Веберн Антон Фон

183

( 3 XII 1883, Вена - 15 IX 1945, Миттерзиль, близ Зальцбурга) Положение в мире становится все более ужасным, особенно в области искусства. А наша задача становится все более огромной.А. ВебернАвстрийский композитор, дирижер и педагог А. Веберн - один из виднейших представителей нововенской школы. Жизненный путь его небогат яркими событиями. Семья Веберна происходит из старинного дворянского рода. Первоначально Веберн обучался игре на фортепиано, виолончели, начаткам музыкальной теории. К 1899 г. Относятся первые композиторские опыты. В 1902- 06 гг. Веберн учится в Институте истории музыки при Венском университете, где проходит гармонию у Г. Греденера, контрапункту К. Навратила. За диссертацию о композиторе Г. Изаке (XV-XVI вв.) Веберн удостаивается ученой степени доктора философии.

Уже первые сочинения - песий и идиллия для оркестра "В летнем ветре" (1901-04) - обнаруживают быструю эволюцию раннего стиля. В 1904-08 гг. Веберн занимается композицией у А. Шёнберга. В статье "Учитель" он ставит эпиграфом слова Шёнберга. "Веру в единоспасительную технику следовало бы разрушать, а стремление к истинности - поощрять". В период 1907-09 гг. Уже окончательно сформировался новаторский стиль Веберна.Закончив образование, Веберн работал дирижером оркестра и хормейстером в оперетте. Атмосфера легкой музыки вызывала в молодом композиторе непримиримую ненависть и отвращение к развлекательности, банальности, расчету на успех у публики. Работая как симфонический и оперный дирижер, Веберн создает ряд своих значительных произведений - 5 пьес ор.

5 для струнного квартета (1909), 6 оркестровых пьес ор. 6 (1909), 6 багателей для квартета ор. 9 (1911-13), 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913) - "музыку сфер, идущую из самых глубин души", как отозвался позднее один из критиков. Много вокальной музыки (в т. Ч. Песни для голоса с оркестром ор. 13, 1914-18) и др. В 1913 г. Веберн написал маленькую оркестровую пьесу, применив серийно-додекафонную технику.В 1922-34 гг. Веберн - дирижер рабочих концертов (Венских рабочих симфонических концертов, а также Рабочего певческого общества). Программы этих концертов, ставивших целью приобщение рабочих к высокому музыкальному искусству, включали произведения Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Г. Вольфа, Г. Малера, А. Шёнберга, а также хоры Г.

Эйслера. Прекращение этой деятельности Веберна произошло не по его воле, а в результате путча фашистских сил в Австрии, разгрома рабочих организаций в феврале 1934 г.Веберн-педагог обучал (главным образом частных учеников) дирижированию, полифонии, гармонии, практической композиции. В числе его воспитанников-композиторы и музыковеды - К. А. Хартмал, X. Э. Апостель, Э. Ратц, В. Райх, X. Сирл, Ф. Гершкович. Среди сочинений Веберна 20-30-х гг. - 5 духовных песен ор. 15, 5 канонов на латинские тексты, струнное Трио, Симфония для камерного оркестра, Концерт для 9 инструментов, кантата "Свет глаз", единственное помеченное номером опуса сочинение для фортепиано - Вариации op. 27 (1936). Начиная с песен ор. 17 Веберн пишет только в додекафонной технике.В 1932 и 1933 гг.

Веберн прочитал в одном венском частном доме 2 цикла лекций на тему "Путь к новой музыке". Под новой музыкой лектор подразумевал додекафонию нововенской школы и анализировал то, что ведет к ней на исторических путях эволюции музыки.Приход Гитлера к власти и "аншлюс" Австрии (1938) сделали положение Веберна бедственным, трагическим. Он уже не имел возможности занимать какую-нибудь должность, у него почти не было учеников. В обстановке травли композиторов новой музыки как "дегенеративной" и "культур-большевистской" веберновская твердость а отстаивании идеалов высокого искусства объективно была моментом духовного сопротивления фашистской "Kulturpolitik". В последних сочинениях Веберна - квартете ор. 28 (1936-38), Вариациях для оркестра ор.

30 (1940), Второй кантате ор. 31 (1943) - можно уловить тень одиночества и духовной изоляции автора, но нет никаких признаков компромисса или хотя бы колебания. Словами поэтессы X. Ионе Веберн призывал "колокол сердец" - любовь. "да бодрствует она там, где жизнь еще теплится, чтобы, пробудить ее" (3 ч. Второй кантаты). Спокойно рискуя своей жизнью, Веберн не написал ни одной ноты в угоду установкам фашистских идеологов от искусства. Трагична и смерть композитора. Уже после окончания войны в результате нелепой ошибки Веберн был застрелен солдатом американских оккупационных войск.Центр мировоззрения Веберна - идея гуманизма, отстаивание идеалов света, разума, культуры. В обстановке жестокого социального кризиса композитор проявляет неприятие отрицательных сторон окружающей его буржуазной действительности, впоследствии занимает недвусмысленно антифашистскую позицию.

"Какие огромные разрушения несет с собой этот поход против культуры". - восклицал он в одной из лекций 1933 г. Веберн-художник - непримиримый враг банальности, вульгарности, пошлости в искусстве.Образный мир искусства Веберна далек от бытовой музыки, простых песен и танцев, сложен и непривычен. В основе его художественной системы - картина гармонии мира, отсюда естественная близость его к некоторым сторонам учения И. В. Гёте о развитии природных форм. Этическая концепция Веберна опирается на высокие идеалы истины, добра и красоты, в чем мировоззрение композитора корреспондирует с Кантом, согласно которому "прекрасное есть символ прекрасно-доброго". В эстетике Веберна сочетаются требования значительности содержания, опирающегося на этические ценности (в них композитор включает и традиционные религиозно-христианские элементы), и идеальной отшлифованности, богатства художественной формы.

Из пометок в рукописи квартета с саксофоном ор. 22 видно, какие образы занимали Веберна в процессе сочинения. "Рондо (Дахштайн), снег и лед, кристально чистый воздух", вторая побочная тема - "цветы высокогорья", далее - "дети на льду и на снегу, свет, небо", в коде - "взгляд в высокогорье". Но вместе с этой возвышенностью образов веберновской музыке присущи сочетание крайней нежности и крайней остроты звучания, утонченность линий и тембров, строгость, подчас почти аскетичность звучания, словно она соткана из тончайших светящихся стальных нитей. У Веберна нет могучих "разливов" и редки длительные нагнетания звучности, ему чужды поражающие образные контрасты, тем более - показ будничных сторон действительности.В своем музыкальном новаторстве Веберн оказался самым смелым из композиторов нововенской школы, он пошел много дальше и Берга, и Шёнберга.

Именно веберновские художественные достижения оказали решающее влияние на новые тенденции музыки второй половины XX в. П. Булез сказал даже, что Веберн - "единственное преддверие музыки будущего". Художественный мир Веберна остается в истории музыки высоким выражением идей света, чистоты, нравственной твердости, непреходящей красоты..

Значения в других словарях
Василенко Сергей Никифорович

( 30 III 1872, Москва - 11 III 1956, там же) Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце.К. БальмонтКомпозитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель С. Василенко сложился как творческая индивидуальность в дореволюционные годы. Главной основой его музыкального стиля явилось прочное усвоение опыта русских классиков, но это не исключало живого интереса к овладению новым кругом выразительных средств. Семья композитора поощряла художественные интересы Василенко. Он занимается основами композ..

Вебер Карл Мария Фон

( 18 (?) XI 1786, Эйтин, земля Шлезвиг-Гольштейн - 5 VI 1826, Лондон) "Мир - в нем творит композитор". - так очерчивал поле деятельности художника К. М. Вебер - выдающийся немецкий музыкант. Композитор, критик, исполнитель, литератор, публицист, общественный деятель начала XIX в. И действительно, мы находим в его музыкально-драматических произведениях чешские, французские, испанские, восточные сюжеты, в инструментальных сочинениях - стилистические признаки цыганского, китайского, норвежского, ру..

Венявский Генрик

( 10 VII 1835, Люблин - 12 IV 1880, Москва) Это - дьявольский человек, он часто предпринимает то, что невозможно, и более того - он это выполняет.Г. БерлиозРомантизм породил несметное количество концертных сочинений, созданных знаменитыми виртуозами. Почти все они оказались забытыми, а на концертной эстраде остались лишь высокохудожественные образцы. Среди них - произведения Г. Венявского. Его концерты, мазурки, полонезы, концертные пьесы входят в репертуар каждого скрипача, они популярны на эст..

Верди Джузеппе

( 10 X 1813, Ронколе, пров. Парма - 27 I 1901, Милан) Как всякий могучий талант. Верди отражает в себе национальность и свою эпоху. Он - цветок своей почвы. Он - голос современной Италии, не лениво-дремлющей или беспечно-веселящейся Италии в комических и мнимосерьезных операх Россини и Доницетти, не сентиментально-нежной и элегической, плачущей Италии беллиниевской, - а Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, Италии, смелой и пылкой до неистовства.А. СеровНи..

Дополнительный поиск Веберн Антон Фон Веберн Антон Фон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Веберн Антон Фон" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Веберн Антон Фон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 16 символа