Монтеверди Клаудио

158

( 15 V 1567, Кремона - 29 XI 1643, Венеция) Монтеверди отстаивает права чувств и свободы в музыке. Невзирая на протесты защитников правил, он разрывает путы, которыми музыка сама себя опутала, и хочет, чтобы впредь она следовала лишь велениям сердца.Р. РолланТворчество итальянского оперного композитора К. Монтеверди - одно из уникальных явлений в музыкальной культуре XVII в. В своем интересе к человеку, к его страстям и страданиям, Монтеверди - истинный художник Ренессанса. Никому из композиторов того времени не удалось так выразить в музыке трагическое, ощущение жизни, приблизиться к постижению ее правды, так раскрыть первозданную природу человеческих характеров.Монтеверди родился в семье врача. Его музыкальными занятиями руководил М.

Индженьери - опытный музыкант, капельмейстер Кремонского собора. Он развил полифоническую технику будущего композитора, познакомил с лучшими хоровыми произведениями Дж. Палестрины и О. Лассо. Моитеверди сочинять начал рано. Уже в начале 1580-х гг. Вышли в свет первые сборники вокальных многоголосных произведений (мадригалов, мотетов, кантат), а к концу этого десятилетия он становится известным в Италии композитором, членом академии Сайта Чечилия в Риме. С 1590 г. Монтеверди - на службе в придворной капелле герцога Мантуанского (сначала в качестве оркестранта и певца, а затем и капельмейстера). Пышный, богатый двор Винченцо Гонзага привлекал лучшие художественные силы того времени. По всей вероятности, Монтеверди мог встречаться с великим итальянским поэтом Т.

Тассо, фламандским художником П. Рубенсом, членами прославленной флорентийской камераты, авторами первых опер - Я. Пери, О. Ринуччини. Сопровождая герцога в частых путешествиях, военных походах, композитор побывал в Праге, Вене, Инсбруке, Антверпене. В феврале 1607 г. В Мантуе с огромным успехом была поставлена первая опера Монтеверди - "Орфей" (либр. А. Стриджо). Пасторальную пьесу, предназначенную для дворцовых празднеств, Монтеверди превратил в настоящую драму о страданиях и трагической судьбе Орфея, о бессмертной красоте его искусства. (Монтеверди и Стриджо сохранили трагический вариант развязки мифа - Орфей, покидая царство мертвых, нарушает запрет, оглядывается на Эвридику и теряет ее навсегда.) "Орфей" отличается удивительным для раннего произведения богатством средств.

Экспрессивная декламация и широкая кантилена, хоры и ансамбли, балет, развитая оркестровая партия служат воплощению глубоко лирического замысла. До нашего времени сохранилась всего одна сцена из второй оперы Монтеверди - "Ариадна" (1608). Это знаменитый "Плач Ариадны (Дайте мне умереть"...), послуживший прообразом множества арий lamento (арий жалобы) в итальянской опере. (Плач Ариадны известен в двух вариантах - для голоса solo и в виде пятиголосного мадригала.)В 1613 г. Монтеверди переехал в Венецию и до конца жизни оставался на службе капельмейстером в соборе Св. Марка. Богатая музыкальная жизнь Венеции открыла перед композитором новые возможности. Монтеверди пишет оперы, балеты, интермедии, мадригалы, музыку к церковным и придворным празднествам.

Одно из оригинальнейших произведений этих лет - драматическая сцена "Поединок Танкреда и Клоринды" на текст из поэмы Т. Тассо "Освобожденный Иерусалим", соединившая чтение (партия Рассказчика), актерскую игру (речитативные партии Танкреда и Клоринды) и оркестр, который живописует ход поединка, раскрывает эмоциональный характер сцены. В связи с "Поединком" Монтеверди писал о новом стиле concitato (возбужденном, взволнованном), противопоставляя его господствовавшему в то время "мягкому, умеренному" стилю.Остроэкспрессивным, драматическим характером отличаются и многие мадригалы Монтеверди (в Венеции был создан последний, восьмой сборник мадригалов, 1638). В этом жанре многоголосной вокальной музыки сформировался стиль композитора, произошел отбор выразительных средств.

Особенно оригинален гармонический язык мадригалов (смелые тональные сопоставления, хроматические, диссонирующие аккорды и т. П.). В конце 1630-х - начале 40-х гг. Наивысшего расцвета достигает оперное творчество Монтеверди ("Возвращение Улисса на родину" - 1640, "Адонис" - 1639, "Свадьба Энея и Лавинии" - 1641. 2 последние оперы не сохранились).В 1642 г. В Венеции была поставлена "Коронация Поппеи" Монтеверди (либр. Ф. Бузинелло по "Анналам" Тацита). Последняя опера 75-летнего композитора стала подлинной вершиной, итогом творческого пути. В ней действуют конкретные, реально существовавшие исторические лица - римский император Нерон, известный своим коварством и жестокостью, его учитель - философ Сенека. Многое в "Коронации" наводит на аналогии с трагедиями гениального современника композитора - В.

Шекспира. Открытость и накал страстей, резкие, подлинно "шекспировские" контрасты сцен возвышенных и жанрово-бытовых, комедийных. Так, прощание Сенеки с учениками - трагическая кульминация оаеры - сменяется веселой интермедией пажа и служанки, а затем начинается настоящая оргия - Нерон с друзьями глумится над учителем, празднует его смерть."Единственный его закон - сама жизнь", - писал о Монтеверди Р. Роллан. Смелостью открытий творчество Монтеверди надолго опередило свое время. Композитор провидел очень отдаленное будущее музыкального театра. Реализм оперной драматургии В. А. Моцарта, Дж. Верди, М. Мусоргского. Может быть, поэтому столь удивительной оказалась судьба его произведений. Долгие годы они оставались в забвении и вновь вернулись к жизни только в наше время..

Значения в других словарях
Модуляция

От латинского слова «modulatio», что дословно означает соблюдение меры, размеренность, произошло итальянское modulazione, в переводе - переливы голоса. В теории музыки слово «модуляция» означает переход из одной тональности в другую. Модуляции могут быть плавными, постепенными. Могут быть и резкими, неожиданными. Если новая тональность не закрепляется надолго, а происходит возвращение к первоначальной тональности, то такая модуляция называется отклонением. Модуляция - очень важное, яркое и красо..

Молдобасанов Калый

( р. 28 IX 1929, с. Терек, ныне Нарынской обл.) Молдобасанов - один из ведущих композиторов и музыкально-общественных деятелей Киргизии. Его наивысшие достижения связаны с жанром балета. Музыкальный язык композитора впитал в себя интонации и ритмы киргизского фольклора, древнего национального эпоса. Театральность - характернейшая черта композиторского мышления Молдобасанова - проявилась не только в его балетах, но и в произведениях других жанров - в симфонических и вокально-оркестровых сочинения..

Монюшко Станислав

( 5 V 1819, Убель, близ Минска - 4 VI 1872, Варшава) Выдающийся польский композитор С. Монюшко - создатель национальной классической оперы и камерной вокальной лирики. Его творчество впитало в себя характерные черты народной музыки поляков, украинцев и белорусов. С детства Монюшко имел возможность познакомиться с крестьянским фольклором славянских народов. Его родители любили искусство, обладали различными художественными талантами. Мать учила мальчика музыке, отец был художником-любителем. Част..

Мосолов Александр Васильевич

( 11 VIII 1900, Киев - 12 VII 1973, Москва) Сложна и необычна композиторская судьба А. Мосолова - яркого и оригинального художника, интерес к которому в последнее время все более возрастает. В его творчестве совершались самые невероятные стилистические модуляции, которые отразили метаморфозы, происходившие на различных этапах развития советской музыки. Ровесник века, он смело ворвался в искусство в 20-е гг. И органично вписался в "контекст" эпохи, со всей своей импульсивностью и неуемной энергие..

Дополнительный поиск Монтеверди Клаудио Монтеверди Клаудио

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монтеверди Клаудио" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монтеверди Клаудио, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 18 символа