Заринь Маргер Оттович

194

( р. 24 V 1910 - Яунпиебалга) "Мы можем гордиться, что принадлежим к самой прогрессивной, самой могучей музыкальной семье в мире, что мы тесно сблизились с народом", - считает выдающийся латышский композитор М. Заринь. Страстная любовь к Родине, к своему народу пронизывает все его творчество, известное в нашей стране и за рубежом.Среди основных произведений композитора 7опер, 10 вокально-симфонических и вокально-инструментальных произведений, 12 инструментальных концертов, 23 кантаты и хора, музыка к более 50 спектаклям и 20 кинофильмам.Заринь рос в музыкальной семье. Его отец (сельский учитель) был хорошим органистом. Мать пела в хоре Рижского оперного театра, часто выступала солисткой в концертах. Неудивительно, что с ранних лет мальчик горячо полюбил музыку.Его первым учителем по органу и фортепиано был отец.

Благодаря своим выдающимся способностям и завидному трудолюбию в 13 лет Маргер становится студентом Рижской консерватории по классу фортепиано. Однако вскоре он должен был прекратить занятия и вернуться домой. Семья не имела средств для его обучения в Риге. В 1929 г. Маргер окончил педагогический институт в Елгаве и, получив диплом школьного учителя, снова приехал в Ригу. Работая в вечерней школе, он в то же время занимался в консерватории по трем специальностям. Композиции (в классе Я. Витолса), органа и фортепиано.Первое произведение Зариня - хоровая песня "Радость" на собственные стихи - была премирована на конкурсе Праздника песни. За ней последовали другие песни и кантаты, также имевшие большой успех. "В молодости я очень увлекался музыкальным импрессионизмом.

Дебюсси, Равель были моими, кумирами", - говорил Заринь. - "Занимаясь же в классе фортепиано, я благоговел перед Бахом. Думаю, эти пристрастия отражаются в моем творчестве до сих пор".Новым, важным этапом в жизни Зариня стал 1940 г., когда после восстановления Советской власти Латвия вошла в состав братских республик нашей страны. Зариня пригласили в качестве музыкального руководителя и дирижера в Рижский Художественный театр Дайлес. Маргер безмерно счастлив. Ведь теперь он работает рядом с художественным руководителем театра Э. Смильгисом, вписавшим неповторимую страницу в историю латышской культуры. Смильгис учил Зариня искать новые средства выражения, воспитывать в себе чувство формы, постоянно обогащать свою музыкальную мысль.

"Театр, его волнующую атмосферу люблю с юных лет", - вспоминает композитор, - "годами стараюсь постичь специфику этого удивительного вида искусства". За 10 лет работы в театре Дайлес Заринь написал музыку к спектаклям "Ромео и Джульетта, Много шума из ничего, Двенадцатая ночь" В. Шекспира. "Мария Стюарт" Ф. Шиллера. "Дубровский" А. Пушкина. "Анна Каренина" Л. Толстого. К пьесам А. Н. Островского, М. Горького, Вс. Иванова, Н. Погодина, К. Тренева, Б. Лавренева. Но особо следует выделить спектакли латышской классики и только что зарождавшейся латышской советской драматургии с музыкой Зариня. "Золотой конь, Огонь и ночь" Я. Райниса, "Проделки Трины" Р. Блауманиса, "1905 год" и "Спартак" А. Упита.В полную силу музыкально-театральный талант Зариня раскрылся в оперном творчестве.

..."Мне ближе всего героико-эпический оперный жанр, раскрывающий такие моменты истории, когда общественные и личные конфликты разрешались наиболее драматично". 20 июня 1955 г. С большим успехом прошла премьера его оперы "К новому берегу" (либр. Ф. Рокпельниса по роману В. Лациса), ставшей первой советской латышской оперой. Это сочинение выдержано в классических традициях большой оперы. В нем национально яркие латышские элементы лирической, массовой, народной песенности тонко сочетаются с традиционным оперным стилем.В ином ключе написана "Опера нищих" (1964, либр. Собств. По рассказу Ж. Гривы "В тени голубой мечети"). В либретто включены стихи Н. Хикмета и О. Хайяма. События развертываются в Стамбуле. Тема борьбы против империализма удачно переплетается с колоритными жанровыми эпизодами и лирическими зарисовками из жизни простых людей Турции.

В опере использованы драматургические приемы музыкального, драматического театров и кино.По-своему оригинальна сатирическая опера-балет Зариня "Чудо Святого Маврикия" (либр, собств.). Произведение было написано в 1964 г., однако его премьера состоялась лишь в 1974 г. Сюжет заимствован из истории Риги XVI в.Значительный интерес представляет "Опера на площади", посвященная 100-летию со дня рождения В. И. Ленина (по мотивам поэм В. Маяковского и документальным рассказам Дж. Рида). Это сочинение синтезирует черты оперы, оратории и грандиозного массового действа. В нем занят огромный состав исполнителей. 7 хоров, 10 солистов и большой симфонический оркестр. "Я поставил своей целью в этом произведении говорить с аудиторией очень демократическим языком, так как адресат мой на этот раз - широкие массы слушателей, собранные не в театре, а под небесным сводом.

В своей музыке я стремился опираться на интонационную основу советской массовой песни с ее характерными фанфарными линиями-мотивами, эмоционально-приподнятыми и одновременно очень простыми, лапидарными". Театральное мышление Зариня получило яркое выражение в его ораториях. "Герои Валмиеры" (1950), "Борьба с Чертовым болотом" (1951), "Махагони" (1965)."Махагони" (либр. А. Круклиса) повествует о судьбах конголезского народа, столетиями томившегося под игом иноземцев, о самоотверженной борьбе за свободу своего народа и трагической гибели П. Лумумбы, о могучей силе пробуждающейся Африки. Литературной основой оратории послужили стихи известного негритянского поэта Л. Хьюза. Музыка, проникнутая национальным колоритом, захватывает драматизмом и напряженностью развития.

Одна из наиболее впечатляющих страниц оратории - плач по П. Лумумбе, обреченном на смерть. Финал этого величественного произведения исполнен огромной жизнеутверждающей силы.Богатством содержания и красочностью музыкального языка отмечены вокальные циклы Зариня. "Советская женщина в борьбе за мир" (1951, ст. Латышских советских поэтов), "Серебристый свет" (1952, ст. Я. Райниса), "Четыре японские миниатюры" (1963, ст. М. Басе), "Песни на слова Я. Порука" (1971) и др.Заринь неоднократно обращался и к сочинениям других жанров - к инструментальным концертам, фортепианным миниатюрам, сочинениям для органа, к киномузыке. Из кинофильмов с его музыкой наиболее значительны "Эдгар и Кристина, Времена землемеров, В тени смерти, Афера Цеплиса".Начиная с 70-х гг.

Член Союза писателей Латвии, Заринь активно работает и на литературном поприще. ..."свою работу литератора считаю продолжением деятельности композитора, ибо в моем творчестве - как в литературном, так и в музыке - есть общие принципы. В последние годы моя писательская и композиторская работа как бы слились в одно целое". По словам композитора, в его литературных сочинениях очень много из собственной биографии, из биографии его поколения. В основном он пишет о музыке и музыкантах. Первый рассказ он посвятил Ж. Оффенбаху. Среди литературных сочинений Зариня - рассказы, эссе, новеллы. Оригинальны его романы "Лже-Фауст, Мистерии и хеппенинги, Чудесные приключения старого Тайзеля, Календарь капельмейстера Коциня", композитор написал интереснейшие воспоминания "Оптимистическая энциклопедия жизни".Жизнь Зариня наполнена постоянным творческим трудом.

"Ужасен день, в котором нет значительных моментов, - впустую прожитые часы. С годами все яснее сознаешь, как страшно дорого время"..

Значения в других словарях
Жюри

Вы, может быть, не догадываегесь, но у этого слова, которое звучит во французском произношении, хотя и происходит от английского термина, в русском языке есть много родственников. Юрист, юридические и тому подобные слова - все они, оказывается, родственники. Первоначальное значение английского слова jury переводилось, как суд присяжных. Вы спросите, что общего между судом присяжных и жюри. Оказывается - есть. Жюри - это комиссия, состоящая (как и суд присяжных) из нескольких человек и присуждающ..

Запев

См. Куплет.. ..

Звук

Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Стук захлопнувшейся двери, звон водопроводной струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей, гул пылесоса, жужжание электробритвы. Это город. Это его голос. Или стрекотание сверчка, разноголосый хор птиц, шелест листьев, шум далекой электрички, пыхтение теплохода на реке, доносящиеся откуда-то гудки. Все это звуки. Мы слышим их. Благодаря им мы полнее, ярче воспринимаем окру..

Зингшпиль

(нем. Singspiel, от singen - петь и Spiel - игра) - национальная немецкая и австрийская разновидность комической оперы XVIII в. С разговорными диалогами между музыкальными номерами.. ..

Дополнительный поиск Заринь Маргер Оттович Заринь Маргер Оттович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Заринь Маргер Оттович" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Заринь Маргер Оттович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 21 символа