Опера

332

Погас свет в зрительном зале. К дирижерскому пульту прошел дирижер. Взмах дирижерской палочки - и в затихший зрительный зал полились звуки увертюры. Начался спектакль, в котором органично сплелись пение и симфоническая музыка, драматическое действие, балет, живопись. Началась опера. Опера - это жанр синтетический, появившийся на основе содружества различных искусств (итальянское «opera» буквально - труд, дело, сочинение). Однако роль их в опере не равноценна. Уже несколько столетий существует опера. И все это время не утихают споры о том, что в ней главное - музыка или текст. Был в истории оперы период, когда ее автором считался поэт, либреттист, а композитор - лицо второстепенное - должен был во всем подчиняться не только либреттисту, но и певцам, которые требовали выигрышных арий в удобных для себя местах.

Настало время и для другой крайности - когда на содержание перестали обращать внимание. Опера превратилась в своего рода концерт в костюмах. Но это действительно крайности. В XVIII и XIX веках окончательно сформировался жанр оперы в таком виде, как мы его знаем и любим сейчас. Главное в опере - все-таки музыка. Ради нее мы идем в оперный театр. Вот герой поет арию. В это время на сцене ничего занимательного не происходит. Действие останавливается. Все слушают музыку. Музыку, которая рассказывает о сокровенных чувствах и мыслях героя, раскрывает нам его характер. Ария - очень важная составная часть оперы, поэтому ей посвящается отдельный рассказ. Ее, так же, как и другие сольные оперные номера - ариозо, каватину, балладу - можно сравнить с монологом в драматической пьесе.

А теперь давайте вспомним, что поет Иван Сусанин перед началом своей знаменитой арии «Ты взойдешь, моя заря». «Чуют правду. Смерть близка, мне не страшна она. Свой долг исполнил я. Прими мой прах, мать земля». Звучат медленные, короткие, разделенные остановками фразы. Это пение, но очень похожее на декламацию. Называется оно речитатив (латинское слово recitare - читать вслух, громко произносить). Значение речитатива в опере очень велико. Он - основной «инструмент» развития действия. Ведь тогда, когда звучат законченные музыкальные номера-арии, ансамбли - действие обычно останавливается. Оперы без речитатива не существует. Но зато бывают оперы, полностью построенные на речитативе. Большую роль в опере играет хор. С его помощью композиторы изображают картины народной жизни.

А в операх М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина» народ, по определению самого композитора, является даже главным действующим лицом. Еще один из важных компонентов, без которого не может обойтись опера, это оркестр. Он исполняет увертюру, симфонические антракты, звучит во время всего действия, создает яркие картины, раскрывает чувства героев. Возникло оперное искусство почти четыреста лет тому назад, в конце XVI века. Первый музыкальный спектакль с пением на сюжет древнегреческого мифа о борьбе бога Аполлона со змеем Пифоном был поставлен в итальянском городе Флоренции в 1594 году. С тех пор опера прошла большой, сложный путь. Родившись в Италии, она попала далее и в другие страны Европы, Возникнув как произведение мифологическое, теперь она удивительно разнообразна по сюжетам.

В XIX веке в разных странах сложились национальные оперные школы. Самые яркие их представители в Италии - Россини, Верди и Пуччини, во Франции Мейербер, Гуно и Бизе, в Германии Вебер и Вагнер. Несколько раньше, в конце XVIII века, опера получает расцвет в Австрии, в творчестве Моцарта. В России оперное искусство достигло высочайших вершин в творчестве Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского-Корсакова, Чайковского, Прокофьева и Шостаковича. В большинстве случаев оперы пишутся на сюжеты, взятые из литературы. «Руслан и Людмила» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Евгений Онегин», «Мазепа» и «Пиковая дама» Чайковского, «Травиата», «Риголетто» и «Отелло» Верди, «Кармен» Бизе, «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского, «Нос» и «Катерина Измайлова» Д.

Шостаковича, «Война и мир» и «Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева, «Тихий Дон» и «Поднятая целина» И. Дзержинского, «Кола Брюньон» и «Семья Тараса» Кабалевского - много на свете опер, в основе которых лежат хорошо известные романы, повести, драматические пьесы. Партитура готовой оперы передается в театр. Над ней работает дирижер, свои партии разучивают солисты и хор, режиссер осуществляет постановку, художники пишут декорации. Только в результате общего труда всех этих людей возникает оперный спектакль..

Значения в других словарях
Огиньский Михал Клеофас

( 25 IX 1765, Гузув, близ Варшавы - 15 X 1833, Флоренция) Жизненный путь польского композитора М. Огиньского похож на увлекательную повесть, изобилующую внезапными поворотами судьбы, теснейшим образом связанной с трагической судьбой его родины. Имя композитора было окружено ореолом романтики, еще при жизни о нем возникало множество легенд (так, он не раз "узнавал" о собственной смерти). Музыка Огиньского, чутко отразившая настроения времени, многократно усиливала интерес к личности ее автора. Ко..

Онеггер Артюр

( 10 III 1892, Гавр - 27 XI 1955, Париж) Онеггер - большой мастер, один из немногих современных композиторов, которым свойственно чувство величественного.Э. Журдан-МоранжВыдающийся французский композитор А. Онеггер - один из наиболее прогрессивных художников современности. Вся жизнь этого разностороннего музыканта и мыслителя была служением любимому искусству. Ему он отдавал свои разносторонние способности и силы на протяжении почти 40 лет. Начало творческого пути композитора относится к годам п..

Оперетта

Оперетта - итальянское слово (operetta) и означает буквально - маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины 50-х годов прошлого века. Оперетта возникла из театральных интермедий - коротеньких представлений, которые шли в антрактах крупных пьес, из злободневных спектаклей-обозрений. Во Франции она стала зеркалом общественной жизни, обличающим пороки, высмеивающим недостатки. Лучшие французские оперетты связаны с именем композитора Жака Оффенбаха. Это «Орфей в аду», «Пр..

Оратория

«Тополи, тополи, скорей идите во поле...» Слушая эту звонкую песенку пионеров из оратории Шостаковича «Песнь о лесах», трудно поверить, что жанр оратории зародился в церкви. Это было в Риме, в конце XVI века, когда верующие католики стали собираться в специальных помещениях при церкви - ораториях (от латинского oratoria - красноречие) - для чтения и толкования библии. Обязательным участником таких собраний была музыка, которая сопровождала проповеди и чтение. Так возникли особые духовные произве..

Дополнительный поиск Опера Опера

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Опера" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Опера, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 5 символа