Орган

221

Самый большой из всех музыкальных инструментов - ор-ган. Играют на нем, как на фортепиано, нажимая на клавиши. Но в отличие от фортепиано орган не струнный, а духовой инструмент и родственником он оказывается не клавишным инструментам а маленькой флейте. В древние времена, когда сложных музыкальных инструментов еще не было, несколько тростниковых дудочек разной величины стали соединять вместе. Инструмент этот древние греки называли флейтой Пана. Считалось, что придумал его бог лесов и рощ Пан. На одной дудочке играть легко. Ей нужно немного воздуха. А вот играть на нескольких сразу значительно труднее - не хватает дыхания. Поэтому уже в глубокой древности люди искали механизм, заменяющий человеческое дыхание. Такой механизм нашли.

Нагнетать воздух стали мехами, такими же как те, которыми кузнецы раздували огонь в горне. Во втором веке до новой эры в Александрии изобрели гидравлический орган. В нем воздух нагнетался не мехами, а водяным прессом. Поэтому он поступал равномернее, и звук получался лучше - ровнее и красивее. Шли века, инструмент совершенствовался. Появился так называемый исполнительский пульт или исполнительский стол. На нем несколько клавиатур, расположенных одна над другой, а внизу огромные клавиши для ног - педали, которыми извлекались самые низкие звуки. Конечно, давно были забыты камышовые дудочки - флейты Пана. В органе зазвучали металлические трубы, причем число их доходило до многих тысяч. Понятно, что если бы каждой трубе соответствовала клавиша, то на инструменте с тысячами клавиш невозможно было бы играть.

Поэтому над клавиатурами сделали регистровые ручки или кнопки. Каждой клавише соответствуют несколько десятков, а то и сотен труб, издающих звуки одной высоты, но разного тембра. Их можно включать и выключать регистровыми ручками, и тогда, по желанию композитора и исполнителя, звук органа становится похожим то на флейту, то на гобой или другие инструменты. Он может имитировать даже пение птиц. В Средние века органами заинтересовалась церковь. Во всех католических соборах и больших церквах были построены органы. Их торжественное и мощное звучание как нельзя лучше подходило к архитектуре соборов с уходящими вверх линиями, высокими сводами. Лучшие музыканты мира служили церковными органистами. Много великолепной музыки было написано для этого инструмента разными композиторами, в том числе Бахом.

Разумеется, далеко не вся музыка, созданная для органа, была культовой, связанной с церковью. Сочинялись для него и так называемые «светские» произведения. В России орган был только светским инструментом, так как в православной церкви, в отличие от католической, его никогда не ставили. Начиная с XVIII века композиторы включают орган в оратории. А в XIX веке он появился и в опере. Как правило это было вызвано сценической ситуацией - если действие происходило в храме или около него. Чайковский, например, воспользовался органом в опере «Орлеанская дева» в сцене торжественной коронации Карла VII. Мы слышим орган и в одной из сцен оперы Гуно «Фауст» (сцена в соборе). А вот Римский-Корсаков в опере «Садко» поручил органу аккомпанировать песне Старчища-могуч-богатыря, который прерывает пляску Морского царя.

Верди в опере «Отелло» при помощи органа имитирует шум морской бури. Иногда орган включается и в партитуру симфонических произведений. С его участием исполняются Третья симфония Сен-Санса, Поэма экстаза и «Прометей» Скрябина В симфонии «Манфред» Чайковского тоже звучит орган, хотя композитор и не предусмотрел этого. Он написал партию фисгармонии, которую там орган часто заменяет..

Значения в других словарях
Оперетта

Оперетта - итальянское слово (operetta) и означает буквально - маленькая опера. Становление оперетты связано с Францией второй половины 50-х годов прошлого века. Оперетта возникла из театральных интермедий - коротеньких представлений, которые шли в антрактах крупных пьес, из злободневных спектаклей-обозрений. Во Франции она стала зеркалом общественной жизни, обличающим пороки, высмеивающим недостатки. Лучшие французские оперетты связаны с именем композитора Жака Оффенбаха. Это «Орфей в аду», «Пр..

Оратория

«Тополи, тополи, скорей идите во поле...» Слушая эту звонкую песенку пионеров из оратории Шостаковича «Песнь о лесах», трудно поверить, что жанр оратории зародился в церкви. Это было в Риме, в конце XVI века, когда верующие католики стали собираться в специальных помещениях при церкви - ораториях (от латинского oratoria - красноречие) - для чтения и толкования библии. Обязательным участником таких собраний была музыка, которая сопровождала проповеди и чтение. Так возникли особые духовные произве..

Оркестр

В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты. Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, имелись оркестры у богатых вельмож. Именно от богатства и вкусов хоз..

Орф Карл

( 10 VII 1895, Мюнхен - 29 III 1982, там же) Деятельность Орфа, открывающего новые миры в культуре прошлого, можно сравнить с работой поэта-переводчика, который спасает ценности культуры от забвения, лжетолкования, непонимания, пробуждает их от летаргического сна.О. ЛеонтьеваНа фоне музыкальной жизни XX в. Искусство К. Орфа поражает своей самобытностью. Каждое новое сочинение композитора становилось предметом споров и дискуссий. Критики, как правило, обвиняли его в откровенном разрыве с той трад..

Дополнительный поиск Орган Орган

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Орган" в словаре Музыкальный словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Орган, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "О". Общая длина 5 символа