Мартину

258

( 8 XII 1890, Поличка, Чехия - 28 VIII 1959, Листаль, близ Базеля, Швейцария) Искусство - это всегда личность, которая в одном человеке объединяет идеалы всех людей.Б. МартинуВ последние годы имя чешского композитора Б. Мартину все чаще упоминается в ряду крупнейших мастеров XX в. Мартину - композитор-лирик, тонко и поэтично воспринимающий мир, эрудированный музыкант, щедро одаренный фантазией. Его музыке свойственны и сочная колористичность народно-жанровых образов, и трагедийный драматизм, рожденный событиями военного времени, и глубина лирико-философского высказывания, воплотившего его размышления о "проблемах дружбы, любви и смерти".Переживший сложные перипетии жизненной судьбы, связанные с пребыванием в течение многих лет в других странах (Франции, Америке, Италии, Швейцарии), композитор навсегда сохранил в своей душе глубокую и благоговейную память о родном крае, преданность тому уголку земли, где впервые увидел свет.

Он родился в семье звонаря, сапожника и театрала-любителя Фердинанда Мартину. Память хранила впечатления детства, проведенного на высокой башне костела Св. Якуба, звон колоколов, звучание органа и бесконечный простор, созерцаемый с высоты колокольни. ..."Этот простор - одно из самых глубоких впечатлений детства, особенно сильно осознанных и, по-видимому, играющих большую роль во всем моем отношении к композиции. Это тот простор, который у меня постоянно перед глазами и который, как мне кажется, я всегда ищу в своих работах".Народные песни, предания, слышанные в семье, глубоко осели в сознании художника, наполнив его внутренний мир реальными представлениями и воображаемыми, рожденными детской фантазией.

Они озарили лучшие страницы его музыки, исполненные поэтической созерцательности и ощущения объемности звукового пространства, колокольной окрашенности звучаний, лирической теплоты чешско-моравской песенности. В таинстве музыкальных фантазий композитора, назвавшего свою последнюю Шестую симфонию "Симфоническими фантазиями", с их многоцветной, изысканно-живописной палитрой, и заключается, по словам Г. Рождественского, "та особая магия, завораживающая слушателя с первых же тактов звучания его музыки".Но к таким вершинным лирико-философским откровениям композитор приходит в зрелый период творчества. Еще будут годы обучения в Пражской консерватории, где он занимался как скрипач, органист и композитор (1906-13), плодотворные занятия с И.

Суком, ему выпадет счастливая возможность работать в оркестре знаменитого В. Талиха и в оркестре Национального театра. Вскоре он надолго уедет в Париж (1923-41), получив государственную стипендию для совершенствования композиторского мастерства под руководством А. Русселя (который в день своего 60-летия скажет. "Моей славой будет Мартину"!). К этому времени уже определились склонности Мартину в отношении к национальной тематике, к импрессионистическому звуковому колориту. Он является уже автором симфонических поэм, балета "Кто самый сильный на свете". (1923), кантаты "Чешская рапсодия" (1918), вокальных и фортепианных миниатюр. Однако впечатления от художественной атмосферы Парижа, новых веяний в искусстве 20-30-х гг., которые так обогатили восприимчивую натуру композитора, особенно увлекшегося новациями И.

Стравинского и французской "Шестерки", оказали огромное влияние на творческую биографию Мартину. Здесь он пишет кантату на чешские народные тексты "Букет" (1937), оперу на сюжет французского драматурга-сюрреалиста Ж. Неве "Жюльетта" (1937), неоклассические опусы - Concerto grosso (1938), "Три ричеркара" для оркестра (1938), балет с пением "Шпаличек" (1932), основанный на народных танцах, обрядах, легендах, Пятый струнный квартет (1938) и Концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр (1938) с их тревожной атмосферой предвоенного времени. В 1941 г. Мартину вместе с женой-француженкой вынужден эмигрировать в США. Композитор, чьи сочинения включали в свои программы С. Кусевицкий, Ш. Мюнш, был принят с почестями, достойными известного маэстро.

И хотя нелегко было включиться в новый ритм и уклад жизни, Мартину переживает здесь один из самых интенсивных творческих этапов. Он преподает композицию, пополняет свои знания в области литературы, философии, эстетики, естественныхнаук, психологии, пишет музыкально-эстетические эссе, много сочиняет. Патриотические чувства композитора с особой художественной силой выразил его симфонический реквием "Памятник Лидице" (1943) - это отклик на трагедию чешского села, стертого с лица земли фашистами.В последние 6 лет после возвращения в Европу (1953) Мартину создает удивительные по глубине, искренности и мудрости произведения. В них - чистота и свет (цикл кантат на народно-национальную тему), какая-то особая рафинированность и поэтичность музыкальной мысли (оркестровые "Притчи, Фрески Пьеро делла Франческа"), сила и глубина идей (опера "Греческие пассионы", оратории "Гора трех огней" и "Гильгамеш"), пронзительная, томительная лирика (Концерт для гобоя с оркестром, Четвертый и Пятый фортепианные концерты).Творчеству Мартину свойственна широта образного, жанрового и стилистического диапазона, в нем сочетаются импровизационная свобода мышления и рационализм, освоение самых смелых новаций своего времени и творческое переосмысление традиций, гражданственный пафос и сокровенно теплый лирический тон.

Художник-гуманист, Мартину видел свою миссию в служении идеалам человечества..

Значения в других словарях
Малер Густав

( 7 VII 1860, Калиште, Чехия - 18 V 1911, Вена) Человек, в котором воплотилась самая серьезная и чистая художественная воля нашего времени.Т. МаннВеликий австрийский композитор Г. Малер говорил, что для него "писать симфонию - значит всеми средствами имеющейся техники строить новый мир. Всю жизнь я сочинял музыку лишь об одном. Как я могу быть счастлив, если где-нибудь еще страдает другое существо". При таком этическом максимализме "построение мира" в музыке, достижение гармоничного целого стано..

Мандолина

Один из многочисленных потомков лютни, мандолина появилась в Италии в XVII веке, и уже в следующем столетии сделалась самым распространенным, самым любимым народным инструментом. Постепенно она стала популярна и в других странах. Мандолина - это и сольный, и аккомпанирующий, и ансамблевый инструмент. Существуют оркестры мандолин разных размеров. Оркестры эти, в которые иногда включаются гитары, носят название неаполитанских. Бывают случаи, когда мандолина включается даже в оперный и симфонически..

Марш

Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский очень любит детей. Для них, кроме музыки, он пишет книги. Книги, которые помогают понять музыку, почувствовать себя свободно в ее увлекательном мире. Одна из книг Кабалевского называется «Про трех китов и про многое другое». О третьем из китов, на которых, по мысли автора, держится музыка, в книге рассказано так. «Вот физкультурники перед началом соревнований идут по стадиону в легких спортивных костюмах, с огромными развевающимися по ветру знаменами - бе..

Масканьи Пьетро

( 7 XII 1863, Ливорно - 2 VIII 1945. Рим) Напрасно думают, что колоссальный, сказочный успех этого молодого человека есть следствие ловкой рекламы. Масканьи, очевидно, человек не только очень даровитый, но и очень умный. Он понял, что в настоящее время повсюду веет духом реализма, сближения искусства с правдой жизни, что человек с его страстями и горестями нам понятнее и ближе, чем боги и полубоги. Он с чисто итальянской пластичностью и красивостью иллюстрирует избираемые им жизненные драмы, и в..

Дополнительный поиск Мартину Мартину

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мартину" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мартину, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа