Гретри Аидре

207

( 8 или 11 II 1741 Льеж - 24 IX 1813, Монморанси, близ Парижа) Французский оперный композитор XVIII в. А. Гретри - современник и свидетель Великой Французской революции - был самой крупной фигурой оперного театра Франции эпохи Просвещения. Накаленность политической атмосферы, когда шла идейная подготовка революционного переворота, в острой борьбе сталкивались мнения и вкусы, не обошла и оперу. Даже тут разгорались войны, возникали партии сторонников того или иного композитора, жанра или направления. Оперы Гретри (ок. 60) очень разнообразны по тематике и по жанрам, но наиболее важное место в его творчестве занимает комическая опера - самый демократичный жанр музыкального театра. Ее героями были не античные боги и герои (как в устаревшей к тому времени лирической трагедии), а обыкновенные люди и очень часто - представители третьего сословия).Гретри родился в семье музыканта.

С 9 лет мальчик учится в церковноприходской школе, начинает сочинять музыку. К 17 годам он уже был автором нескольких духовных произведений (месс, мотетов). Но не эти жанры станут главными в его дальнейшей творческой жизни. Еще в Льеже, во время гастролей итальянской труппы, тринадцатилетним мальчиком он впервые увидел спектакли оперы-buffa. Позже, совершенствуясь в Риме в течение 5 лет, он смог познакомиться с лучшими произведениями этого жанра. Вдохновленный музыкой Дж. Перголези, Н. Пиччинни, Б. Галуппи, в 1765 г. Гретри создает свою первую оперу "Сборщица винограда". Тогда же он удостоился высокой чести быть избранным в члены Болонской филармонической академии. Немаловажной для будущего успеха в Париже была встреча с Вольтером в Женеве (1766).

Написанная на сюжет Вольтера опера "Гурон" (1768) - парижский дебют композитора - принесла ему известность и признание.Как заметил историк музыки Г. Аберт, Гретри обладал умом "чрезвычайно многосторонним и увлекающимся и среди тогдашних парижских музыкантов он имел ухо, самое чуткое к многочисленным новым требованиям, которые выдвигали перед оперной сценой и Руссо, и энциклопедисты". Гретри сделал французскую комическую оперу исключительно разнообразной по тематике. В опере "Гурон" идеализируется (в духе Руссо) жизнь не затронутых цивилизацией американских индейцев. Другие оперы, например "Люсиль", раскрывают тему социального неравенства и приближаются к опеpe-seria. Ближе всего Гретри была сентиментальная, "слезная" комедия, наделяющая простых людей глубокими, искренними чувствами.

Есть у него (хотя и немного) чисто комедийные, искрящиеся весельем, оперы в духе Дж. Россини. "Двое скупых, Говорящая картина". Очень любил Гретри сказочные, легендарные сюжеты ("Земира и Азор"). Экзотика, красочность и живописность музыки в таких спектаклях открывают путь романтической опере.Свои лучшие оперы Гретри создал в 80-е гг. (в самый канун революции) в сотрудничестве с либреттистом - драматургом М. Седеном. Это историко-легендарная опера "Ричард Львиное сердце" (мелодию из нее использовал П. Чайковский в "Пиковой даме"), "Рауль Синяя борода". Гретри приобретает всеевропейскую славу. С 1787 г. Он стал инспектором театра Comedie Italienne. Специально для него был учрежден пост королевского цензора музыки. События 1789 г.

Открыли новую страницу в деятельности Гретри, который стал одним из создателей новой, революционной музыки. Его песни и гимны звучали во время торжественных многолюдных празднеств, устраиваемых на площадях Парижа. Революция предъявила новые требования и к театральному репертуару. Ненависть к свергнутому монархическому режиму привела к запрещению Комитетом общественного спасения таких его опер, как "Ричард Львиное сердце" и "Петр Великий". Гретри создает произведения, отвечающие духу времени, выражающие стремление к свободе. "Вильгельм Телль, Тиран Дионисий, Республиканская избранница, или Праздник добродетели". Возникает новый жанр - так называемая "опера ужасов и спасения" (где острые драматические ситуации разрешались благополучной развязкой) - искусство строгих тонов и яркого театрального воздействия, подобное классицистской живописи Давида.

Гретри один из первых создал оперы в этом жанре ("Лизабет, Элиска, или Материнская любовь"). "Опера спасения" оказала существенное влияние на единственную оперу Л. Бетховена "Фиделио".В годы наполеоновской империи композиторская активность Гретри в целом снизилась, зато он обратился к литературной деятельности и выпустил в свет Мемуары, или Очерки о музыке, где выразил свое понимание проблем искусства и оставил массу интересных сведений о своем времени и о себе.В 1795 г. Гретри был избран академиком (членом Института Франции) и назначен одним из инспекторов Парижской консерватории. Последние годы жизни он провел в Монморанси (близ Парижа). Меньшее значение в творчестве Гретри имеет инструментальная музыка (симфония, концерт для флейты, квартеты), а также оперы в жанре лирической трагедии на античные сюжеты ("Андромаха, Цефал и Прокрис").

Сила таланта Гретри - в чутком слышании пульса времени, того, что волновало и трогало людей в те или иные моменты истории..

Значения в других словарях
Госсек Франсуа Жозеф

( 17 I 1734, Верньи, Эно, Бельгия - 16 II 1829, Пасси, близ Парижа) Французская буржуазная революция XVIII в. "видела в музыке великую социальную силу" (Б. Асафьев), способную мощно воздействовать на мышление и поступки как отдельных людей, так и целых масс. Одним из музыкантов, владевших вниманием и чувствами этих масс, был Ф. Госсек. К нему обращается поэт и драматург Революции М. Ж. Шенье в стихотворении О власти музыки. "Гармоничный Госсек, когда твоя траурная лира провожала гроб автора Меро..

Гранадос Энрике

( Грана дос-и-Кампинья, Gran ados v Campina) (27 VII 1867, Лерича, Каталония - 24 III 1916, погиб в Ла Манше) С творчеством Э. Гранадоса связано возрождение национальной испанской музыки. Участие в движении Ренасимьенто, которое охватило страну на рубеже XIX-XX вв., дало композитору импульс к созданию классических образцов музыки нового направления. Деятели Ренасимьенто, в частности музыканты И. Альбенис, М. Де Фалья, X. Турина, стремились вывести испанскую культуру из состояния застоя, возродит..

Гречанинов Александр Тихонович

( 25 X 1864, Москва - 4 I 1956, Нью-Йорк) С годами я все более и более укреплялся в сознании истинного своего призвания и в призвании этом видел свой жизненный долг...А. ГречаниновБыло в его натуре что-то неистребимо русское, отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского интеллигента - статный, белокурый, в очках, с "чеховской" бородкой. Но более всего - той особой чистотой души, строгостью нравственных убеждений, которые определили его жизне..

Григ Эдвард

( 15 VI 1843, Берген - 4 IX 1907, там же) ...Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство...Э. ГригЭ. Григ - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный концерт, музыка к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт, Лирические пьесы" и романсы являются вершинами музыки второй половины XIX в. Творческо..

Дополнительный поиск Гретри Аидре Гретри Аидре

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гретри Аидре" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гретри Аидре, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 12 символа