармен" - до сих пор остается одной из самых любимых опер для многих и многих людей.Бизе вырос в культурной образованной семье. Отец был учителем пения, мать играла на фортепиано. С 4 лет Жорж начал заниматься музыкой под руководством матери. В возрасте 10 лет поступил в Парижскую консерватори..

Боккерини Луиджи

( 19 II 1743, Лукка - 28 V 1805, Мадрид) В гармонии соперник нежного Саккини,Певец чувства, божественный Боккерини!..ФайольМузыкальное наследие итальянского виолончелиста и композитора Л. Боккерини почти целиком состоит из инструментальных сочинений. В "век оперы", как нередко называют XVIII столетие, он создал лишь несколько музыкально-сценических произведений. Виртуоза-исполнителя влекут к себе музыкальные инструменты и инструментальные ансамбли. Перу композитора принадлежат около 30 симфоний...

Дополнительный поиск Бетховен Людвиг Ван Бетховен Людвиг Ван

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Бетховен Людвиг Ван" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Бетховен Людвиг Ван, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 19 символа