Массне Жюль
( 12 V 1842, Монто, близ г. Сент-Этьена, деп. Луара - 13 VIII 1912, Париж) Никогда г-н Массне не показал так хорошо, как в "Вертере", чарующие качества дарования, сделавшего его музыкальным историком женской души.К. ДебюссиАх, как тошен Massenet. И что всего досаднее, так это то, что в этой тошноте что-то родственное с собою чувствую.П. Чайковский Дебюсси удивил меня, защищая это кондитерское изделие (Манон Массне. - Е. Р.)И. СтравинскийКаждый французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как каждый итальянец - частицу Верди и Пуччини.Ф. ПуленкРазноречивы мнения современников. В них не только борьба вкусов и устремлений, но и неоднозначность творчества Ж. Массне. Главное достоинство его музыки - в мелодиях, которые, по словам композитора А.
Брюно, "узнаешь среди тысяч". Чаще всего они тесно связаны со словом, отсюда их необычайная гибкость и выразительность. Грань между мелодией и речитативом почти неуловима, а потому оперные сцены Массне не делятся на замкнутые номера и связывающие их "служебные" эпизоды, как это было у его предшественников - Ш. Гуно, А. Тома, Ф. Галеви. Требования сквозного действия, музыкального реализма были актуальными требованиями эпохи. Массне воплощал их очень по-французски, во многом воскрешая традиции, восходящие к Ж. Б. Люлли. Однако в основе речитации Массне лежит не торжественная, немного напыщенная декламация трагических актеров, а безыскусственная бытовая речь простого человека. В этом главная сила и своеобразие лирики Массне, в этом же причина его неудач, когда он обращался к трагедии классического типа ("Сид" по П.
Корнелю). Прирожденный лирик, певец интимных движений души, умеющий придать особую поэтичность женским образам, он часто берется за трагические и помпезные сюжеты "большой" оперы. Ему недостаточно театра Opera Comique, он должен царить и в Grand Opera, для чего предпринимает почти мейерберовские усилия. Так, на концерте из музыки разных композиторов Массне, втайне от коллег, добавляет к своей партитуре большой духовой оркестр и, оглушив публику, оказывается героем дня. Массне предчувствует некоторые достижения К. Дебюсси и М. Равеля (речитативный стиль в опере, аккордовые блики, стилизацию старинной французской музыки), но, работая параллельно с ними, остается все же в рамках эстетики XIX в.Музыкальная карьера Массне началась с его поступления в консерваторию в десятилетнем возрасте.
Вскоре семья переезжает в Шамбери, но Жюль не может обойтись без Парижа и дважды убегает из дома. Успешной оказалась лишь вторая попытка, однако четырнадцатилетний мальчик познал всю неустроенность жизни артистической богемы, описанной в "Сценах". А. Мюрже (которого он знал лично, так же как и прототипов Шонара и Мюзетты). Преодолев годы бедности, в результате упорного труда Массне добивается Большой Римской премии, дававшей право на четырехлетнюю поездку в Италию. Из-за границы он возвращается в 1866 г. С двумя франками в кармане и с ученицей по фортепиано, которая тогда же становится его женой. Дальнейшая биография Массне представляет собой непрерывную цепь все возрастающих успехов. В 1867 г. Поставлена его первая опера "Двоюродная бабушка", через год у него появляется постоянный издатель, пользуются успехом его оркестровые сюиты.
А затем Массне создает все более зрелые и значительные сочинения. Оперы "Дон Сезар де Базан" (1872), "Король Лахорский" (1877), ораторию-оперу "Мария Магдалина" (1873), музыку к "Эриниям" Ш. Леконта де Лиля (1873) со знаменитой "Элегией", мелодия которой появилась еще в 1866 г. В качестве одной из Десяти фортепианных пьес - первого изданного произведения Массне. В 1878 г. Массне становится профессором Парижской консерватории, избирается членом Института Франции. Он в центре общественного внимания, пользуется любовью публики, известен всегдашней любезностью и остроумием. Вершина творчества Массне - оперы "Манон" (1883) и "Вертер" (1886), и по сей день они звучат на сценах многих театров мира. До конца жизни композитор не сбавлял творческой активности.
Не давая отдыха ни себе, ни слушателям, он пишет оперу за оперой. Мастерство растет, но времена меняются, а стиль его остается неизменным. Творческий дар заметно убывает, особенно в последнее десятилетие, хотя Массне по-прежнему пользуется уважением, почетом и всеми житейскими благами. В эти годы написаны оперы "Таис" (1894) со знаменитым "Размышлением, Жонглер богоматери" (1902) и "Дон-Кихот" (1910, по Ж. Лоррену), созданный специально для Ф. Шаляпина.Массне неглубок, считал его постоянный недруг и соперник К. Сен-Санс, "но это не имеет никакого значения. ...Искусство нуждается в художниках всевозможных разновидностей. У него было обаяние, способность очаровывать и нервный, хотя и неглубокий темперамент. В теории мне такой характер музыки не нравится.
Но как устоять, когда слышишь Манон у ног де Гриё в ризнице Сен-Сюльпис. Как не быть захваченным до недр души этими рыданиями любви. Как раздумывать и анализировать, если ты тронут"?.
Дополнительный поиск Массне Жюль
На нашем сайте Вы найдете значение "Массне Жюль" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Массне Жюль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 11 символа