Венявский Генрик

193

( 10 VII 1835, Люблин - 12 IV 1880, Москва) Это - дьявольский человек, он часто предпринимает то, что невозможно, и более того - он это выполняет.Г. БерлиозРомантизм породил несметное количество концертных сочинений, созданных знаменитыми виртуозами. Почти все они оказались забытыми, а на концертной эстраде остались лишь высокохудожественные образцы. Среди них - произведения Г. Венявского. Его концерты, мазурки, полонезы, концертные пьесы входят в репертуар каждого скрипача, они популярны на эстраде благодаря своим несомненным художественным достоинствам, яркому национальному стилю, блистательному использованию виртуозных возможностей инструмента.В основе творчества польского скрипача лежит народная музыка, которую он воспринимал с детства.

В художественном претворении он познавал ее через творчество Ф. Шопена, С. Монюшко, К. Липиньского, с которыми столкнула его судьба. Обучение у С. Сервачиньского, затем в Париже у Ж. Л. Массара, а по композиции у И. Коллета дали Венявскому хорошую профессиональную подготовку. Уже в 11 лет он сочиняет Вариации на тему мазурки, а в 13 - в печати появляются его первые произведения - Большой фантастический каприс на оригинальную тему и Сонатное аллегро (написанное вместе с братом Юзефом - пианистом), получившие одобрение Берлиоза.С 1848 г. Начинаются интенсивные гастроли Венявского в Европе и в России, продолжавшиеся до конца жизни. Он выступает вместе с Ф. Листом, А. Рубинштейном, А. Никишем, К. Давыдовым, Г. Эрнстом, И. Иоахимом, С.

Танеевым и др., вызывая всеобщий восторг своей пламенной игрой. Венявский, бесспорно, был лучшим скрипачом своего времени. Никто не мог с ним соперничать по эмоциональному накалу и масштабу игры, красоте звука, феерической виртуозности. Именно эти качества проявлялись и в его сочинениях, определяя спектр их выразительных средств, образность, красочную инструментальность.Плодотворное влияние на развитие творчества Венявского оказало пребывание в России, где он был придворным солистом (1860-72), первым профессором класса скрипки Петербургской консерватории (1862-68). Здесь он сблизился с Чайковским, Антоном и Николаем Рубинштейнами, А. Есиповой, Ц. Кюи и др., здесь он создал большое количество сочинений. В 1872-74 гг.

Венявский гастролирует в Америке совместно с А. Рубинштейном, затем преподает в Брюссельской консерватории. Во время гастролей по России в 1879 г. Венявский тяжело заболел. По просьбе Н. Рубинштейна его поместила в своем доме Н. Фон Мекк. Несмотря на тщательное лечение, Венявский скончался, не дожив и до 45 лет. Сердце его было подорвано непосильной концертной работой. Творчество Венявского целиком связано со скрипкой, как творчество Шопена с фортепиано. Он заставил скрипку говорить новым красочным языком, раскрыл ее тембровые возможности, виртуозную, феерическую орнаментальность. Многие выразительные приемы, найденные им, легли в основу скрипичной техники XX в.Всего Венявским создано около 40 сочинений, часть из них осталась неопубликованной.

На эстраде популярны 2 его скрипичных концерта. Первый - принадлежит к жанру "большого" виртуозно-романтического концерта, идущего от концертов Н. Паганини. Восемнадцатилетний виртуоз создал его во время пребывания у Листа в Веймаре и выразил в нем порывистость юности, экзальтированность чувств. Основной образ непреклонного романтического героя, преодолевающего все препятствия, проходит путь от драматических столкновений с миром через экзальтированную созерцательность к погружению в праздничный поток жизни.Второй концерт - лирико-романтическое полотно. Все части объединены одной лирической темой - темой любви, мечты о прекрасном, получающей в концерте большое симфоническое развитие от далекого, манящего идеала, противостоящего драматической смятенности чувств, до праздничного ликования, победы светлого начала.Во всех жанрах, к которым обращался Венявский, сказывался польский национальный художник.

Естественно, что народный колорит особенно чувствуется в жанрах, выросших из польских танцев. Мазурки Венявского - яркие сценки из народной жизни. Их отличают мелодичность, упругий ритм, использование приемов игры народных скрипачей. Два полонеза Венявского - концертные виртуозные пьесы, созданные под влиянием Шопена и Липиньского(которому посвящен Первый полонез). Они рисуют картины торжественного шествия, праздничного веселья. Если в мазурках проявилось лирическое дарование польского артиста, то в полонезах - масштабность и темпераментность, свойственные его исполнительскому стилю. Прочное место в репертуаре скрипачей заняли и такие пьесы, как "Легенда", Скерцо-тарантелла, Оригинальная тема с вариациями, "Русский карнавал", Фантазия на темы оперы "Фауст" Ш.

Гуно и др.Сочинения Венявского повлияли не только на произведения, созданные скрипачами, например Э. Изаи, который был его учеником, или Ф. Крейслера, но вообще на многие сочинения скрипичного репертуара, достаточно указать на произведения Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова. Польский виртуоз создал особый "образ скрипки", привлекающий концертным блеском, изяществом, романтической приподнятостью чувств, истинной народностью..

Значения в других словарях
Вебер Карл Мария Фон

( 18 (?) XI 1786, Эйтин, земля Шлезвиг-Гольштейн - 5 VI 1826, Лондон) "Мир - в нем творит композитор". - так очерчивал поле деятельности художника К. М. Вебер - выдающийся немецкий музыкант. Композитор, критик, исполнитель, литератор, публицист, общественный деятель начала XIX в. И действительно, мы находим в его музыкально-драматических произведениях чешские, французские, испанские, восточные сюжеты, в инструментальных сочинениях - стилистические признаки цыганского, китайского, норвежского, ру..

Веберн Антон Фон

( 3 XII 1883, Вена - 15 IX 1945, Миттерзиль, близ Зальцбурга) Положение в мире становится все более ужасным, особенно в области искусства. А наша задача становится все более огромной.А. ВебернАвстрийский композитор, дирижер и педагог А. Веберн - один из виднейших представителей нововенской школы. Жизненный путь его небогат яркими событиями. Семья Веберна происходит из старинного дворянского рода. Первоначально Веберн обучался игре на фортепиано, виолончели, начаткам музыкальной теории. К 1899 г...

Верди Джузеппе

( 10 X 1813, Ронколе, пров. Парма - 27 I 1901, Милан) Как всякий могучий талант. Верди отражает в себе национальность и свою эпоху. Он - цветок своей почвы. Он - голос современной Италии, не лениво-дремлющей или беспечно-веселящейся Италии в комических и мнимосерьезных операх Россини и Доницетти, не сентиментально-нежной и элегической, плачущей Италии беллиниевской, - а Италии, пробудившейся к сознанию, Италии, взволнованной политическими бурями, Италии, смелой и пылкой до неистовства.А. СеровНи..

Веризм

(тал. Verismo, от vero - истинный, правдивый) - течение в итальянском искусстве конца XIX в., основными принципами которого было изображение повседневного быта, психологических переживаний героев, внимание к темным сторонам жизни городской и сельской бедноты и т. П.. ..

Дополнительный поиск Венявский Генрик Венявский Генрик

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Венявский Генрик" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Венявский Генрик, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "В". Общая длина 16 символа