Лятошинский Борис Николаевич

197

( 3 I 1895, Житомир - 15 IV 1968 Киев) С именем Бориса Николаевича Лятошинского связан не только огромный и, может быть, самый славный период развития украинской советской музыки, но и память о великом таланте, о мужестве и честности. В самые трудные времена своей страны, в самые горькие минуты собственной жизни он оставался искренним, мужественным художником. Лятошинский преждевсего композитор-симфонист. Для него симфонизм - способ жизни в музыке, принцип мышления во всех без исключения произведениях - от крупнейшего полотна до хоровой миниатюры или обработки народной песни.Непростым был путь Лятошинского в искусстве. Потомственный интеллигент, он в 1918 г. Закончил юридический факультет Киевского университета, год спустя - Киевскую консерваторию по классу композиции Р.

Глиэра. Бурные годы первого десятилетия века отразились и на первых сочинениях молодого композитора, в которых уже ясно ощутимы его привязанности. Первый и Второй струнные квартеты, Первая симфония насыщены бурными романтическими порывами, изысканно-рафинированные музыкальные темы восходят к позднему Скрябину. Огромно внимание к слову - поэзия М. Метерлинка, И. Бунина, И. Северянина, П. Шелли, К. Бальмонта, П. Верлена, О. Уайльда, старинных китайских поэтов воплотилась в столь же утонченных романсах с усложненной мелодикой, необыкновенным разнообразием гармонических и ритмических средств. То же можно сказать и о фортепианных произведениях этого периода (Отражения, Соната), для которых характерны остроэкспрессивные образы, афористический лаконизм тем и максимально активное, драматически-действенное их развитие.

Центральное сочинение - Первая симфония (1918), в ней ярко проявился полифонический дар, блестящее владение оркестровыми тембрами, масштабность замыслов.В 1926 г. Появляется Увертюра на четыре украинские темы, знаменующая начало нового периода, для которого характерно пристальное внимание к украинскому фольклору, проникновение в тайны народного мышления, в его историю, культуру (оперы "Золотой обруч" и "Полководец" ("Щорс"). Кантата "Заповiт" на ст. Т. Шевченко. Отмеченные тончайшим лиризмом обработки украинских народных песен для голоса с фортепиано и для хора a cappella, в которые Лятошинский смело вводит сложные полифонические приемы, а также необычные для народной музыки, но чрезвычайно выразительные и органичные гармонии).

Опера "Золотой обруч" (по повести И. Франко) благодаря историческому сюжету из XIII в. Давала возможность живописать и образы народа, и трагическую любовь, и фантастических персонажей. Столь же многообразен и музыкальный язык оперы со сложной системой лейтмотивов, непрерывным симфоническим развитием. В годы войны вместе с Киевской консерваторией Лятошинский эвакуировался в Саратов, где в трудных условиях продолжалась напряженная работа. Композитор постоянно сотрудничал с редакцией радиостанции им. Т. Шевченко, которая транслировала свои передачи для жителей и партизан оккупированной территории Украины. В эти же годы созданы Украинский квинтет, Четвертый струнный квартет, Сюита для струнного квартета на украинские народные темы.Послевоенные годы особенно интенсивны и плодотворны.

В течение 20 лет Лятошинский создает прекрасные хоровые миниатюры. На ст. Т. Шевченко. Циклы "Времена года" на ст. А. Пушкина, на ст. А. Фета, М. Рыльского, "Из прошлого".Этапным сочинением стала Третья симфония, написанная в 1951 г. Первой редакции симфонии был предпослан эпиграф. "Мир победит войну". Ее основная тема - борьба добра и зла. После первого исполнения на пленуме Союза композиторов Украины симфония подверглась несправедливо резкой критике, типичной для того времени. Композитору пришлось переделать скерцо и финал. Но, к счастью, музыка осталась жива. По воплощению сложнейшей концепции, музыкальной мысли, драматургическому решению Третью симфонию Лятошинского можно поставить в один ряд с Седьмой симфонией Д. Шостаковича.

50-60-е гг. Отмечены громадным интересом композитора к славянской культуре. В поисках единых корней, общности славян пристально изучается польский, сербский, хорватский, болгарский фольклор. Как итог появляются "Славянский концерт" для фортепиано с оркестром. 2 мазурки на польские темы для виолончели и фортепиано. Романсы на ст. А. Мицкевича. Симфонические поэмы "Гражина, На берегах Вислы. Польская сюита, Славянская увертюра", Пятая ("Славянская") симфония, "Славянская сюита" для симфонического оркестра. Панславянизм Лятошинский трактует с высоких гуманистических позиций, как общность чувств и понимания мира.Теми же идеалами руководствовался композитор в своей педагогической деятельности, воспитав не одно поколение украинских композиторов.

Школа Лятошинского - это прежде всего выявление индивидуальности, уважение к иному мнению, свобода поиска. Потому столь непохожи друг на друга в своем творчестве его ученики - В. Сильвестров и Л. Грабовский, В. Годзяцкий и Н. Полоз, Е. Станкович и И. Шамо. Каждый из них, выбрав собственный путь, тем не менее в каждом своем сочинении остается верен главному завету Учителя - оставаться честным и бескомпромиссным гражданином, служителем нравственности и совести..

Значения в других словарях
Лютославский Витольд

( р. 25 I 1913, Варшава) Вся изощренность организации музыкального материала может иметь ценность только в той мере, в какой она заставляет слушателя понять произведение. Вызвать. Непосредственное впечатление, а не осознание методов организации музыкального материала.В. ЛютославскийОдин из признанных лидеров музыки XX в. В. Лютославский вырос в семье с большими культурными и музыкальными традициями. В 6 лет он начинает учиться игре на рояле, а позже, в гимназические годы, - на скрипке. С 14 лет ..

Лядов Анатолий Константинович

( 11 V 1855, Петербург - 28 VIII 1914, усадьба Полыновка, ныне Новгородской обл.) ...Лядов скромно отвел себе область миниатюры - фортепианной и оркестровой - и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом, первоклассного художника-ювелира и мастера стиля. В нем действительно жило прекрасное в национально-русском душевном облике.Б. АсафьевА. Лядов принадлежит к младшему поколению замечательной плеяды русских композиторов второй половины XIX в. Он проявил себя как та..

Магнификат

(от первого слова лат. Текста Magnificat anima mea Dominum - Величит душа моя Господа) - хвалебная песня на текст слов девы Марии из Евангелия. В католической церкви с давних пор составляет кульминационный пункт вечерни.. ..

Мадригал

(франц. Madrigal, от позднелат. Matricale, от лат. Mater - мать) - песня на родном (материнском) языке - светский музыкальнопоэтический жанр эпохи Возрождения.. ..

Дополнительный поиск Лятошинский Борис Николаевич Лятошинский Борис Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лятошинский Борис Николаевич" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лятошинский Борис Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 28 символа