Мийо Даркюс

210

( 4 IV 1892, Экс-ан-Прованс - 22 VI 1974, Женева) Многие награждали его титулом гения, а многие считали шарлатаном, чья главная цель была "эпатировать буржуа".М. БауерТворчество Д. Мийо вписало яркую, красочную страницу во французскую музыку XX в. Оно броско и отчетливо выразило мироощущение послевоенных 20-х гг., а имя Мийо оказалось в центре музыкально-критической полемики того времени.Мийо родился на юге Франции. Провансальский фольклор и природа родного края навсегда запечатлелись в душе композитора и наполнили его искусство неповторимым ароматом Средиземноморья. Первые шаги в музыке были связаны со скрипкой, игре на которой Мийо обучался сначала в Эксе, а с 1909 г. В Парижской консерватории у Бертелье.

Но вскоре страсть к сочинению взяла верх. Среди педагогов Мийо были П. Дюка, А. Жедальж, Ш. Видор, а также В. Д'Энди (в Schola cantorum). В первых произведениях (романсах, камерных ансамблях) заметно влияние импрессионизма К. Дебюсси. Развивая французскую традицию (Г. Берлиоз, Ж. Базе, Дебюсси), Мийо оказался очень восприимчив и к русской музыке - М. Мусоргскому, И. Стравинскому. Балеты Стравинского (особенно "Весна священная", потрясшая весь музыкальный мир) помогли молодому композитору увидеть новые горизонты. Еще в годы войны создаются 2 первые части оперно-ораториальной трилогии "Орестея. Агамемнон" (1914) и "Хоэфоры" (1915). 3 часть "Эвмениды" была написана позже (1922). В трилогии композитор отказывается от импрессионистской утонченности, находит новый, более простой язык.

Самым действенным выразительным средством становится ритм (так, декламация хора нередко сопровождается только ударными инструментами). Одним из первых Мийо для усиления напряженности звучания применил здесь одновременное сочетание разных тональностей (политональность). Текст трагедии Эсхила перевел и обработал видный французский драматург П. Клодель - друг и единомышленник Мийо в течение многих лет. "Я оказался на пороге жизненного а здорового искусства. В котором чувствуется высвобожденная от пут мощь, энергия, одухотворенность и нежность. Это искусство Поля Клоделя!" - вспоминал впоследствии композитор.В 1916 г. Клоделя назначают послом в Бразилии, и Мийо в качестве личного секретаря едет с ним. Свое восхищение яркостью красок тропической природы, экзотикой и богатством латиноамериканского фольклора Мийо воплотил в "Бразильских танцах", где политональные сочетания мелодии и аккомпанемента придают звучанию особую остроту и пряность.

Балет "Человек и его желание" (1918, сценарий Клоделя) написан под впечатлением от танца В. Нижинского, гастролировавшего в Рио-де-Жанейро с труппой русского балета С. Дягилева.Возвратившись в Париж (1919), Мийо примыкает к группе "Шести", идейными вдохновителями которой были композитор Э. Сати и поэт Ж. Кокто. Члены этой группы выступали против преувеличенной экспрессии романтизма и импрессионистской зыбкости, за "земное" искусство,искусство "повседневности". В музыку молодых композиторов проникают звучания XX в. Ритмы техники и мюзик-холла. Ряд балетов, созданных Мийо в 20-х гг., объединяет дух эксцентрики, спектакля-клоунады. В балете "Бык на крыше" (1920, сценарий Кокто), где показан американский бар в годы сухого закона, звучат мелодии современных танцев, например танго.

В "Сотворении мира" (1923) Мийо обращается к джазовому стилю, взяв за образец оркестр Гарлема (негритянский квартал Нью-Йорка), с оркестрами такого рода композитор познакомился во время гастролей в США. В балете "Салат" (1924), возрождающем традицию комедии масок, звучит старинная итальянская музыка. Разнообразны поиски Мийо и в оперном жанре. На фоне камерных опер ("Страдания Орфея, Бедный матрос" и др.) возвышается монументальная драма "Христофор Колумб" (по Клоделю) - вершина творчества композитора. Большинство произведении для музыкального театра написано в 20-х гг. В это время создаются также 6 камерных симфоний, сонаты, квартеты и др. Композитор много гастролировал. В 1926 г. Он посетил СССР. Его выступления в Москве и Ленинграде никого не оставили равнодушными.

По словам очевидцев, "одни возмущались, другие недоумевали, третьи относились положительно, а молодежь - даже восторженно".В 30-е гг. Искусство Мийо приближается к жгучим проблемам современного мира. Вместе с Р. Ролланом. Л. Арагоном и своими друзьями - членами группы "Шести" Мийо участвует в работе Народной музыкальной федерации (с 1936), пишет песни, хоры, кантаты для самодеятельных коллективов, широких народных масс. В кантатах он обращается к гуманистическим темам ("Смерть тирана, Кантата о мире, Кантата о войне" и др.). Композитор также сочиняет увлекательные игры-пьесы для детей, музыку к кинофильмам. Вторжение гитлеровских войск во Францию заставило Мийо эмигрировать в США (1940), где он обратился к преподавательской деятельности в Миллс-колледже (близ Лос-Анджелеса).

Став по возвращении на родину профессором Парижской консерватории (1947), Мийо не оставлял работу в Америке и регулярно ездил туда. Все больше его привлекает инструментальная музыка. После шести симфоний для камерных составов (созданных в 1917-23 гг.) он пишет еще 12 симфоний. Мийо - автор 18 квартетов, оркестровых сюит, увертюр и многочисленных концертов. Для фортепиано (5), альта (2), виолончели (2), скрипки, гобоя, арфы, клавесина, ударных, маримбы и вибрафона с оркестром. Не ослабевает интерес Мийо к теме борьбы за свободу (опера "Боливар" - 1943. Четвертая симфония, написанная к столетию революции 1848 г. Кантата "Огненный замок" - 1954, посвященная памяти жертв фашизма, сожженных в концлагерях).Среди работ последнего тридцатилетия - сочинения в самых разных жанрах.

Монументальная эпическая опера "Давид" (1952), написанная к 3000-летнему юбилею Иерусалима, опера-оратория "Святой Людовик - король Франции" (1970, на текст Клоделя), комедия "Преступная мать" (1965, по П. Бомарше), ряд балетов (в т. Ч. "Колокола" по Э. По), множество инструментальных произведений. Последние несколько лет Мийо провел в Женеве, продолжая сочинять и работать над завершением автобиографической книги "Моя счастливая жизнь"..

Значения в других словарях
Метнер Николай Карлович

( 5 I 1880, Москва - 13 XI 1951, Лондон) Я наконец в искусстве безграничномДостигнул степени высокой.Слава мне улыбнулась. Я в сердцах людейНашел созвучия своим созданьям.А. Пушкин. Моцарт и СальериН. Метнер занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры. Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных стилей, характерных для первой половины XX в. Приближаясь отчасти к эстетике немецких роман..

Метроном

Если вы занимаетесь музыкой, то возможно, вам приходилось встречать в нотах, в начале музыкального произведения, такие или подобные указания. М.М. = 72 или = 108, = 60. Ставятся они непосредственно вслед за словесным обозначением темпа и указывают тоже, притом более точно, на темп произведения. Например, М.М. = 72 означает, что музыка должна исполняться со скоростью 72 половинных ноты в минуту. Как найти эту скорость. На это отвечают буквы М.М., означающие «метроном Мельцеля». Метроном - прибор,..

Минор

См. Лад.. ..

Многоголосие

Когда-то очень давно музыка была одноголосной. Певец пел песню. Музыкант на древнем, еще совсем примитивном инструменте исполнял одну мелодию. Но шли века, и музыка усложнялась. Люди поняли, что можно петь вдвоем или втроем, и не одну и ту же мелодию, а разные, но сливающиеся воедино, образующие вместе приятные для слуха созвучия. Что играть можно тоже не одному, а нескольким музыкантам вместе, причем не одно и то же, а отличающиеся друг от друга мелодии. Многоголосие имеет два основных вида. Ес..

Дополнительный поиск Мийо Даркюс Мийо Даркюс

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мийо Даркюс" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мийо Даркюс, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 11 символа