Глиэр Рейнгольд Морицевич

152

( 11 I 1875, Киев - 23 VI 1956, Москва) Глиэр. Семь роз моих фарсийских,Семь одалиск моих садов,Волшебств владыка мусикийских,Ты превратил в семь соловьев.Вяч. ИвановКогда свершилась Великая Октябрьская социалистическая революция, Глиэр - в то время уже известный композитор, педагог, дирижер - сразу же активно включился в работу по строительству советской музыкальной культуры. Младший представитель русской композиторской школы, ученик С. Танеева, А. Аренского, М. Ипполитова-Иванова, своей разносторонней деятельностью он осуществлял живую связь советской музыки с богатейшими традициями и художественным опытом прошлого. "Я не примыкал ни к какому кружку или школе", - писал о себе Глиэр, но его творчество невольно вызывает в памяти имена М.

Глинки, А. Бородина, А. Глазунова из-за сходства в восприятии мира, который предстает у Глиэра светлым, гармоничным, цельным. "Передавать свои мрачные настроения в музыке считаю преступлением", - говорил композитор.Творческое наследие Глиэра обширно и разнообразно. 5 опер, 6 балетов, 3 симфонии, 4 инструментальных концерта, музыка для духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерные ансамбли, инструментальные пьесы, фортепианные и вокальные сочинения для детей, музыка для театра и кино.Начав заниматься музыкой вопреки воле родителей, Рейнгольд упорной работой доказал право на любимое искусство и после нескольких лет учебы в Киевском музыкальном училище в 1894 г. Поступил в Московскую консерваторию по классу скрипки, а затем композиции.

..."Никто у меня никогда так много не работал в классе, как Глиэр", - писал Танеев Аренскому. И не только в классе. Глиэр штудировал произведения русских писателей, книги по философии, психологии, истории, интересовался научными открытиями. Не довольствуясь учебным курсом, он самостоятельно изучал музыкальную классику, посещал музыкальные вечера, где познакомился с С. Рахманиновым, А. Гольденвейзером и другими деятелями русской музыки. "В Киеве я родился, в Москве я увидел свет духовный и свет сердца"...- писал Глиэр об этом периоде жизни.Такая сверхнапряженная работа не оставляла времени на развлечения, да Глиэр и не стремился к ним. "Я казался каким-то сухарем. Неспособным собраться где-нибудь в ресторане, пивной, покутить".

На такое времяпровождение ему было жаль тратить время, он считал, что человек должен стремиться к совершенству, которое достигается упорным трудом, а поэтому нужно "волю закалить и превратить в стальную". Однако "сухарем" Глиэр не был. Сердце у него было доброе, душа певучая, поэтичная.Консерваторию Глиэр окончил в 1900 г. С Золотой медалью, являясь к этому времени автором нескольких камерных сочинений и Первой симфонии. В последующие годы он пишет много и в разных жанрах. Самый значительный результат - Третья симфония "Илья Муромец" (1911), о которой Л. Стоковский писал автору. "Я думаю, что этой симфонией Вы создали памятник славянской культуре - музыку, которая выражает силу русского народа". Сразу же по окончании консерватории началась педагогическая деятельность Глиэра.

С 1900 г. Он вел класс гармонии и энциклопедии (так назывался расширенный курс ана- лиза форм, включавший полифонию и историю музыки) в музыкальной школе сестер Гнесиных. В летние месяцы 1902 и 1903 гг. Готовил к поступлению в консерваторию Сережу Прокофьева, занимался с Н. Мясковским.В 1913 г. Глиэр был приглашен профессором класса композиции в Киевскую консерваторию, а через год стал ее директором. Под его руководством получили образование известные украинские композиторы Л. Ревуцкий, Б. Лятошинский. Глнэру удалось привлечь к работе в консерватории таких музыкантов, как Ф. Блуменфельд, Г. Нейгауз, Б. Яворский. Помимо занятий с композиторами, он дирижировал студенческим оркестром, руководил оперным, оркестровым, камерным классами, участвовал в концертах РМО, устраивал в Киеве гастроли многих выдающихся музыкантов - С.

Кусевицкого, Я. Хейфеца, С. Рахманинова, С. Прокофьева, А. Гречанинова. В 1920 г. Глиэр переехал в Москву, где до 1941 г. Вел класс композиции в Московской консерватории. Он воспитал многих советских композиторов и музыковедов, среди которых А. Н. Александров, Б. Александров, А. Давиденко, Л. Книппер, А. Хачатурян. "Как-то так выходит", - писал Прокофьев, - "что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра - или прямым, или внучатым".В Москве в 20-х гг. Развернулась многосторонняя просветительская деятельность Глиэра. Он возглавил организацию общедоступных концертов, взял шефство над детской колонией, где учил воспитанников хоровому пению, устраивал с ними спектакли или просто рассказывал сказки, импровизируя на рояле.

Одновременно в течение ряда лет Глиэр руководил студенческими хоровыми кружками в Коммунистическом университете трудящихся Востока, что принесло ему как композитору немало ярких впечатлений.Особенно важен вклад Глиэра в формирование профессиональной музыки советских республик - Украины, Азербайджана, Узбекистана. С детских лет он проявлял интерес к народной музыке различных национальностей. "эти образы и интонации были для меня наиболее естественным способом художественного выражения моих мыслей и чувств". Ранее всего состоялось его знакомство с украинской музыкой, которую он изучал в течение многих лет. Результатом этого явились симфоническая картина "Запорожцы" (1921), симфоническая поэма "Заповiт" (1941), балет "Тарас Бульба" (1952).В 1923 г.

Глиэр получил приглашение Наркомпроса АзССР приехать в Баку и написать оперу на национальный сюжет. Творческим итогом этой поездки стала опера "Шах-Сенем", поставленная в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 г. Изучение узбекского фольклора во время подготовки декады узбекского искусства в Ташкенте привело к созданию увертюры "Ферганский праздник" (1940) и в соавторстве с Т. Садыковым опер "Лейли и Меджнун" (1940) и "Гюльсара" (1949). Работая над этими произведениями, Глиэр все более убеждался в необходимости сохранять своеобразие национальных традиций, искать пути их слияния. Эта идея нашла свое воплощение в "Торжественной увертюре" (1937), построенной на русской, украинской, азербайджанской, узбекской мелодиях, в увертюрах "На славянские народные темы" и "Дружба народов" (1941).Значительны заслуги Глиэра в формировании советского балета.

Выдающимся событием советского искусства явился балет "Красный мак". ("Красный цветок"), поставленный в Большом театре в 1927 г. Это был первый советский балет на современную тему, рассказывающий о дружбе советского и китайского народов. Другим значительным произведением в этом жанре стал балет "Медный всадник" по поэме А. Пушкина, поставленный в 1949 г. В Ленинграде. "Гимн великому городу", завершающий этот балет, сразу стал широко популярным.Во второй половине 30-х гг. Глиэр впервые обратился к жанру концерта. В его концертах для арфы (1938), для виолончели (1946), для валторны (1951) широко трактуются лирические возможности солиста и вместе с тем сохраняется присущая жанру виртуозность и праздничное воодушевление.

Но истинным шедевром является Концерт для голоса (колоратурное сопрано) с оркестром (1943) - самое искреннее и обаятельное сочинение композитора. Стихия концертности вообще была очень естественна для Глиэра, в течение многих десятилетий активно концертировавшего в качестве дирижера и пианиста. Выступления продолжались до конца жизни (последнее состоялось за 24 дня до кончины), при этом Глиэр предпочитал ездить в самые глухие уголки страны, воспринимая это как важную просветительскую миссию. ..."Композитор обязан до конца своих дней учиться, совершенствовать мастерство, развивать и обогащать свое миропонимание, идти вперед и вперед". Эти слова Глиэр написал в конце творческого пути. Ими он руководствовался свою жизнь..

Значения в других словарях
Глебов Евгений Александрович

( р. 10 IX 1929, Рославль, Смоленской обл.) С творчеством Е. Глебова связаны многие лучшие страницы музыкальной культуры современной Белоруссии, прежде всего в симфоническом, балетном и кантатно-ораториальном жанрах. Несомненно тяготение композитора к крупным сценическим формам (помимо балетов им созданы опера "Твоя весна" - 1963, оперетта "Притча о наследниках, или Скандал в преисподней" - 1970, музыкальная комедия "Миллионерша" - 1986). Непростым был путь Глебова в искусство - лишь в 20 лет он..

Глинка Михаил Иванович

( 1 VI 1804, с. Новоспасское, ныне Смоленской обл. - 15 II 1857, Берлин) Нам предстоит задача серьезная. Выработать собственный свой стиль и проложить для оперной русской музыки новую дорогу.М. ГлинкаГлинка. В такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни.В. СтасовВ лице М. Глинки русска..

Глюк Кристоф Виллибальд

( 2 VII 1714, Эрасбах, Бавария - 15 XI 1787, Вена) Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства.К. В. ГлюкК. В. Глюк - великий оперный композитор, осуществивший во второй половине XVIII в. Реформу итальянской оперы-seria и французской лирической трагедии. Большая мифологическая опера, переживавшая острейший кризис, обрела в творчестве Глюка качества подлинной музыкальной трагедии, наполненной сильными страстями, возвышающей этические ид..

Гобой

Один из деревянных духовых инструментов гобой, вернее его предок, появился в глубокой древности. Еще в Индии в XII - VII веках до новой эры был известен духовой инструмент оту. Его среднеазиатская родственница зурна, которую считают непосредственной предшественницей гобоя, и сейчас широко распространена в Средней Азии и на Кавказе. Греческий авлос, изображения которого вы могли видеть на древних музейных вазах и без которого не обходился в Древней Греции ни праздник, ни пир, тоже предок гобоя, к..

Дополнительный поиск Глиэр Рейнгольд Морицевич Глиэр Рейнгольд Морицевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Глиэр Рейнгольд Морицевич" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Глиэр Рейнгольд Морицевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 25 символа