Булахов Петр Петрович

287

( 1822, Москва - 2 XII 1885, Кусково, близ Москвы) ..."талант его растет с каждым днем, и, кажется, г. Булахов должен для нас вполне заменить нашего незабвенного композитора романсов - Варламова", - сообщала газета "Ведомости Московской городской полиции" (1855). "20 ноября в селе Кускове графа Шереметева, близ Москвы, скончался известный автор многих романсов и бывший учитель пения Петр Петрович Булахов", - говорилось в некрологе в газете "Музыкальное обозрение" (1885).Жизнь и творчество "известного автора многих романсов", широко исполнявшихся во второй половине прошлого века и популярных поныне, до сих пор не исследованы. Композитор и вокальный педагог, Булахов принадлежал к славной артистической династии, ядро которой составляли отец Петр Александрович и его сыновья, Петр и Павел.

Петр Александрович и его младший сын Павел Петрович были известными оперными певцами, "первыми тенористами", отец - московской а сын - петербургской оперы. А так как оба они еще и сочиняли романсы, то при совпадении инициалов, в особенности у братьев - Петра Петровича и Павла Петровича, - со временем произошла путаница в вопросе о принадлежности романсов перу одного из троих Булаховых.Фамилию Булахов прежде произносили с ударением на первом слоге - Б"у"лахов, подтверждением чему может служить стихотворение поэта С. Глинки "Петру Александровичу Булахову", в котором воспевается талант и мастерство прославленного артиста:Булахов. Ты сердце знаешь,Из него ты извлекаешьГолос сладостный - души.На правильность именно такого произношения указывала внучка Петра Петровича Булахова, Н.

Збруева, а также советские историки музыки А. Оссовский и Б. Штейнпресс.Петр Александрович Булахов-отец был одним из лучших певцов России 1820-х гг. ..."Это был искуснейший и образованнейший певец, когда-либо являвшийся на русской сцене, певец, о котором итальянцы говорили, что если б он родился в Италии и выступил на сцену в Милане или Венеции, то убил бы все до него известные знаменитости", - вспоминал Ф. Кони. Присущее ему высокое техническое мастерство соединялось с теплой задушевностью, особенно в исполнении русских песен. Постоянный участник московских постановок опер-водевилей А. Алябьева и А. Верстовского, он был первым исполнителем многих их произведений, первым интерпретатором знаменитой "кантаты" Верстовского "Черная шаль" и прославленного алябьевского "Соловья".Петр Петрович Булахов родился в Москве в 1822 г., чему, однако, противоречит надпись на его могиле на Ваганьковском кладбище, согласно которой датой рождения композитора следовало бы считать 1820 г.

Те скудные сведения о его жизви, которыми мы располагаем, рисуют картину тяжелую, безрадостную. Сложности семейной жизни - композитор состоял в гражданском браке с Елизаветой Павловной Збруевой, которой ее первый муж отказался предоставить развод, - усугублялись длительной тяжелой болезнью. "Прикованный к креслу, разбитый параличом, молчаливый, в себя ушедший", в минуты вдохновения он продолжал сочинять. "Иногда, хотя и редко, отец все же подходил к роялю и своей здоровой рукой что-то наигрывал, и я всегда дорожила этими минутами", - вспоминала его дочь Евгения. В 70-х гг. Семью постигло большое несчастье. Однажды зимой, под вечер, пожар уничтожил дом, в котором они жили, не пощадив ни нажитого имущества, ни сундука с рукописями не изданных еще произведений Булахова.

..."Больного отца и маленькую пятилетнюю сестру вытащили ученики моего отца", - писала в своих воспоминаниях Е. Збруева. Последние годы жизни композитор провел в имении графа С. Шереметева в Кусково, в домике, который в артистической среде получил название "Булашкиной дачи". Здесь он и скончался. Хоронила композитора Московская консерватория, которую в те годы возглавлял Н. Рубинштейн.Несмотря на тяготы и лишения, жизнь Булахова была наполнена радостью творчества и дружеского общения со многими видными деятелями искусства. Среди них были Н. Рубинштейн, известные меценаты П. Третьяков, С. Мамонтов, С. Шереметев и др. Популярность булаховских романсов и песен во многом была обусловлена их мелодическим обаянием и благородной простотой выражения.

Характерные интонации русской городской песни и цыганского романса переплетаются в них с оборотами, типичными для итальянской и французской оперы. Плясовые ритмы, свойственные русской и цыганской песне, соседствуют с широко распространенными в то время ритмами полонеза и вальса. Вплоть до наших дней сохранили свою популярность элегия "Не пробуждай воспоминаний" и лирический романс в ритме полонеза "Гори, гори, моя звезда", романсы в стиле русских и цыганских песен "Тройка" и "Не хочу"!Однако над всеми жанрами вокального творчества Булахова господствует стихия вальса. Вальсовыми оборотами насыщена элегия "Свидание", лирический романс "Я тебя с годами не забыла", ритмы вальса пронизывают лучшие сочинения композитора, достаточно вспомнить популярные по сей день "И нет в мире очей, Нет, не люблю я вас!, Прелестные глазки, Вот на пути село большое" и др.Общее количество вокальных произведений П.

П. Булахова до сих пор неизвестно. Это связано как с печальной участью большого количества сочинений, погибших во время пожара, так и с трудностями в вопросе установления авторства Петра и Павла Булаховых. Однако те романсы, принадлежность которых перу П. П. Булахова бесспорна, свидетельствуют о тонком ощущении поэтической речи и щедром мелодическом таланте композитора - одного из самых ярких представителей русского бытового романса второй половины XIX в..

Значения в других словарях
Буквенное Обозначение Звуков

Вы, конечно, знаете, как называются семь основных звуков. До, ре, ми, фа, соль, ля, си. Однако названия эти появились позднее, чем буквенные. Латинские буквы начали применять в Европе для обозначения звуков с X века. При этом самый низкий из употреблявшихся тогда в пении звуков - ля - стали называть первой буквой латинского алфавита - A. В восходящем порядке звуки располагались так. А (ля), В (си-бемоль), С (до), D (ре), Е (ми), F (фа), G (соль). Когда же появилась необходимость петь не только с..

Букстехуде Дитрих

( 1637, Ольдесло, Голыптейн - 9 V 1707. Любек) Д. Букстехуде - выдающийся немецкий композитор, органист, глава северонемецкой органной школы, крупнейший музыкальный авторитет своего времени, почти 30 лет занимавший место органиста в знаменитой церкви Св. Марии в Любеке, стать преемником которого почитали за честь многие великие музыканты Германии. Это его в октябре 1705 г. Пришел из Арнштадта (за 450 км) слушать И. С. Бах и, забыв о службе и уставных обязанностях, остался в Любеке на 3 месяца, ч..

Булез Пьер

( р. 26 III 1925, Монбризон, деп. Луара) Если меня спрашивают. Что я "хотел сказать" в той или иной поэме, я отвечаю, что я не хотел сказать, а хотел сделать, и что это энергия делания, которая хотела того, что я сказал...П. Валери (Искусство поэзии)Нельзя недооценивать силу интеллекта. Бессознательное искусство принадлежит прошлому. Произведение искусства, принадлежащее эре высочайшей цивилизации, может быть только продуктом сознанияР. Вагнер (из письма к Э. Ганслику)П. Булез - французский комп..

Вагнер Рихард

( 22 V 1813, Лейпциг - 13 II 1883, Венеция, похоронен в Байрейте) Р. Вагнер - крупнейший немецкий композитор XIX столетия, который оказал значительное влияние на развитие не только музыки европейской традиции, но и мировой художественной культуры в целом. Вагнер не получил систематического музыкального образования и в своем становлении как мастера музыки в решающей мере обязан самому себе. Сравнительно рано обозначились интересы композитора, всецело сосредоточенные на жанре оперы. Начиная с ранн..

Дополнительный поиск Булахов Петр Петрович Булахов Петр Петрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Булахов Петр Петрович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Булахов Петр Петрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Б". Общая длина 21 символа