Иванов Янис Андреевич

232

( 9 X 1906, Прейли - 27 III 1983, Рига) Среди основоположников советского симфонизма одно из видных мест по праву занимает Я. Иванов. С его именем связано становление и расцвет латышской симфонии, которой он отдал почти всю свою творческую жизнь, - Первая возникла в 1936 г., последнюю - Двадцать первую - композитор не успел завершить. Наследие Иванова жанрово разнообразно. Наряду с симфониями им создано несколько программно-симфонических произведений (поэмы, увертюры и др.), 3 концерта, 2 поэмы для хора с оркестром, ряд камерных ансамблей (в т. Ч. 3 струнных квартета, фортепианное Трио), сочинения для фортепиано (сонаты, вариации, цикл "Двадцать четыре эскиза"), песни, киномузыка. Но именно в симфонии Иванов высказался ярче и полнее всего.

В этом смысле творческая личность композитора очень близка Н. Мясковскому. Талант Иванова развивался длительно, постепенно совершенствуясь и открывая все новые грани. Художественные принципы сложились на основе классических европейских и русских традиций, обогащенных национальным своеобразием, опорой на латышский фольклор.В сердце композитора навсегда запечатлелась родная Латгалия, край голубых озер, где он родился в крестьянской семье. Образы Родины позднее ожили в Шестой ("Латгальской") симфонии (1949), одной из лучших в его наследии. В юные годы Иванов был вынужден пойти в батраки, но благодаря упорному труду и целеустремленности сумел поступить в Рижскую консерваторию, которую окончил, в 1933 г. По классу композиции у Я.

Витолса и по классу дирижирования у Г. Шнефогта. Много сил композитор отдал просветительской и педагогической деятельности. Почти 30 лет (до 1961) он работал на радио, в послевоенное время возглавлял руководство музыкальным вещанием республики. Неоценим вклад Иванова в воспитание композиторской молодежи Латвии. Из его консерваторского класса, который он вел с 1944 г., вышло немало крупных мастеров латышской музыки. Среди них Ю. Карлсоне, О. Гравитис, Р. Паулс и др.Весь жизненный путь Иванова определялся пафосом творчества, где ведущими вехами становились его симфонии. Подобно симфониям Д. Шостаковича, их можно назвать "летописью эпохи". Нередко композитор вводит в них элементы программности - дает подробные пояснения (Шестая), заголовки к циклу или его частям (Четвертая, "Атлантида" - 1941.

Двенадцатая, "Sinfonia energica" -1967. Тринадцатая, "Symphonia humana" - 1969), варьирует жанровый облик симфонии (Четырнадцатая, "Sinfonia da camera" для струнных - 1971. Тринадцатая, на ст. З. Пурвса, с участием чтеца и т. П.), обновляет ее внутреннюю структуру. Своеобразие творческого почерка Иванова во многом определяет его широкий мелодизм, истоки которого лежат в латышской народной песне, но близки и славянской песенности.Симфонизм латышского мастера многогранен. Как и у Мясковского, он объединяет обе ветви русской симфонии - эпическую и драматическую. В ранний период в сочинениях Иванова преобладает эпическая картинность, лирическая жанровость, со временем его стиль все больше обогащается конфликтностью, драматизмом, достигая в конце пути высокой простоты и мудрой философичности.

Мир музыки Иванова богат и разнообразен. Здесь - картины природы, бытовые зарисовки, лирика и трагедийность. Подлинный сын своего народа, композитор всей душой откликался на его горе и радости. Одно из важнейших мест в творчестве композитора занимает гражданская тема. Уже в 1941 г. Он первым в Латвии откликнулся на события войны симфонией-аллегорией "Атлантида", а позже углубил эту тему в Пятой (1945) и особенно в Девятой (1960) симфониях. Первооткрывателем Иванов стал и в раскрытии ленинской темы, посвятив 100-летнему юбилею вождя Тринадцатую симфонию. Композитору всегда было присуще чувство долга, высокой ответственности за судьбу своего народа, которому он верно служил не только творчеством, но и своей общественной деятельностью.

Когда 3 мая 1984 г. В Риге прозвучала завершенная учеником Иванова Ю. Карлсонсом Двадцать первая симфония композитора, она была воспринята как завещание большого художника, его последний "искренний рассказ о времени и о себе"..

Значения в других словарях
Зингшпиль

(нем. Singspiel, от singen - петь и Spiel - игра) - национальная немецкая и австрийская разновидность комической оперы XVIII в. С разговорными диалогами между музыкальными номерами.. ..

Зурна

Этот древний инструмент, предшественник гобоя, и сейчас широко известен в Армении и Грузии, Азербайджане и Дагестане, в Узбекистане и Таджикистане. Зурна - деревянная трубка с раструбом и несколькими отверстиями на боковых стенках. Диапазон ее звучания невелик - около полутора октав, а тембр яркий и пронзительный. Поэтому играют на зурне обычно на открытом воздухе, сопровождая народные танцы. Как правило, один зурначи (так называют исполнителя на зурне) играет мелодию, а другой вторит ему долгим..

Изаи Эжен

( 16 VII 1858, Льеж - 12 V 1931, Брюссель) Искусство - результат совершенного сочетания мыслей и чувств.Э. ИзаиЭ. Изаи был последним наряду с Ф. Клейслером виртуозом-композитором, продолжавшим и развивавшим традиции романтического искусства выдающихся скрипачей XIX в. Огромный масштаб мыслей и чувств, богатство фантазии, импровизационная свобода выражения, виртуозное мастерство выдвинули Изаи в число выдающихся интерпретаторов, определили самобытный характер его исполнительского и композиторског..

Имитация

Это латинское слово (imitatio) означает подражание. Имитировать - значит подражать. В искусстве, да и в жизни, имитация встречается очень часто. Почти каждый человек умеет имитировать манеру разговора, жесты и мимику других людей, пение птиц, голоса животных. В некоторых видах искусства - в театре, в кино, в радиопередачах и телеспектаклях часто приходится изображать - имитировать - шум дождя, свист ветра, удары грома, гул морского прибоя и другие звуки. В музыке термин «имитация» означает особы..

Дополнительный поиск Иванов Янис Андреевич Иванов Янис Андреевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иванов Янис Андреевич" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иванов Янис Андреевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 21 символа