Монюшко Станислав

192

( 5 V 1819, Убель, близ Минска - 4 VI 1872, Варшава) Выдающийся польский композитор С. Монюшко - создатель национальной классической оперы и камерной вокальной лирики. Его творчество впитало в себя характерные черты народной музыки поляков, украинцев и белорусов. С детства Монюшко имел возможность познакомиться с крестьянским фольклором славянских народов. Его родители любили искусство, обладали различными художественными талантами. Мать учила мальчика музыке, отец был художником-любителем. Часто устраивались домашние спектакли, и любовь к театру, зародившаяся у Станислава с детства, прошла через всю его жизнь.В 8 лет Моиюшко отправился в Варшаву - начинаются годы учения. Он берет уроки у органиста и пианиста А.

Фрейера. В 1830 г. Станислав переезжает в Минск, там поступает в гимназию и занимается композицией с Д. Стефановичем и под его влиянием окончательно решает избрать музыку своей профессией.Свое музыкальное образование Монюшко завершает в Берлине, в Певческой академии (1837-40). Он осваивает работу с хором и оркестром, получает более полное представление о музыкальной (прежде всего оперной) культуре Европы. В эти годы появляются первые самостоятельные произведения. Месса, 2 струнных квартета, Три песни на ст. А. Мицкевича, музыка к спектаклям. В 1840-58 гг. Монюшко живет в Вильно (Вильнюс). Здесь, вдали от крупных музыкальных центров раскрывается его разносторонний талант. Он работает органистом костела Св. Яна (с этим связано сочинение органных "Песен нашего костела"), выступает как дирижер в симфонических концертах и в оперном театре, пишет статьи, дает уроки игры на фортепиано.

В числе его учеников - русский композитор Ц. Кюи, один из участников "Могучей кучки". Несмотря на значительные материальные трудности, Монюшко занимался с ним бесплатно. Индивидуальность композитора раньше всего проявилась в жанрах песни и романса. В 1841 г. Выходит первый Песенник Монюшко (всего их 12). Песни, созданные в Вильно, во многом подготовили стиль его будущих опер.Высшее достижение творчества Монюшко - опера "Галька". Это трагическая история о молодой крестьянской девушке, обманутой знатным барином. Искренность и теплота музыки, мелодическое богатство сделали эту оперу особенно популярной и любимой поляками. "Галька" была поставлена в Вильно в 1848 г. Ее успех сразу принес известность провинциальному органисту.

Но только спустя 10 лет опера в новой, значительно усовершенствованной редакции была поставлена в Варшаве. Дата этой постановки (1 января 1858г.) считается рождением польской классической оперы.В 1858 г. Монюшко совершил заграничную поездку по Германии, Франции, Чехии (будучи в Веймаре, он посетил Ф. Листа). Тогда же композитора приглашают на должность главного дирижера театра Бельки (Варшава), которую он занимает до конца своих дней. Кроме этого Монюшко - профессор в Музыкальном институте (1864-72), там он ведет классы композиции, гармонии и контрапункта (среди его учеников - композитор З. Носковский). Монюшко также автор Школы игры на фортепиано и учебника гармонии.Частые выступления с авторскими концертами в Петербурге сблизили Монюшко с русскими композиторами - он был другом М.

Глияки и А. Даргомыжского. Лучшее из созданного Монюшко связано прежде всего с теми жанрами, которые не были затронуты великим польским классиком Ф. Шопеном или не получили у него значительного развития, - с оперой и песней. Монюшко создал 15 опер. Кроме "Гальки", к лучшим его произведениям относится "Зачарованный замок" ("Страшный двор" - 1865). Монюшко не раз обращался к комической опере ("Явнута, Сплавщик леса"), к балету (в т. Ч. "Монте-Кристо"), оперетте, музыке к театральным постановкам ("Гамлет" В. Шекспира, "Разбойники" Ф. Шиллера, водевили А. Фредро). Постоянно привлекает композитора и жанр кантаты ("Мильда, Ниола"). В поздние годы были созданы 3 кантаты на слова А. Мицкевича. "Призраки" (по драматической поэме "Дзяды"), "Крымские сонеты" и "Пани Твардовская".

Монюшко внес национальный элемент и в церковную музыку (6 месс, 4 "Остробрамские литании"), положил начало польскому симфонизму (программные увертюры "Сказка, Каин" и др.). Композитор писал и фортепианную музыку, предназначенную в основном для домашнего музицирования. Полонезы, мазурки, вальсы, 2 тетради пьес "Безделушки".Но особенно важным наряду с оперным творчеством было сочинение песен (ок. 400), которые композитор объединял в сборники - "Домашние песенники". Их название говорит само за себя. Это музыка повседневного быта, созданная в расчете не только на профессионалов, но и любителей музыки. "Я не создаю ничего нового. Странствуя по польским землям, я наполняюсь духом народных песен. Из них, помимо моей воли, вдохновение переливается во все мои сочинения".

В этих словах Монюшко раскрывается секрет удивительной "общительности" его музыки..

Значения в других словарях
Молдобасанов Калый

( р. 28 IX 1929, с. Терек, ныне Нарынской обл.) Молдобасанов - один из ведущих композиторов и музыкально-общественных деятелей Киргизии. Его наивысшие достижения связаны с жанром балета. Музыкальный язык композитора впитал в себя интонации и ритмы киргизского фольклора, древнего национального эпоса. Театральность - характернейшая черта композиторского мышления Молдобасанова - проявилась не только в его балетах, но и в произведениях других жанров - в симфонических и вокально-оркестровых сочинения..

Монтеверди Клаудио

( 15 V 1567, Кремона - 29 XI 1643, Венеция) Монтеверди отстаивает права чувств и свободы в музыке. Невзирая на протесты защитников правил, он разрывает путы, которыми музыка сама себя опутала, и хочет, чтобы впредь она следовала лишь велениям сердца.Р. РолланТворчество итальянского оперного композитора К. Монтеверди - одно из уникальных явлений в музыкальной культуре XVII в. В своем интересе к человеку, к его страстям и страданиям, Монтеверди - истинный художник Ренессанса. Никому из композиторо..

Мосолов Александр Васильевич

( 11 VIII 1900, Киев - 12 VII 1973, Москва) Сложна и необычна композиторская судьба А. Мосолова - яркого и оригинального художника, интерес к которому в последнее время все более возрастает. В его творчестве совершались самые невероятные стилистические модуляции, которые отразили метаморфозы, происходившие на различных этапах развития советской музыки. Ровесник века, он смело ворвался в искусство в 20-е гг. И органично вписался в "контекст" эпохи, со всей своей импульсивностью и неуемной энергие..

Мотет

(франц. Motet, от mot - слово) - жанр многоголосной вокальной музыки, возник в XII в. Во Франции, с XIII в до середины XVI в. Оставался важнейшим жанром западноевропейской духовной и светской многоголосной музыки.. ..

Дополнительный поиск Монюшко Станислав Монюшко Станислав

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Монюшко Станислав" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Монюшко Станислав, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 17 символа