Губаренко Виталий Сергеевич

175

( р. 13 VI 1934, Харьков) Главное эмоциональное впечатление, которое рождается при встречах с творчеством В. Губаренко, можно определить как масштабность. Это проявляется в тяготении художника к серьезным общезначимым темам и широкому кругу образов - историко-героическое прошлое страны и нравственные проблемы сегодняшнего дня, мир чувств личности, неисчерпаемый поэтический мир народной фантазии и неуловимо изменчивой природы. Композитор постоянно обращается к монументальным музыкально-театральным и инструментальным жанрам и формам. 15 опер и балетов, 3 "большие" и 3 камерные симфонии, серия инструментальных концертов, среди которых Concerto grosso для струнных, хоровые сочинения и вокальные циклы на стихи русских и украинских поэтов, симфонические сюиты, поэмы, картины, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам.Губаренко родился в семье военнослужащего.

Заниматься музыкой начал сравнительно поздно - в 12 лет, но и эти занятия из-за частых переездов семьи по месту назначения отца носили несистематический и полулюбительский характер. Лишь с 1947 г. Начинается учеба в иванофранковской и затем в одной из харьковских музыкальных школ.Самообразование и живой интерес к музыке сыграли в этот период большую роль, чем школьное обучение, тем более что ярко заявил о себе дар импровизации и тяга к самостоятельному творчеству. К моменту поступления в музыкальное училище (1951) юноша успел попробовать свои силы в оперном жанре, в фортепианной, вокальной и хоровой музыке.Первой настоящей школой для Губаренко стали уроки композиции под руководством композитора и педагога А.

Жука, а в годы учебы в консерватории в классе Д. Клебанова, воспитавшего несколько поколений украинских композиторов, талант молодого музыканта обрел конкретные формы применения. Губаренко много и плодотворно работает в области вокальной лирики, создает цикл хоров a cappella на стихи С. Есенина и кантату "Русь".В увлечении юноши красотой и эмоциональной выразительностью человеческого голоса немалую роль сыграла его работа в хоре, которым руководил известный хормейстер и композитор З. Заграничный. Обладая сильным и выразительным басом, Губаренко увлеченно занимался в хоре и помогал руководителю в работе с коллективом. Приобретенный опыт для автора будущих опер был поистине бесценным. Несмотря на экспериментальный, новаторский характер ряда сочинений композитора, партии в его операх всегда вокальны и удобны для исполнения.

Пора становления - 60-е гг. - для Губаренко ознаменовалась первым значительным успехом его сочинений на всесоюзной эстраде (Первая симфония композитора на Всесоюзном конкурсе в Москве в 1962 г. Была отмечена дипломом первой степени) и премьерой оперы "Гибель эскадры" (по А. Корнейчуку) на сцене Киевского академического театра оперы и балета им. Т. Г. Шевченко. Работа композитора и коллектива была высоко оценена прессой и музыкальной критикой.Следующей знаменательной вехой в творческой эволюции музыканта стал балет "Каменный властелин" (по одноим. Драме Л. Украинки). Оригинальное новаторское произведение украинской поэтессы, необычно трактующее "вечный" сюжет мировой литературы о Дон-Жуане, побудило авторов балета (либреттист Э.

Яворский) искать нетрадиционное решение для будущего спектакля. Так родилась "философская драма в балете", вызвавшая ряд самобытных сценических решений в театрах Киева, Харькова, Днепропетровска, Ашхабада и болгарского города Русе.В 70-е гг. Губаренко активно работает практически во всех жанрах. Яркая гражданственность, умение откликнуться на запросы времени со всей страстностью художника-публициста - вот позиция, которую определяет для себя композитор. В эти годы во многом неожиданно для слушателей раскрывается новая грань дарования уже зрелого мастера. С рождением одного из наиболее самобытных сочинений композитора - камерной интимной монодрамы "Нежность" (по новелле А. Барбюса) - в его творчестве в полный голос зазвучала лирическая струна.

Это произведение сыграло важную роль в эволюции творческих интересов композитора - существенно расширяется жанровый спектр его сочинений для музыкального театра, рождаются новые художественные формы. Так появляются лирические дуодрамы "Помни меня" (1980) и "Альпийская баллада" (1985), симфония-балет "Ассоль" (1977). Но гражданская, героико-патриотическая тема продолжает волновать композитора. В Третьей симфонии с хором "Партизанам Украины" (1975), в музыке к двум частям кинотрилогии "Дума о Ковпаке" (1975), в опере "Сквозь пламя" (1976) и в балете "Коммунист" (1985) художник вновь выступает как монументалист, развивая художественные принципы героико-эпического жанра.Пятидесятилетний юбилей композитор отметил премьерой сочинения, которое стало одновременно и вершиной достигнутых, и источником будущих открытий.

Опера-балет "Вий" (по Н. Гоголю), поставленная на сцене Одесского оперного театра (1984), была по единодушному признанию публики и критики событием в жизни советского музыкального театра. Живые, колоритные, словно взятые с натуры, народные характеры, красочный бытовой колорит, сочный народный юмор и фантастика нашли яркое воплощение в грандиозном музыкально-театральном действе.В комической опере "Сват поневоле" (по пьесе Г. Квитки-Основьяненко "Шельменко-денщик", 1985) и в балете "Майская ночь" (по Гоголю, 1988) Губаренко развивает и обогащает стилистические принципы "Вия", еще раз подчеркивая свое глубокое внутреннее родство с национальной культурой, ее традициями и умение всегда находиться на уровне новейших достижений современной музыки..

Значения в других словарях
Григ Эдвард

( 15 VI 1843, Берген - 4 IX 1907, там же) ...Я вычерпывал богатую сокровищницу народных песен родины и из этого, до сих пор не исследованного, изучения норвежской народной души пытался создать национальное искусство...Э. ГригЭ. Григ - первый норвежский композитор, творчество которого вышло за пределы своей страны и стало достоянием европейской культуры. Фортепианный концерт, музыка к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт, Лирические пьесы" и романсы являются вершинами музыки второй половины XIX в. Творческо..

Губайдулина София Асгатовна

( р. 24 X 1931, Чистополь) В тот час, душа, вершиМиры, где хочешьЦарить, - чертог души,Душа, верши.М. ЦветаеваС. Губайдулина принадлежит к числу наиболее значительных советских композиторов второй половины XX в. Ее музыке свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука - характера его тембра, исполнительского приема.Одна из важных задач, которую ставит перед собой С. А. Губайдулина, - синтезировать черты культуры Запада и Вос..

Гуно Шарль

( 17 VI 1818, Париж - 18 X 1893, Сен-Клу, близ Парижа) Искусство - это сердце, способное мыслить.Ш. ГуноШ. Гуно - автор всемирно известной оперы "Фауст" - занимает одно из самых почетных мест среди композиторов XIX в. Он вошел в историю музыки как один из основоположников нового направления в оперном жанре, получившего впоследствии название "лирическая опера". В каком бы жанре ни работал композитор, он всегда отдавал предпочтение мелодическому развитию. Он считал, что мелодия всегда будет самым ..

Гурилев Александр Львович

( 3 IX 1803, Москва - 11 IX 1858, там же) А. Гурилев вошел в историю русской музыки как автор замечательных лирических романсов. Он был сыном известного в свое время композитора Л. Гурилева - крепостного музыканта графа В. Орлова. Отец руководил крепостным оркестром графя в его подмосковном имении Отрада, преподавал в женских учебных заведениях Москвы. Он оставил солидное музыкальное наследие. Сочинения для фортепиано, сыгравшие заметную роль в русском фортепианном искусстве, л духовные сочинени..

Дополнительный поиск Губаренко Виталий Сергеевич Губаренко Виталий Сергеевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Губаренко Виталий Сергеевич" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Губаренко Виталий Сергеевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 27 символа