Молдобасанов Калый

318

( р. 28 IX 1929, с. Терек, ныне Нарынской обл.) Молдобасанов - один из ведущих композиторов и музыкально-общественных деятелей Киргизии. Его наивысшие достижения связаны с жанром балета. Музыкальный язык композитора впитал в себя интонации и ритмы киргизского фольклора, древнего национального эпоса. Театральность - характернейшая черта композиторского мышления Молдобасанова - проявилась не только в его балетах, но и в произведениях других жанров - в симфонических и вокально-оркестровых сочинениях, в камерно-инструментальных пьесах и вокальных миниатюрах, а также в самом типе музыкальной драматургии. "У меня, я думаю, чувство театра наследственное. Искусство отца - то главное впечатление, которое определило мою жизнь, мое дело.

Рассказывал и пел он разное. И части "Манаса", особенно хорошо знал "Семетей", и "малый" эпос, сказки, истории племен. Многие драгоценные строки наших национальных сказаний были записаны от него. И от его друзей - манасчи. ...А ведь манасчи - не просто сказитель, не просто импровизатор, он непременно актер. ...Театр, в буквальном смысле слова, был неведом киргизу в дореволюционные времена, однако именно в таком опосредованном виде - через творчество манасчи - вошел издавна в жизненный опыт народа"...Любовь к народной музыке композитор бережно хранит всю жизнь. Уже в 12 лет он играл в оркестре народных инструментов Киргизской государственной филармонии. В 1945 г. Он поступил в Киргизское государственное музыкально-хореографическое училище, где занимался в классах скрипки и дирижирования.

В 1950 г. Молдобасанов поступил на 2 курс Московской консерватории в класс оперно-симфонического дирижирования профессора Л. Гинзбурга. По окончании консерватории в 1954 г. Он возвратился во Фрунзе и начал свою дирижерскую деятельность в Киргизском театре оперы и балета. Уже первое крупное произведение Молдобасанова - балет "Куйручук", написанный в соавторстве с Г. Окуневым (1960), - привлекло внимание яркостью, новизной и оригинальностью музыкального языка, красочностью оркестровки. Много лет это произведение украшает репертуар Киргизского академического театра оперы и балета им. А. Малдыбаева. ..."Отец много рассказывал об этом удивительном весельчаке, комике, которого боялись баи пуще целого войска" (о Куйручуке.

- Н. А.). ..."Он мог "приклеить" баю такое прозвище, что весь народ подхватывал его и смеялся над баем. А где смех, там нет страха. Из рассказов наших аксакалов и составлено либретто балета о проделках Куйручука". Музыкальный материал балета отличается национальной характерностью, в нем сохранены метроритмические особенности народной инструментальной музыки. Балет-оратория "Материнское поле" (1974) занимает особое место в творчестве Молдобасанова и в киргизском искусстве в целом. Композитор создал произведение, по своей значительности не уступающее его литературному первоисточнику - одноименной повести Ч. Айтматова (либр. М. Ахунбаева и М. Баялинова). Балет воспевает подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.

Символом гуманистического пафоса этого сочинения стала простая женщина-крестьянка Толгонай - образ огромной обобщающей силы. В балете живут две Толгонай - молодая и старая (эта роль поручена драматической актрисе). Необычность сочинения заключается в том, что композитор вводит в него хоровую и сольную декламацию и пение. В драматургии важную роль играет еще один символический образ - Мать-земля (Материнское поле), партию которой в вокально-симфонических прологах к каждому из трех действий исполняет хор, это и сообщает сочинению черты оратории. В этих прологах сконцентрированы размышления Толгонай и ее диалоги с Матерью-землей. Замысел сочинения своеобразен еще и тем, что воспоминания Толгонай, потерявшей на войне мужа и троих сыновей, оживают непосредственно в балетном действии.Важное место в творчестве Молдобасанова занимают программные оркестровые сочинения (танец "Юность, Танец труда, Танец тюльпанов, Весенний вальс", хореографическая сюита "Люди наших дней", симфонические картины "В стане Манаса" - 1978 и "Легенда" - 1977).

Композитор обращался также к жанру инструментального концерта (Концерт для гобоя - 1976), к камерной инструментальной и вокальной музыке, писал музыку для детей (10 детских пьес для скрипки и фортепиано - 1963, цикл песен для сопрано с фортепиано "Счастливые дети" на ст. Т. Кожомбердиева - 1982). Своей республике Молдобасанов посвятил отмеченные яркой театральностью кантаты "Цвети, Киргизстан" (1966), "Ликуй, Киргизстан" (1972), "Цветущий город" (1979, к 100-летию г. Фрунзе). Одно из последних сочинений Молдобасанова - балет "Сказ о Манкурте", поставленный в 1987 г. На сцене Театра оперы и балета им. А. Малдыбаева (либр. М. Баялинова). В качестве сюжетной основы композитор взял легенду из романа Айтматова "И дольше века длится день.

Легенда неизвестной далекой эпохи в спектакле созвучна нашему времени. Ее идея - жизненная необходимость памяти в широком смысле этого слова. Она и сегодня актуальна, как никогда", - говорит композитор. Используя мотивы киргизского фольклора и остросовременные музыкальные средства, Молдобасанов выходит за пределы национальной культуры и обращается к вечным, общезначимым ценностям. И в этом смысле его балет перекликается со многими произведениями современного искусства, отразившими сегодняшний взгляд на историю..

Значения в других словарях
Могучая Кучка

- творческое содружество русских композиторов (М. Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М. Мусоргский, H Римский-Корсаков), сложившееся в конце 50-х - начале 60-х гг. XIX в. Известно также под названием Новая русская музыкальная школа, балакиревский кружок.. ..

Модуляция

От латинского слова «modulatio», что дословно означает соблюдение меры, размеренность, произошло итальянское modulazione, в переводе - переливы голоса. В теории музыки слово «модуляция» означает переход из одной тональности в другую. Модуляции могут быть плавными, постепенными. Могут быть и резкими, неожиданными. Если новая тональность не закрепляется надолго, а происходит возвращение к первоначальной тональности, то такая модуляция называется отклонением. Модуляция - очень важное, яркое и красо..

Монтеверди Клаудио

( 15 V 1567, Кремона - 29 XI 1643, Венеция) Монтеверди отстаивает права чувств и свободы в музыке. Невзирая на протесты защитников правил, он разрывает путы, которыми музыка сама себя опутала, и хочет, чтобы впредь она следовала лишь велениям сердца.Р. РолланТворчество итальянского оперного композитора К. Монтеверди - одно из уникальных явлений в музыкальной культуре XVII в. В своем интересе к человеку, к его страстям и страданиям, Монтеверди - истинный художник Ренессанса. Никому из композиторо..

Монюшко Станислав

( 5 V 1819, Убель, близ Минска - 4 VI 1872, Варшава) Выдающийся польский композитор С. Монюшко - создатель национальной классической оперы и камерной вокальной лирики. Его творчество впитало в себя характерные черты народной музыки поляков, украинцев и белорусов. С детства Монюшко имел возможность познакомиться с крестьянским фольклором славянских народов. Его родители любили искусство, обладали различными художественными талантами. Мать учила мальчика музыке, отец был художником-любителем. Част..

Дополнительный поиск Молдобасанов Калый Молдобасанов Калый

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Молдобасанов Калый" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Молдобасанов Калый, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 18 символа