Импровизация

255

Обычно композитор, сочиняя какое-нибудь произведение, предварительно обдумывает его, делает наброски, а потом уже записывает сочинение на нотной бумаге, тщательно отделывая каждую деталь. Но бывает и так. Музыкант садится за рояль, берет несколько несвязных аккордов, а затем, словно размышляя, начинает играть. Звучат пассажи, возникают и исчезают мелодии, вновь сменяясь разливами пассажей. Спросите этого музыканта, что он играл, и он ответит. Да так, ничего, просто импровизировал. Латинское слово improvisus означает - непредвиденный. Импровизировать - значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное. Бывают импровизаторы не только музыканты, но и поэты.

Об одном из поэтов-импровизаторов рассказывает Пушкин в оставшейся незаконченной повести «Египетские ночи». В старину искусство музыкальной импровизации было развито очень широко. Каждый музыкант, выступая в концерте, должен был импровизировать по заказу публики произведение в определенной форме - вариаций, фуги, сонаты, на тему, предложенную кем-нибудь из присутствовавших. Рассказывают такой случай. В XVII и XVIII веках было принято устраивать состязания между исполнителями. И вот, осенью 1717 года в Дрезден приехал весьма модный французский органист, клавесинист и композитор Луи Маршан. Туда же вызвали Иоганна Себастьяна Баха, в то время еще мало кому известного немецкого музыканта. За день до назначенного состязания Бах явился в королевский дворец послушать своего конкурента.

Маршан играл блестяще. Ему много аплодировали, а потом предложили и немецкому музыканту «попробовать инструмент». Бах тут же повторил песенку, на тему которой импровизировал Маршан, и варьировал ее с огромным искусством, совершенно затмив соперника. Потом Бах написал на листочке бумаги мелодию и передал ее Маршану. Это была тема, на которую французский музыкант должен был назавтра импровизировать. Бах, в свою очередь, попросил у Маршана тему для своей импровизации. На следующий день придворное общество долго ожидало прибытия во дворец знаменитого француза, но он так и не явился. Оказалось, что он бежал, не решившись соперничать с гениальным импровизатором. А вот отрывок программы одного из концертов маленького Моцарта (вы, наверное, знаете, что Моцарт с самого раннего возраста проявил себя как гениальный музыкант.

В шесть - семь лет он уже выступал с концертами в разных странах). «6. Ария, которую господин Амадео (так звали Моцарта в Италии) тут же сочинит на предложенные ему стихи и затем исполнит, аккомпанируя себе на клавикорде. 7. Соната на тему, которую предложит по своему выбору первый скрипач оркестра, сочинит и исполнит господин Амадео. 10. Фуга на тему, предложенную экспромтом...» В одном итальянском городе слушатели, которые не могли поверить, что ребенок способен так вдохновенно импровизировать, потребовали, чтобы он снял с пальца кольцо. Они решили, что кольцо волшебное и управляет руками мальчика. Конечно, сняв кольцо, Моцарт продолжал играть так же хорошо. Великолепным импровизатором был и Бетховен, и многие другие композиторы прошлого.

О гениальном скрипаче и композиторе Никколо Паганини, например, рассказывали, что лучшие его произведения - не те, что записаны, изданы и известны всем, а те, что он импровизировал по настроению и никогда больше не повторял. В наше время искусство импровизации почти совсем забыто. Лишь крайне редко встречаются музыканты, способные сочинять «на глазах у публики». Произошло это прежде всего потому, что в музыке, как и во всех областях нашей жизни, господствует «узкая специализация». Композиторы теперь не являются одновременно концертирующими музыкантами-исполнителями, а профессиональные инструменталисты-концертанты, как правило, не обладают выдающимися композиторскими данными. Старые традиции импровизирования сохранились разве лишь у некоторых органистов.

Так, в начале 60-х годов в нашу страну на гастроли приезжал Томанер-хор - хор лейпцигской церкви святого Фомы, в которой когда-то давно многие годы работал И. С. Бах. Руководитель хора Гюнтер Рамин импровизировал на клавесине прелюдию и фугу, темы для которых ему предложили советские музыканты, присутствовавшие на концерте..

Значения в других словарях
Изаи Эжен

( 16 VII 1858, Льеж - 12 V 1931, Брюссель) Искусство - результат совершенного сочетания мыслей и чувств.Э. ИзаиЭ. Изаи был последним наряду с Ф. Клейслером виртуозом-композитором, продолжавшим и развивавшим традиции романтического искусства выдающихся скрипачей XIX в. Огромный масштаб мыслей и чувств, богатство фантазии, импровизационная свобода выражения, виртуозное мастерство выдвинули Изаи в число выдающихся интерпретаторов, определили самобытный характер его исполнительского и композиторског..

Имитация

Это латинское слово (imitatio) означает подражание. Имитировать - значит подражать. В искусстве, да и в жизни, имитация встречается очень часто. Почти каждый человек умеет имитировать манеру разговора, жесты и мимику других людей, пение птиц, голоса животных. В некоторых видах искусства - в театре, в кино, в радиопередачах и телеспектаклях часто приходится изображать - имитировать - шум дождя, свист ветра, удары грома, гул морского прибоя и другие звуки. В музыке термин «имитация» означает особы..

Инвенция

Этим словом, означающим по-латыни «изобретение» (inventio), И. С. Бах назвал небольшие полифонические пьесы, которые он сочинял специально для своих учеников. Это были своего рода упражнения, необходимые для того, чтобы овладеть приемами исполнения сложных полифонических произведений, в частности - фуг. Название для своих пьес композитор подобрал чрезвычайно точно, так как его инвенции действительно полны выдумок, остроумных сочетаний и чередований голосов. Но инвенции - не только упражнения. Эт..

Инструментовка

Сочиняя оркестровое произведение, композитор представляет его себе во всем богатстве разнообразных тембров. Но записывает, как правило, музыку сначала двустрочно в виде так называемого клавира, лишь в отдельных случаях помечая около той или другой ноты. Это играет тромбон. Это - гобой. Здесь вступают скрипки. Далеко не случайно поручает автор те или иные эпизоды своей музыки одним или другим инструментам. Совсем не все равно, какой инструмент будет играть мелодию, сопровождение к ней, какой-то п..

Дополнительный поиск Импровизация Импровизация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Импровизация" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Импровизация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 12 символа