В нашей базе магии слов: 194 словаря. 2 207 871 слов

Нурымов Чары

117

( р. 23 IV 1940, с. Тазе гуйч Байрамалийского р-на Турки. ССР)

Ч. Нурымов принадлежит к талантливому поколению туркменских композиторов, влившемуся в художественную жизнь республики в начале 60-х гг. и обозначившему впечатляющий взлет национальной композиторской школы.

Родился Нурымов в маленьком туркменском ауле. Вместе со старшим братом Дурды (также ставшим известным в республике композитором) Чары с большим интересом учился в байрамалийской школе-интернате у замечательного педагога- пианистки О. Кривченко. Затем поступил в республиканское музыкальное училище, а потом - в Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, где его учителем по композиции стал известный воспитатель многих композиторских кадров Г. Литинский.

Уже первое значительное произведение Нурымова, созданное в стенах института, Симфония, стало фактически первым для Туркмении образцом этого жанра и определило главное направление творческого поиска композитора: претворение традиций национального музыкального мышления в сложных жанрах современной инструментальной музыки. Диапазон творчества композитора широк, однако преобладают сочинения для оркестра: 3 симфонии (1964, 1984, 1989); симфоническая поэма "Пламя Октября" (1977); увертюры; а также инструментальные концерты - для трубы (1969), чрезвычайно популярный у современных исполнителей Концерт для фортепиано с оркестром (1973), Концерт-поэма для голоса с оркестром (1971). В жанре концерта для оркестра написаны получившие широкую известность "Текинские фрески" (1970). Затейливая импульсивная ритмика этого пятичастного инструментального полотна основана на принципах виртуозного народного исполнительства и на приемах современной композиторской техники. Особую популярность завоевал Дестан-концерт № 1 для флейты, гобоя, струнных, фортепиано и ударных (1983), который своеобразно объединяет стилевые признаки европейского concerto grosso и композиции в характере традиционного среднеазиатского макомного жанра. По мысли автора, в этом сочинении раскрываются все этапы человеческого бытия: "рождение, юность с ее страстями и страданиями, мудрая зрелость, восхождение на вершины духа и горькое одиночество старости". Исполняемый во многих городах и странах этот концерт был рекомендован Международным симпозиумом в МНР для пропаганды радио- и телевизионными корпорациями стран Азии, входящих в ЮНЕСКО. Работа в этом новом интересном жанре была продолжена Дестан-концертом № 2 для струнного оркестра.

Среди инструментальных произведений Нурымова выделяются также "Газели" для гобоя, струнного оркестра, фортепиано и ударных (1975), поэтически воссоздающие в современной музыке дух старинного жанра восточной поэзии. Плодотворна работа композитора также в области камерно-инструментальной музыки. Один из его трех струнных квартетов (Второй) посвящен памяти Индиры Ганди (1985). Все квартеты Нурымова исполнялись во многих странах мира - в Италии, Греции, Сирии, Индии. В нюне 1989 г. в Финляндии состоялась премьера нового сочинения "Энигма" для камерного состава.

Еще одна значительная часть творчества композитора - 3 балета. "Гибель Суховея" (1967) стал первым туркменским балетом на современную тему. Балет "Бессмертие" (1972) посвящен подвигам героев Великой Отечественной войны, "Кугитангская трагедия" (1976) повествует о любви, подавляемой силами религиозного фанатизма.

Перу композитора принадлежат также песни, очень популярные в республике, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям, сочинения для оркестра народных инструментов. Еще одно важное направление работы Ч. Нурымова - музыкальная педагогика. Он преподает композицию и инструментовку в Туркменском педагогическом институте искусств.

Музыка Нурымова привлекает все большее внимание не только советских, но и зарубежных слушателей. Об этом свидетельствует успех его сочинений, в частности, на советско-американском фестивале в США (1988), в программу которого были включены "Текинские фрески, Газели", Квартет "Памяти Индиры Ганди". "Газели", по словам рецензентов, "прозвучавшие очень оригинально, ни на что не похоже", предстали как "попытка синтеза среднеазиатских и западных стилей, давшая необычный, эффектный и художественно убедительный результат". Исполнение произведений Нурымова стало "одним из самых ярких событий всей концертной программы" в Бостоне.


Значения в других словарях
Ноктюрн

Темные, почти черные берега. Темное зеркало реки. Спокойное небо и на нем огромная зеленоватая луна. Ее отражение волшебной дорожкой пересекает кажущуюся недвижной воду. Удивительным покоем и тишиной веет от этого живописного полотна. Каждый, хоть раз видевший эту картину, никогда ее не забудет. Это А. И. Куинджи, «Ночь на Днепре». А вот еще одна картина: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звез ...

Нота

Кажется, с этим словом все очень просто: нота - значит... А вот если задуматься, не так уж просто! Вы держите в руках маленькую книжечку. На ней написано: блокнот. Кстати, раньше это слово писали по-другому, вот так: блок-нот! Вы включаете радио и слышите: «Нота советского правительства...» А на улице, на одном из магазинов, видите вывеску: «Ноты». Каждый раз значение этого слова иное. По-латыни n ...

Обертон

Проделайте такой опыт: беззвучно нажмите клавишу фортепиано, а потом сильно ударьте и сразу отпустите клавишу октавой ниже (например, держите до второй октавы, а ударьте до первой). Взятый вами тон быстро угаснет, но еще долго будет слышаться тихий, но отчетливый звук нажатой вами клавиши. Можно беззвучно нажать клавишу двумя октавами выше ударяемой. Соответствующий ей звук тоже будет слышен, хотя ...

Дополнительный поиск Нурымов Чары

Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нурымов Чары" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нурымов Чары, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 23 символа